Луганская транспортная мафия. Перезагрузка
22-03-2013, 13:07Внимание – конкурс
В понедельник, 25 марта, впервые после так и не состоявшегося в августе 2011-го «первого прозрачного» транспортного конкурса (именно так было заявлено самим Луганским головой Сергеем Кравченко) наконец выберут предприятия, которые займутся перевозкой пассажиров.
Но вот только о его прозрачности никто из представителей властей сегодня не говорит.
Более того, не исключена возможность, что он вовсе и не состоится. Игроки луганского транспортного рынка могут просто поостеречься – сфера пассажирских перевозок областного центра сегодня находится под пристальным вниманием целого ряда организаций и объединений.
Так, по состоянию на вечер 21 марта заявки на участие в конкурсе подали всего два предприятия, одно из которых коммунальное.
И это при том, что у большей части предприятий-перевозчиков давно закончились как постоянные, так и временные договора на оказание услуг, и работают они на свой страх и риск, получая бесконечные штрафные квитанции от контролирующих органов.
Но – ближе к теме.
Сегодня в Луганске насчитывается шесть основных предприятий перевозчиков не коммунальной собственности:
1. ООО «Автопассажиртранс» – Серебряков С.Н. – арендует 140 машин
2. ООО «Автостар-Луганск» - Попов К.Н. – 40 машин
3. ЧП «Бест-Авто» – Ковалев А.М., - 130 машин.
4. ЧП «Потенциал-Луганск» – Переходченко А.В. – 120 машин
5.ЧП «Бус-Авто», - Арсоев И.Р. – 150 машин.
6. ООО «Донбаскамбуд» - Никишин А.Н. – 40 машин
Таким образом, на сегодняшний день в областном центре работает порядка 600 маршруток («черные» в статистику не входят). Весь автопассажирский парк разбит примерно поровну на три категории.
За работу на маршрутах первой категории владельцы платят предприятию-арендодателю порядка 4000 гривен, второй категории – 2000 гривен, а третья категория – это т.н. «социальные» маршруты, оплата за которые не вносится.
Это цифры официальной статистики, полученные предприятием суммы – это целевой платеж, который расходуется на нужды предприятия. Из этих же сумм делаются бюджетные отчисления.
Теперь, что касается будущего конкурса.
25 марта в конкурсе на право перевозки пассажиров будут выставлены 298 машин, половина из которых будет поставлена на маршруты первой категории.
Изначально предполагалось, что приоритет на этом конкурсе будет отдан не микроавтобусам, а транспорту большой и средней вместимости.
Часть перевозчиков заранее готовилась к этому – за последние два года только Ковалев и Переходченко закупили порядка 60 автобусов, а всего луганские перевозчики приобрели свыше 80 машин подобного класса.
Но организаторы конкурса – а в их качестве выступили помощники народного депутата от КПУ Спиридона Килинкарова - член исполкома Луганского горсовета Александр Готин и секретарь горсовета Александр Филипский прописали его условия так, что вместо больших автобусов приоритет получат «маршрутки», а полный контроль над рынком пассажирских перевозок в областном центре будет отдан Константину Попову и его родственнику Сергею Серебрякову. В настоящее время они контролируют треть маршрутных такси Луганска, а в случае победы у них будет аккумулировано более 60% рынка.
Значительная часть этого рынка будет занята машинами первой категории, которые будут числиться по третьей. А разница будет делиться в соответствие с занимаемым положением.
Как коммунисты «победили» мафию
Борьба с «транспортной мафией», объявленная два года назад, обернулась по сути банальным переделом рынка.
Пока секретарь горсовета Александр Филипский ностальгировал по 5-ти копеечному проезду и обещал народу светлое будущее, новый начальник Луганского транспортного управления Андрей Андреев нагонял страх на владельцев транспортного рынка, а исполкомовец Александр Готин, бывший преподаватель ЛАВД и помощник народного депутата Килинкарова вел с ними сепаратные переговоры.
Надо отметить, что его связь с луганскими транспортниками имеет давнюю историю.
В свое время он, в 2005 году, вместе с тогдашним директором ГАПа Андреем Когутом и владельцем предприятия «Автоперевозки 2003» Константином Поповым принимал активное участие в банкротстве городского автобусного парка, вследствие чего из парка ГАПа бесследно исчезли 8 автобусов, а большая часть территории оказалась у предприятия Попова.
Многомесячные переговоры увенчались успехом. Сделавшего свое дело Андреева принесли в жертву закулисным договоренностям, а Попов с Серебряковым получили убедительные гарантии своего безбедного будущего.
Обновленный же список выглядит примерно так.
Наверху, в белых одеждах и нимбах, высится нардеп-коммунист Спиридон Килинкаров.
Чуть поодаль, в мантиях серых кардиналов располагаются доверенные лица - Виктор Шкура и Александр Готин.
Это именно они относят небожителям собранную с перевозчиков амброзию и нектар и дают ценные своей пастве.
(Насчет Четвертака и Филипского сказать пока определенно нельзя – но они точно будут рядом, ведь крошек с барского стола будет немеряно.)
Старшим по транспортному цеху станет любитель крутых мотоциклов и не менее крутых «тачек» Константин Попов, который при поддержке своего кума Сергея Серебрякова установит жесткий контроль над всеми маршрутчиками.
Третий кум – Андрей Когут, заняв вакантную должность начальника управления транспорта и связи горсовета осуществляет акцию прикрытия всего консорциума.
Кстати, первый этап «победы» коммунистов над мафией ознаменовался увеличением стоимости проезда – с 1,75 грн до 2,50 грн.
Кто слил Андреева?
На прошедшей неделе несомненной топ-новостью для Луганска стало известие об увольнении с занимаемой должности начальника управления транспорта и связи Луганского горсовета Андрея Андреева. По сообщению пресс-службы, Андреев сам написал заявление и покинул должность с формулировкой «по соглашению сторон».
А до этого, 1 марта, мэр Луганска Сергей Кравченко выполнил данное журналистам обещание и проехался вместе с ними в час «пик» в общественном транспорте. При этом Сергей Кравченко едва не выпал из маршрутки, в которой во время движения открылась дверь.
В тот же день по итогам поездки мэра состоялась пресс-конференция, на которой он достаточно внятно пообещал уволить Андреева. Затем было совещание, на котором он высказал серьезные претензии к качеству организации пассажирских перевозок и дал ряд протокольных поручений руководителям исполнительных органов Луганского горсовета.
В общем, картина с увольнением достаточно ясная, но здесь настораживает ряд деталей – во-первых, почему за Андреева не заступились коммунисты и непосредственно секретарь Луганского горсовета Александр Филипский – как официальный куратор управления и как неофициальный шеф Андрея Андреева, пришедшего в исполком по квоте фракции коммунистов, а во-вторых, почему на еще не остывшее место уже прочат ни кого иного как Андрея Когута, ранее уже возглавлявшего это управление и снятого, как не оправдавшего доверия?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, достаточно проанализировать ситуацию в общественном транспорте Луганска за последние несколько лет.
В 2006 году одним из пунктов предвыборной программы Сергея Кравченко, занимавшего до кресла мэра пост главы Каменнобродского райсовета, было обещание наладить работу общественного транспорта в городе.
Ради выполнения этого важного пункта с должности начальника транспортного управления увольняют Владимира Духника и ставят Андрея Когута, только-только благополучно обанкротившего Луганский автобусный парк.
И для этой же цели, спустя пару месяцев, создается ООО с таким же названием - ЛГАП, весь парк которого состоит из пары десятков развалюх.
И на протяжении целого года Андрей Когут много и красноречиво рассказывает о будущей транспортной сети Луганска, которая будет выстроена по лучшим украинским и европейским эскизам, в которой найдется место и большим автобусам и маршруткам.
Даже год спустя он рассказывает об этом также убедительно, но уже понятно, что все это не более как дымовая завеса, под прикрытием которой идет жесткий передел рынка автотранспортных услуг.
Так, на тот момент в этой сфере работало 12 предприятий и 348 частных предпринимателей, что-то около тысячи маршруток, преимущественно «Газелей» и «Рут».
Всего за полтора с небольшим года пребывания Когута на посту начальника транспортного управления все они были сбиты в семь предприятий, с жесткой иерархической структурой и индексированной помесячной данью.
По различным неофициальным данным, ежемесячный доход «черной кассы» луганского транспорта составлял 1,5 – 2 миллиона гривен.
Деньги немалые, как ни крути, и Андрей Иванович, как говорят компетентные люди, не устоял перед соблазном. Но, как ни странно, подельники подошли к нему с пониманием. Не опустили. Просто заменили на предшественника – Владимир Духник как ни кто иной подходил на роль зиц-председателя этого транспортного цеха.
Да, именно при Когуте начались проблемы у предприятия «Луганскинтерресурс», взявшего на себя обязанности ГАПа и выпустившего на улицы областного центра более сотни автобусов большой и средней вместимости – «Богданы» и «МАЗы». «Интересурсу» перестали выплачивать его долю транспортной субвенции – государственной компенсации на перевозку пассажиров, отдавая ее трамвайно-троллейбусному управлению.
Так, в 2008 году было начислено 62% субвенций, а получено всего 28%. При этом вместо 18%, начисленных трамвайно-троллейбусному управлению, было получено 62%.
В 2009 году «Луганскинтерресурсу» начислено 70%, получено 30%, а ТТУ из начисленных 17% получили 60%.
За 2008 год компания недополучила свыше 4 млн., а за четыре месяца 2009-го - еще 920 тысяч.
Но пока был жив основатель компании, нардеп Валерий Букаев, вытеснить предприятие из города не получалось, и только после его смерти «Интересурс» окончательно покинул Луганск.
В результате в Луганске не стало автобусов, а выживающее за их счет ТТУ обанкротилось.
Практически два года в Луганске вообще не было коммунального транспорта – единичные покупки новых троллейбусов и автобусов (за весь 2009 год аж целых 3(!) штуки) погоды на рынке транспортных перевозок не делали, да и перевозчики не спешили заводить в город большие и плохо окупающиеся автобусы – после «Интересурса» никто не верил обещаниям начальника транспортного цеха.
Просвет наметился в 2010 году, когда на пост луганского градоначальника нацелился коммунист-нардеп Спиридон Килинкаров. В его предвыборной программе во главе угла также стояла идея создания единого коммунального, трамвайно-троллейбусно – автобусного предприятия.
По тогдашним оценкам его предвыборного штаба, на маршрутах города работали около семисот микроавтобусов. Перевозчики объединены несколько крупных предприятий, владельцы которых берут в аренду транспорт за символическую плату. Каждый водитель ежемесячно должен заплатить от 1900 до 2250 гривен (сумма зависит от категории маршрута). Кроме того, каждый год проводится конкурс претендентов на маршрут, право участия стоит от трех до пяти тысяч долларов. Хозяева транспортных предприятий, собрав ежемесячную дань, передают деньги вверх по цепочке, которая замыкается на мэре.
Злые языки поговаривают, что одним из основных условий сепаратных договоренностей между Килинкаровым и Кравченко, в результате которых последнему удалось выкупить победу и кресло городского головы, стал полный контроль над транспортной инфраструктурой Луганска.
Вместо Владимира Духника транспортное управление возглавил доселе не известный широкой публике Андрей Андреев, создано коммунальное предприятие «Гортранс», а транспортный цех стал курировать коммунист Александр Филипский, секретарь горсовета – случай для нашей страны беспрецедентный.
А сам мэр Луганска объявил беспощадную борьбу «транспортной мафии».
О том шквале критики, который обрушился на «Гортранс», о недовольстве перевозчиков и даже о том, почему за два года не было проведено ни одного транспортного конкурса, будет сказано в продолжении повествования, а пока – только факты работы транспортного управления во главе с Андреевым.
Была, наконец, принята Концепция развития городского транспорта.
Получилось отладить транспортную сеть и наладить социальные маршруты.
В 2010 году транспортные предприятия Луганска заплатили 60 тысяч гривен налогов в бюджет, а в 2012 практически на порядок больше – 500 тысяч.
В 2010-2012 годах город закупил 38 автобусов средней вместимости, а частные перевозчики приобрели еще 81 «Богдан».
Проще говоря, это значит, что деньги «черной кассы» пошли в бюджет и на развитие транспортного парка. А те, кто кормились с транспорта, соответственно их не получили.
Характерно сравнить медиа-публикации Луганска 2012 года с публикациями 2006-2010 гг. и оценить пропорциональное количество злободневных материалов на тему общественного транспорта.
Не было громких скандалов и минувшей зимой, но несколько недель назад вдруг в Фейсбуке появляется группа с несколько, мягко говоря, своеобразным названием – «Блеск и нищета Луганских маршруток», участники которой наперегонки стали собирать самые страшные и ужасные фотографии наших маршрутных такси. Подобных групп в соцсетях немало, но почему-то именно к свежесозданной группе вдруг обратилось внимание не только интернет-СМИ, но и газетчиков и телевизионщиков.
Примечательно, что Сергей Кравченко стал членом этой группы уже на второй или третий день ее создания и с легкостью согласился проинспектировать транспорт, в ходе чего и произошел инцидент с дверью.
Но, к слову, в должностных обязанностях начальника управления транспорта и связи нет ни слова о том, что он обязан лично контролировать техническое состояние городского транспорта!
Более того – он и права такого не имеет, он может только проверять соблюдение условий договора, а контроль за соблюдением техсостояния транспорта осуществляет созданная еще год назад специальная рабочая группа, в которую входят и сотрудники ГАИ, и дорожной инспекции.
Впрочем, не будем пока отвлекаться на детали.
Скажем главное - убрать начальника транспортного управления без согласия его куратора невозможно. В свою очередь – разве можно представить, что Александр Филипский смог бы его дать без команды своего партайгеноссе Спиридона Килинкарова?
Итак мы уже сейчас имеем две ключевые фигуры – мэра Луганска Сергея Кравченко и его недавнего оппонента нардепа Спиридона Килинкарова, благодаря которым уходит Андрей Андреев.
Причем уходит он практически накануне передела рынка автопассажирских услуг. На смену старым хозяевам придут новые – с партийными билетами КПУ.
Передел рынка
Криминально-теневая схема транспортной инфраструктур Луганска была создана еще пять лет назад.
Весь не коммунальный автопарк был собран в сеть предприятий, которые неизменно побеждали на транспортных конкурсах. В среднем за участие в конкурсе на перевозки пассажиров с одной тысячи транспортных средств города собиралось порядка 4 миллионов долларов. А ежемесячно на предприятиях собиралось 3 миллиона гривен за прошедшие конкурс автомобили, и 1 миллион 200 тысяч гривен за «черные маршрутки».
Подробнее об этом можно прочесть в статье Павла Зарубина «Доильная команда Луганска» на сайте «Пропаганде-нет».
Впрочем, вышеназванные суммы не остались без внимания, и на прошлых местных выборах-2010 победа досталась Сергею Кравченко, как говорится, со слезами на глазах – по договоренности со Спиридоном Килинкаровым, нардепом от КПУ, коммунистам в Луганском городском совете отдали место секретаря городского совета, места в исполкоме, а также сферы влияния в таких небедных отраслях города, как транспорт и экономика.
Таким образом в исполком Луганского городского совета попали Александр Филипский, на тот момент первый секретарь Луганского горкома КПУ и Александр Готин, доверенное лицо Спиридона Килинкарова, глава юридической группы его предвыборного штаба.
А начальником транспортного управления горсовета по квоте коммунистов стал Андрей Андреев.
Теперь, спустя два года, понятно, что все это время шли сепаратные переговоры и торги между владельцами Луганского транспортного рынка и исполкомовцами-коммунистами.
Нет никаких сомнений в том, что ведущую роль в этих переговорах сыграл Александр Готин, бывший преподаватель ЛАВД с длинным криминальным хвостом.
В свое время он, в 2005 году, вместе с тогдашним директором ГАПа Андреем Когутом и владельцем предприятия «Автоперевозки 2003» Константином Поповым принимал активное участие в банкротстве городского автобусного парка, вследствие чего из парка ГАПа бесследно исчезли 8 автобусов, а большая часть территории оказалась у предприятия Попова.
Теперь же, в качестве помощника нардепа Килинкарова, он приложил максимум усилий для того, чтобы заменить уже ненужного Андреева (мавр сделал свое дело – напугал мафиози - свободен!) на ранее уже занимавшего этот пост Когута.
А в качестве юриста он стал разработчиком положений транспортного конкурса, который состоится в будущий понедельник, 25 марта.
Условия этого конкурса прописаны так, что контроль над рынком пассажирских перевозок в областном центре будет отдан Константину Попову и его родственнику Сергею Серебрякову. В настоящее время они контролируют треть маршрутных такси Луганска, а в случае победы у них будет аккумулировано более 60% рынка.
Что же, в таком случае коммунистов можно будет поздравить с очередной победой, луганской транспортной мафии присвоить почетное звание – «коммунистическая», а жителей утешить тем, что собранная с них мзда пойдет на благое дело – на нужды партии!
Предполагаемое руководство коммунистической «транспортной мафии»:
Александр Филипский
Нынешний секретарь Луганского городского совета коммунист Александр Михайлович Филипский родился 11 августа 1947 года в городе Зимогорье Славяносербского района Луганской области.
Окончил Луганский машиностроительный институт, где приобрел специальность инженера-механика. Филипский начал свою трудовую деятельность мастером на Полтавском приборомеханическом заводе. В 1971 устраивается инженером на «Ворошиловградуглеавтоматике», успел проработать замом начальника цеха, старшим мастером, начальником цеха.
С 1983 по 1985 года был заведующим промышленно-транспортным отделом Каменнобродского райкома Луганска, после чего стал заместителем заведующего промышленно-транспортного отдела Луганского горкома КПУ. С 1988 года Александр Филипский идет вверх по карьерной лестнице в Компартии. В 1990 он уже секретарь Луганского горкома КПУ.
После распада СССР партийный функционер устраивается заместителем директора «Луганскэкологии».
В 1992 становится заместителем заведующего по труду и занятости отдела экономических реформ и предпринимательства Луганского городского совета, а с 1993 по 2006 работает заведующим отделом по приватизации жилищного фонда, начальником управления по приватизации жилья, учета и распределения жилой площади, начальником управления по вопросам жилищного хозяйства и приватизации жилья Луганского городского совета.
В 2010 году проходит в Луганский городской совет по спискам КПУ и занимает должность секретаря.
Александр Готин
Член исполкома Луганского городского совета, помощник народного депутата Украины от КПУ Спиридона Павловича Килинкарова, Александр Николаевич Готин родился
22 сентября 1975 года в городе Виннице.
В 1997 году получил высшее юридическое образование, закончил Луганский государственный университет внутренних дел МВД Украины по специальности правоведение.
В 2003 году в Киевском Национальном университете имени Тараса Шевченко защитил диссертацию на соискание ученой степени, кандидат юридических наук.
Трудовую деятельность начал в июне 1997 года как преподаватель, а затем доцент кафедры уголовного права, впоследствии - декан факультета экономической безопасности Луганскогогосударственного университета внутренних дел МВД Украины.
С августа 2006 по июнь 2009 года работал в должности заместителя директора Общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Флойд и партнеры».
С июня 2009 года и по настоящее время – директор Общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «ТЕРРА ЛЕКС».
Что примечательно:
Член исполкома Луганского городского совета Александр Готин, являясь директором ООО «Юридическая фирма «ТЕРРА ЛЕКС», успел засветиться в четырех уголовных делах. Незаконно увольнял своих сотрудников, задерживал или сокращал на собственное усмотрение зарплату.
- Штраф за незаконное увольнение сотрудника и задержку заработной платы: санкцией ч.1 ст.175 Ук предусмотрено наказание в виде штрафа от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан (8500-17000 грн.) или исправительных работ сроком до двух лет, или лишением свободы сроком до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Привлекаются руководители предприятий.
Незаконное увольнение работников: санкцией ч.1 ст.172 УК предусмотрено наказание в виде штрафа до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (850 грн.) или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет, или исправительными работами сроком до двух лет.
Три месяца назад в отношении Александра Готина возбужден ряд уголовных дел
- Уголовное производство открыто по ч.4 ст.191 Уголовного кодекса Украины 17.01.2013 по факту присвоения Готиным А.Н. чужого имущества:
Присвоение и растрата чужого имущества, которое было вверено лицу или находилось в его ведении, совершенное в крупных размерах, карается лишением свободы на срок от 5 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
- Уголовное производство открыто по ч.4 ст. 190 Уголовного кодекса Украины 16.01.2013 по факту мошеннических действий Готина А.Н.
ч.4.ст.190 Уголовного кодекса Украины: завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное в особо крупных размерах, карается лишением свободы на срок от 5 до 8 лет с конфискацией имущества.
- Уголовное производство открыто по ч.1 ст.135 Уголовного кодекса Украины 16.01.2013 по факту присвоения документов частного предприятия Готиным А.Н.
1 ст.135 Уголовного кодекса Украины:
Похищение, присвоение, вымогательство официальных документов, штампов или печатей или завладение ими путем мошенничества или злоупотребления лица своим служебным положением, а так же их преднамеренное уничтожение, повреждение или укрывательство, а также осуществление таких же действий относительно частных документов, которые находятся на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности, совершенное из корыстных побуждений или в других личных интересах, караются штрафом до пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением воли на срок до 3 лет.
Уголовные производства открыты следователями Ленинского РО ЛГУ ГУМВД Украины в Луганской области.
Василий Светлов