В Стаханове (Луганская область) закрывают школы из-за нехватки учеников
2-03-2008, 11:36
Школы всё-таки закрывают?
Не первый год над стахановскими школами №№ 6 и 17 висит «дамоклов меч». В середине учебного года вопрос «об оптимизации сети учебно-воспитательных учреждений» - так называется закрытие школ - то и дело обсуждается в структурах городской власти и выносится на заседания сессий горсовета. Как припомнили учителя 17-й школы, о предполагаемом закрытии их учебного заведения впервые заговорили еще в 2002 г., и с тех пор коллектив живет в напряжении...
В этот раз на рассмотрение сессии депутатов Стахановского горсовета, которая состоится 29 февраля, выносят вопрос о ликвидации школ №№ б и 17. Вопрос уже проработан в постоянных депутатских комиссиях. И, как сказали в педколлективах этих учебных заведений, остается надеяться, что и теперь, как в прошлом году, депутаты не примут решение о закрытии школ со следующего учебного года.
Что говорят городские власти
По словам Евгения Хайновского, зам. городского головы, школы №№ 17 и 6 относятся к учебным заведениям, где очень мало учеников - 60-68.
- По разнарядке Минфина, - говорит Е.Хайновский, - все расчеты по затратам ведутся не на каждое учебное заведение, а на каждого учащегося, т.е. на количество обучающихся в них детей. И такая норма составляет 4 тыс. 100 грн. на одного ребенка. У нас же затраты на малонаполняемые школы гораздо выше за счет того, что необходимо содержать их большие здания. И поэтому фактически деньги идут не на самих детей, и школам из-за недостатка средств трудно применять новые технологии обучения, нет и компьютеров для каждого ребенка, т.е. мы отстаем в этом плане. Мы так дойдем до того, что в школах останется несколько человек, а мы буем из городского бюджета содержать здания. Другое дело, что терять, разрушать эти здания нельзя. Но мы их бросать не будем, поэтому и решаем этот вопрос.
Собственно, демографическая ситуация, которая особенно стала сложной в шахтерских городах после закрытия угольных предприятий, и является, как уверяют городские власти, одной из основных причин предполагаемой «оптимизации» сети учебных заведений Стаханова.
- Страшно смотреть, как умирают школы от отсутствия детей, - говорит Татьяна Попова, зам. начальника управления образования и воспитания. - И еще три года, по нашим данным, ситуация с наполняемостью школ не улучшится. В городе ранее на 25 тыс. детей было 24 школы, а теперь на чуть более 7,4 тыс. иметь 21 школу не рентабельно. Вспомните, как закрывали школу №4, сколько было шума и противостояния. Но обеспечивается подвозка детей, у них нормальные условия для обучения и развития. И проблем нет. К тому же при закрытии двух школ в горбюджете по всем показателям сэкономится 964 тыс. 360 грн.
Что касается одного из главных вопросов для учителей - трудоустройства, то, как уверяет Т.Попова, для всех найдется работа, по крайней мере, для 19 педагогов не пенсионного возраста, которые сегодня работают в школах №№ 6 и 17. Почти все они учителя младших классов, что и создает определенную трудность. Но кому-то найдется место в библиотеке, кому-то в группе продленного дня, кому-то найдут учебные часы для преподавания.
С учетом падения контингента учащихся, как я и предупреждала учителей наших школ, - говорит Т.Попова, - у многих будет неполная нагрузка. Поэтому некоторым придется поделиться со своими коллегами часами, кто-то уйдет на пенсию и т.д. А дети смогут перейти по желанию родителей даже всеми классами в другие школы. И я не вижу в этом проблемы. Существует чисто человеческий фактор, люди переживают, не хотят прощаться со своими школами, но ничего не поделаешь.
Педагоги против закрытия
Неопределенность, в которой находятся стахановские школы №№ 6 и 17 не первый год (закроют их или нет), как считают в педколлективах, подталкивает многих родителей отдавать своих детей в первые классы не в эти школы, а в те, которые уверенно смотрят в будущее.
Иного и не следовало ожидать: педколлективы двух школ единодушны - закрывать их учебные заведения нельзя, т.к. они еще могут реально жить и работать. По словам Анатолия Севастьянова, директора школы № 6, его коллектив хочет работать и не хочет, чтобы закрыли школу, ему трудно с этим смириться. Поэтому учителя находятся если не в шоке, то в панике. И хоть морально, как считает директор, они все же были готовы к ликвидации, однако очень не хочется терять теплую и благоустроенную школу.
Учителя младших классов школы № 6 Ирина Бурлакова, Нина Компаниенко и Людмила Негреева, которые проработали здесь 20 лет и более, считают, что надо еще повременить с закрытием, пройти по микрорайону, и если наберется первый класс в достаточном количестве, то нужно школу пока оставить - дескать, детсады уже позакрывали, а теперь некуда малышей девать, есть очереди.
- У нас большое здание, хороший спортзал, - говорят учителя, - возможно здесь открыть классы со спортивным уклоном и т.д. Ведь раньше была школа полного дня -здесь дети занимались и аэробикой, и др., и группы продленного дня были. А теперь этого нет. Закрыть проще всего, а потом что делать, когда понадобятся здания для обучения?
По мнению Ольги Пономаренко, завуча школы № 17, Екатерины Волковой, учителя и председателя ПК этого учебного заведения, а также всего коллектива, собравшегося в школе для беседы с журналистами «Телегазеты», с ликвидацией их школы возникнет много проблем. Ведь дети и учителя должны уходить из стен благоустроенного учебного заведения. В их школе дети обучаются на русском языке, а в соседней школе № 2 - на украинском.
- У нас через дорогу находится детсад, - говорят учителя, - и попасть туда желающих гораздо больше, чем принимают детей. Почему бы не объединить школу с детсадом, как это сделали в 29-й школе? В школе можно было бы старшую группу разместить. У нас ведь обучались раньше шестилетки...
К тому же, как считают в школе № 17, она также вполне могла бы принять детей из близлежащей школы № 16, которая не имеет даже газовой котельной и где детям холодно. Педколлектив школы № 17 уже сегодня бьет во все колокола, отстаивая свою школу. Он обращается и к кандидатам на должность мэра города, и к секретарю горсовета, и в СМИ. Как заявили учителя, не смирятся они и в дальнейшем с решением если депутаты решат ликвидировать школу № 17, будут стучаться во все инстанции.
- В прошлом году также возникал вопрос о закрытии, -говорят учителя. - Приезжала делегация из исполкома. При этом родители наотрез отказались переводить детей в другие школы.
В Первомайске тоже закроют две школы
За последние годы количество школ в городе сократилось всего лишь на одну - соединили две школы Горска, сделав из них многопрофильную гимназию. Тогда этот шаг был продиктован необходимостью - пожар, случившийся в одной из школ, поставил под угрозу срыва учебные занятия. Сейчас под закрытие попадают школы № 19 в Золотом и № 3 в пос. Альберт.
Не хватает учеников
Как отметил Иван Дмитриченко, зам. городского головы, если в 2004 г. в городских школах насчитывалось 6124 учащихся, то на сегодняшний день их стало 4848 человек.
Больным вопросом остается наполняемость классов: если по другим школам этот показатель равен 26,6 - 26,7 учащихся в одном классе, то по закрывающимся школам этот показатель равен 6,7 и 8,3 учащихся. Уменьшение количеств учащихся привело к тому, что плановое количество часов учебного плана в СОШ 19 с 290 часов сокращено до 204, а это значит, что нужно сократить штат учителей, администрации и вспомогательного персонала.
К примеру, в № 3 уже нет ставок заместителя директора по воспитательной работе, библиотекаря, лаборанта, завхоза, организатора по работе с детьми и рабочего по обслуживанию здания.
Что даст закрытие
Как рассказали специалисты отдела образования, в результате перераспределения средств, школы, которые являются полными, недополучают в год около 6 млн. грн. для развития. Чтобы избежать неопределенности в вопросе закрытия школ, специалисты управления образования составили предварительную сеть охвата учеников на следующий учебный год. В школе № 19 не будут набраны первый, второй и девятый классы, а в других классах количество учащихся может быть от 3-6 до 11 человек.
- Мы сегодня смотрим на содержание этих школ, -говорит о закрытии двух школ Анатолий Фомичев, заведующий горОО, - не только с позиции цифр, но и с позиции детей. - Обе школы находятся в глубине поселков, мы сможем обеспечить их подвоз к другим школам.
Выступая перед депутатами горсовета, А.Фомичев сообщил, что закрытие школ позволит организовать горячее питание в многопрофильных гимназиях Первомайска, Золотого и др., плюс ко всему для ребят в специализированных школах открывается доступ к компьютерным технологиям.
Вопрос закрытия школ уже решался на совете директоров, где каждый из 9 директоров школ, членов совета, высказался по этому поводу. Было принято решение выйти с вопросом о закрытии школ на ближайшую сессию горсовета. Предварительно уже прошли встречи с коллективом 19-й школы, а от коллектива 3-й школы в управлении имеется официальное письмо о согласии на закрытие. Также специалистами управления образования направлено письмо на имя Сергея Куриленко, городского головы Золотого, о том, что планируется закрытие 19-й школы, а специально созданная городская комиссия сегодня изучает ситуацию в двух школах.
Жители поселков считают, что содержать учебные заведения без учеников не экономично, тем более, что рядом есть другие школы, где ребята смогут доучиться. Однако, как сказала директор школы №19 Надежда Михайлова, она относится отрицательно к закрытию школы. По ее словам, выпускники школы своими знаниями доказали, что качество преподавания здесь не хуже, чем в других школах, а то, что в школе мало учеиков, не проблема.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В минувший четверг в редакции «Телегазеты» раздался телефонный звонок. Как сообщили из школы № 17, в это учебное заведение приезжал начальник городского управления юстиции с документами, исходя из которых часть здания школы намечается сдать в аренду этому управлению.
- Неужто все уже решено? - раздался возмущенный голос в телефонной трубке. - Какое они имели право так поступить без решения сессии? Всё учителя возмущались, кричали после того, как увидели эти бумаги. Ведь это детское учреждение, как нам вместе существовать? Еще и школа не закрыта, может, и не будет закрываться, а здесь уже в аренду сдают часть здания.
Не первый год над стахановскими школами №№ 6 и 17 висит «дамоклов меч». В середине учебного года вопрос «об оптимизации сети учебно-воспитательных учреждений» - так называется закрытие школ - то и дело обсуждается в структурах городской власти и выносится на заседания сессий горсовета. Как припомнили учителя 17-й школы, о предполагаемом закрытии их учебного заведения впервые заговорили еще в 2002 г., и с тех пор коллектив живет в напряжении...
В этот раз на рассмотрение сессии депутатов Стахановского горсовета, которая состоится 29 февраля, выносят вопрос о ликвидации школ №№ б и 17. Вопрос уже проработан в постоянных депутатских комиссиях. И, как сказали в педколлективах этих учебных заведений, остается надеяться, что и теперь, как в прошлом году, депутаты не примут решение о закрытии школ со следующего учебного года.
Что говорят городские власти
По словам Евгения Хайновского, зам. городского головы, школы №№ 17 и 6 относятся к учебным заведениям, где очень мало учеников - 60-68.
- По разнарядке Минфина, - говорит Е.Хайновский, - все расчеты по затратам ведутся не на каждое учебное заведение, а на каждого учащегося, т.е. на количество обучающихся в них детей. И такая норма составляет 4 тыс. 100 грн. на одного ребенка. У нас же затраты на малонаполняемые школы гораздо выше за счет того, что необходимо содержать их большие здания. И поэтому фактически деньги идут не на самих детей, и школам из-за недостатка средств трудно применять новые технологии обучения, нет и компьютеров для каждого ребенка, т.е. мы отстаем в этом плане. Мы так дойдем до того, что в школах останется несколько человек, а мы буем из городского бюджета содержать здания. Другое дело, что терять, разрушать эти здания нельзя. Но мы их бросать не будем, поэтому и решаем этот вопрос.
Собственно, демографическая ситуация, которая особенно стала сложной в шахтерских городах после закрытия угольных предприятий, и является, как уверяют городские власти, одной из основных причин предполагаемой «оптимизации» сети учебных заведений Стаханова.
- Страшно смотреть, как умирают школы от отсутствия детей, - говорит Татьяна Попова, зам. начальника управления образования и воспитания. - И еще три года, по нашим данным, ситуация с наполняемостью школ не улучшится. В городе ранее на 25 тыс. детей было 24 школы, а теперь на чуть более 7,4 тыс. иметь 21 школу не рентабельно. Вспомните, как закрывали школу №4, сколько было шума и противостояния. Но обеспечивается подвозка детей, у них нормальные условия для обучения и развития. И проблем нет. К тому же при закрытии двух школ в горбюджете по всем показателям сэкономится 964 тыс. 360 грн.
Что касается одного из главных вопросов для учителей - трудоустройства, то, как уверяет Т.Попова, для всех найдется работа, по крайней мере, для 19 педагогов не пенсионного возраста, которые сегодня работают в школах №№ 6 и 17. Почти все они учителя младших классов, что и создает определенную трудность. Но кому-то найдется место в библиотеке, кому-то в группе продленного дня, кому-то найдут учебные часы для преподавания.
С учетом падения контингента учащихся, как я и предупреждала учителей наших школ, - говорит Т.Попова, - у многих будет неполная нагрузка. Поэтому некоторым придется поделиться со своими коллегами часами, кто-то уйдет на пенсию и т.д. А дети смогут перейти по желанию родителей даже всеми классами в другие школы. И я не вижу в этом проблемы. Существует чисто человеческий фактор, люди переживают, не хотят прощаться со своими школами, но ничего не поделаешь.
Педагоги против закрытия
Неопределенность, в которой находятся стахановские школы №№ 6 и 17 не первый год (закроют их или нет), как считают в педколлективах, подталкивает многих родителей отдавать своих детей в первые классы не в эти школы, а в те, которые уверенно смотрят в будущее.
Иного и не следовало ожидать: педколлективы двух школ единодушны - закрывать их учебные заведения нельзя, т.к. они еще могут реально жить и работать. По словам Анатолия Севастьянова, директора школы № 6, его коллектив хочет работать и не хочет, чтобы закрыли школу, ему трудно с этим смириться. Поэтому учителя находятся если не в шоке, то в панике. И хоть морально, как считает директор, они все же были готовы к ликвидации, однако очень не хочется терять теплую и благоустроенную школу.
Учителя младших классов школы № 6 Ирина Бурлакова, Нина Компаниенко и Людмила Негреева, которые проработали здесь 20 лет и более, считают, что надо еще повременить с закрытием, пройти по микрорайону, и если наберется первый класс в достаточном количестве, то нужно школу пока оставить - дескать, детсады уже позакрывали, а теперь некуда малышей девать, есть очереди.
- У нас большое здание, хороший спортзал, - говорят учителя, - возможно здесь открыть классы со спортивным уклоном и т.д. Ведь раньше была школа полного дня -здесь дети занимались и аэробикой, и др., и группы продленного дня были. А теперь этого нет. Закрыть проще всего, а потом что делать, когда понадобятся здания для обучения?
По мнению Ольги Пономаренко, завуча школы № 17, Екатерины Волковой, учителя и председателя ПК этого учебного заведения, а также всего коллектива, собравшегося в школе для беседы с журналистами «Телегазеты», с ликвидацией их школы возникнет много проблем. Ведь дети и учителя должны уходить из стен благоустроенного учебного заведения. В их школе дети обучаются на русском языке, а в соседней школе № 2 - на украинском.
- У нас через дорогу находится детсад, - говорят учителя, - и попасть туда желающих гораздо больше, чем принимают детей. Почему бы не объединить школу с детсадом, как это сделали в 29-й школе? В школе можно было бы старшую группу разместить. У нас ведь обучались раньше шестилетки...
К тому же, как считают в школе № 17, она также вполне могла бы принять детей из близлежащей школы № 16, которая не имеет даже газовой котельной и где детям холодно. Педколлектив школы № 17 уже сегодня бьет во все колокола, отстаивая свою школу. Он обращается и к кандидатам на должность мэра города, и к секретарю горсовета, и в СМИ. Как заявили учителя, не смирятся они и в дальнейшем с решением если депутаты решат ликвидировать школу № 17, будут стучаться во все инстанции.
- В прошлом году также возникал вопрос о закрытии, -говорят учителя. - Приезжала делегация из исполкома. При этом родители наотрез отказались переводить детей в другие школы.
В Первомайске тоже закроют две школы
За последние годы количество школ в городе сократилось всего лишь на одну - соединили две школы Горска, сделав из них многопрофильную гимназию. Тогда этот шаг был продиктован необходимостью - пожар, случившийся в одной из школ, поставил под угрозу срыва учебные занятия. Сейчас под закрытие попадают школы № 19 в Золотом и № 3 в пос. Альберт.
Не хватает учеников
Как отметил Иван Дмитриченко, зам. городского головы, если в 2004 г. в городских школах насчитывалось 6124 учащихся, то на сегодняшний день их стало 4848 человек.
Больным вопросом остается наполняемость классов: если по другим школам этот показатель равен 26,6 - 26,7 учащихся в одном классе, то по закрывающимся школам этот показатель равен 6,7 и 8,3 учащихся. Уменьшение количеств учащихся привело к тому, что плановое количество часов учебного плана в СОШ 19 с 290 часов сокращено до 204, а это значит, что нужно сократить штат учителей, администрации и вспомогательного персонала.
К примеру, в № 3 уже нет ставок заместителя директора по воспитательной работе, библиотекаря, лаборанта, завхоза, организатора по работе с детьми и рабочего по обслуживанию здания.
Что даст закрытие
Как рассказали специалисты отдела образования, в результате перераспределения средств, школы, которые являются полными, недополучают в год около 6 млн. грн. для развития. Чтобы избежать неопределенности в вопросе закрытия школ, специалисты управления образования составили предварительную сеть охвата учеников на следующий учебный год. В школе № 19 не будут набраны первый, второй и девятый классы, а в других классах количество учащихся может быть от 3-6 до 11 человек.
- Мы сегодня смотрим на содержание этих школ, -говорит о закрытии двух школ Анатолий Фомичев, заведующий горОО, - не только с позиции цифр, но и с позиции детей. - Обе школы находятся в глубине поселков, мы сможем обеспечить их подвоз к другим школам.
Выступая перед депутатами горсовета, А.Фомичев сообщил, что закрытие школ позволит организовать горячее питание в многопрофильных гимназиях Первомайска, Золотого и др., плюс ко всему для ребят в специализированных школах открывается доступ к компьютерным технологиям.
Вопрос закрытия школ уже решался на совете директоров, где каждый из 9 директоров школ, членов совета, высказался по этому поводу. Было принято решение выйти с вопросом о закрытии школ на ближайшую сессию горсовета. Предварительно уже прошли встречи с коллективом 19-й школы, а от коллектива 3-й школы в управлении имеется официальное письмо о согласии на закрытие. Также специалистами управления образования направлено письмо на имя Сергея Куриленко, городского головы Золотого, о том, что планируется закрытие 19-й школы, а специально созданная городская комиссия сегодня изучает ситуацию в двух школах.
Жители поселков считают, что содержать учебные заведения без учеников не экономично, тем более, что рядом есть другие школы, где ребята смогут доучиться. Однако, как сказала директор школы №19 Надежда Михайлова, она относится отрицательно к закрытию школы. По ее словам, выпускники школы своими знаниями доказали, что качество преподавания здесь не хуже, чем в других школах, а то, что в школе мало учеиков, не проблема.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В минувший четверг в редакции «Телегазеты» раздался телефонный звонок. Как сообщили из школы № 17, в это учебное заведение приезжал начальник городского управления юстиции с документами, исходя из которых часть здания школы намечается сдать в аренду этому управлению.
- Неужто все уже решено? - раздался возмущенный голос в телефонной трубке. - Какое они имели право так поступить без решения сессии? Всё учителя возмущались, кричали после того, как увидели эти бумаги. Ведь это детское учреждение, как нам вместе существовать? Еще и школа не закрыта, может, и не будет закрываться, а здесь уже в аренду сдают часть здания.
Наталья Ермоченко, Елена Несчетная
ТЕЛЕгазета
ТЕЛЕгазета