В 2012 году в пригородном сообщении Донецкая железная дорога понесла убытки на сумму 509 млн грн
4-02-2013, 13:38Донецкая железная дорога является крупнейшим перевозчиком пассажиров в Донбассе. Так, в 2012 году в пригородном сообщении перевезено 47,3 млн. человек, из них 90% - пассажиры льготных категорий.
Понимая огромное социальное значение пригородных перевозок, Донецкая железная дорога прилагает максимум усилий, чтобы в полной мере удовлетворить потребности населения Донбасса в перевозках. Ежедневно осуществляется около 195 рейсов. С другой стороны социальная нагрузка пригородного сообщения приносит большие убытки, которые с каждым годом только растут. С каждой вложенной гривны возвращается только 6 копеек. Убытки Донецкой железной дороги от пригородных перевозок за 2012 насчитывают 509 млн. грн., Что на 15,5 млн грн. больше, чем за соответствующий период прошлого года.
На сегодняшний день тарифы на проезд железной дорогой в пригородном сообщении значительно ниже по сравнению с другими видами транспорта. В частности, согласно Правилам перевозок стоимость проезда до 5 км составляет 3,80 грн, до 20 км - 5,00 грн, а максимальная (до 300 км с одной пересадкой) - 20,00 грн.
Донецкая железная согласно действующему законодательству Украины сохраняет все существующие льготы отдельным категориям населения (например, для участников Великой Отечественной войны и пенсионеров проезд бесплатный, для студентов дневной формы обучения - 50%, для детей 6-14 лет - 75% от полной стоимости билета). Всего Донецкая железная дорога осуществляет перевозки 26 льготных категорий населения, компенсация за которые должна проводиться облгосадминистрациями и соответствующими министерствами за счет субвенции из бюджета Украины.
В 2012 году Донецкой железной дорогой перевезено пассажиров льготных категорий на сумму 25,3 млн грн., а компенсации получено лишь 13,7 млн грн. - 54,3% от необходимой суммы. То есть почти половина суммы осталось без погашения. Недополученная сумма составляет 11,6 млн. грн.
Получены компенсации (выполнено услуг):
от Донецкой областной госадминистрации - 10,7 млн. грн.(19,2млн грн),
от Луганской областной госадминистрации - 2,5 млн грн.(3,8млн грн),
от Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины
- за студентов - 0,5 млн. грн.(2,1млн. грн)
- за детей от 6 до 14 лет - 0 грн. (0,2 млн. грн.).
В то же время, в бюджетах обладминистраций, министерств и ведомств систематически не закладывается достаточно средств для компенсации фактических расходов железных дорог за перевозку пассажиров, пользующихся льготами.
К сожалению, парк пригородного подвижного состава уже давно морально устаревший и физически изношенный. На сегодня все дизель-поезда и 85% электропоездов работают за пределами нормативного срока эксплуатации. Это требует больше затрат на ремонт и текущее содержание. Например, стоимость капитального ремонта одного дизель-поезда составляет 5211000 грн., єлектросекции - 1,946 млн грн. Всего на ремонт пригородного подвижного состава в 2012 году железной потрачено 39143000 грн.
Получая огромные убытки Донецкая железная дорога не имеет возможности самостоятельно обновлять парк подвижного состава. Именно поэтому железнодорожники убеждены, что только при условии активного участия местных органов исполнительной власти в финансировании пригородных перевозок удастся качественно, безопасно и в полном объеме обеспечивать социально направленные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.