На Луганщине научились из подсолнечного масла делать высококачественное топливо для дизельных двигателей
28-03-2008, 09:28
О том, как на Луганщине научились из подсолнечного масла делать высококачественное топливо для дизельных двигателей, «Молодогвардеец» рассказывал приблизительно год назад. После той публикации фирмой заинтересовались не только коллеги-бизнесмены – Министерство агропромышленной политики даже провело техническое совещание, чтобы ближе познакомиться с изобретателями и спросить: «Панове, а что вам еще нужно для развития вашего дела?» «Панове» ответили предельно конкретно, и запросы их не были слишком уж обременительными, но конкретных последствий то совещание не имело
Могучие пузырьки
Однако не будем обвинять чиновников в бюрократизме. В конце концов с того времени (совещание прошло в апреле) в стране столько всего случилось… А с другой стороны – хотя солярка и дорожала, цены на подсолнечник и другие маслянистые культуры росли еще стремительнее. Если еще весной прошлого года фермеру выгодно было обменять в ООО «Биодизель-Луганск» три тонны «семечки» на тонну биотоплива, то теперь, когда тонна подсолнечника подорожала вчетверо (до 4300 грн.), селянину проще продать его и на вырученные деньги купить обычную солярку. Еще и на запчасти останется.
Обидно будет, если эта фирма повторит судьбу слишком многих малых и средних украинских предприятий. Потому что она не совсем обычна. Об этом мы уже писали, однако есть смысл повториться. Подсолнечное, да и любое другое растительное масло – это достаточно сложная смесь органических соединений. Превратить ее в настоящее дизельное топливо – задача отнюдь не простая, но специалисты «Биодизеля» не только научились это делать – они изобрели метод, при котором процесс ускоряется в десять и более раз по сравнению с «классическим».
Главный инженер ООО Сергей Трухнов (он же мозговой центр фирмы) вообще считает, что без его аппарата невозможно всерьез говорить о биотопливе:
– Превращение подсолнечного масла, т.е. смеси высокомолекулярных спиртов в топливо без кавитации даст какой-нибудь сырец, в лучшем случае. Ездить на нем можно, но это станет серьезным испытанием для двигателя. Не получается полного разложения масла – для этого необходим химический кавитатор.
Год назад свой прибор, построенный на известном как очень вредный для металлов процессе кавитации (возникновении и микровзрывах в движущейся жидкости пузырьков), Сергей Александрович еще только начинал испытывать. Небольшой по размерам, на первый взгляд простой до примитивности – если не знать, что конфигурация и каждый размер его рабочего органа должны до микрона соответствовать размерам молекулы масла. Как такое соответствие достигается – и есть его настоящим ноу-хау.
Что такое кавитация с точки зрения теории, никто не может сказать точно – попробуйте измерить мгновенно протекающие процессы в тех пузырьках, что, не успев возникнуть, тут же «схлапываются». Ясно лишь, что если подобные «микро-бомбы» могут до основания «разъесть» корабельный винт или крылья «Кометы» – энергию они содержат колоссальную. Вот ее Трухнов и пытается использовать. В мирных целях.
Выживание. Теория
Процесс, который раньше продолжался 2-4 часа, теперь завершается за 15 минут.
– Но не это главное. Качество получается иное. Мы проводили эксперимент. Загоняли в бокс ГАЗон, и он практически час работал в закрытом помещении. И – ничего, даже глаза не ест. А попробуйте на солярке… Это значит, например, что где-нибудь на складах могут работать дизельные автопогрузчики.
– А мощность?
– Можно так сказать: уменьшается расход топлива. Если Т-150, чтобы вспахать 1 гектар, требуется 25 – 27 литров солярки, то биодизеля хватает 22 литра.
Это все физика. Сложнее с экономикой. Тут действуют несколько иные понятия выгодности, и фирме сегодня нужно либо искать более дешевые виды сырья, либо надеяться на помощь государства.
Сегодня выгоднее покупать в больших количествах индонезийское техническое пальмовое масло. Кстати, недавно лайнер перелетел через Атлантику, имея двигатель (один из четырех), работающий на горючем из пальмового масла. Правда, пассажиров на борту не было.
– То есть ваша установка может любой вид растительного масла перерабатывать?
– И животные жиры тоже. Недавно к нам обратился директор мясокомбината из Донецкой области: «Ребята, вы не могли бы сделать солярку из отходов свино-говяжьего сала?» Это те обрезки, которые сбрасывают в канализацию. Мы сделали. Топливо вышло даже более калорийное. Понятно, если делать такие установки для мясокомбинатов, их надо будет немного модернизировать – добавить устройство для подготовки сырья.
– И сколько же таких отходов может быть на заводе? Кстати, какой выход биотоплива из сала?
– На этом заводе – 30 тонн в месяц. Получается 25 тонн топлива. Но тут надо учитывать, что мы в процессе используем еще некоторые ингредиенты. Зато отходы в нашем производстве сами являются неплохим топливом – или сырьем для дальнейшей переработки.
– Ну, и чем вам может помочь государство?
Директор ООО Владимир Карсский:
– Для начала хотя бы разработать государственный стандарт на биотопливо. А то мы не можем надлежащим образом сертифицировать свое оборудование. Но есть и еще вариант. В странах Евросоюза сегодня действует экологическая программа: всю солярку обогащают 5-ю процентами биодизеля. Дело вот в чем. Обычно солярка содержит серу. Выбросы окислов серы очень вредны для экологии, а если в топливе есть вода, то образуется серная кислота. Как кислота действует на металл – рассказывать не надо. В принципе, от серы легко избавиться с помощью сепарации, но тогда возникает другая проблема. Сера нужна для того, чтобы осуществлялась смазка в цилиндрах двигателя – без этого двигатель заклинивает. Если же ее заменить на 5 (с небольшим) процентов биотоплива, проблема снимается. Солярки у нас используется очень много, и 5% – это огромное количество для таких фирм, как наша. Лишь бы только, по старой традиции, это все не отдали бы на откуп иностранцам.
Французам в пику
Парижская академия наук лет уже полтораста гонит с порога изобретателей perpetuum mobile, то есть «вечного двигателя». Потому как с точки зрения современной науки он невозможен. Вот и получается, что луганчанам во Франции делать нечего. Потому что вечный двигатель они таки создали и даже успешно испытали. Впрочем, если быть совсем точным, это пока еще не совсем двигатель, но главное требование для «вечных» машин они исполнили: их установка отдает гораздо больше энергии, нежели потребляет сама. А поскольку нарушать Второе начало термодинамики не позволено никому, термин к.п.д. (коэффициент полезного действия) заменили на более обтекаемый: «коэффициент эффективности использования» (к.э.и.).
Если коротко: в сконструированном Сергеем Трухновым нагревательном приборе каждый затраченный киловатт-час электроэнергии так нагревает теплоноситель (обычную воду), что она приобретает тепловой энергии на полтора кВт-час. Как же удалось инженерам с «Биодизеля» добиться того, что сама Парижская академия считает недостижимым? Если без мистики – и без алхимии – они просто использовали энергию, содержащуюся в самой воде. Помогла вышеупомянутая кавитация.
– Мы заметили, что температуры масла до кавитатора и после него существенно отличаются при том, что никакой дополнительной энергии не затрачивается. Поэтому решили посмотреть, нельзя ли использовать процесс в установке для отопления домов, и какой будет его эффективность. Проект я начал 15 декабря прошлого года…
Здесь у Сергея Александровича возникли некоторые разногласия с директором. Первый, как исследователь, считает, что испытал свою установку еще не во всех возможных режимах. Второй считает, что и достигнутых параметров достаточно, чтобы пускать ее в производство. Что никак не помешает дальнейшему усовершенствованию машины. Так что переговоры о внедрении принципиально нового обогревателя на двух довольно известных предприятиях пищевой промышленности находятся в завершающей стадии.
Теплогенератор действительно ведет себя, скажем так, несколько необычно. Размерами с письменный стол, он способен обогреть подъезд девятиэтажного дома. Любопытно, что во время работы давление воды в кавитаторе падает ниже атмосферного, а сама она остывает гораздо медленнее, чем в обычных котлах. Сам убедился: после демонстрационного пуска, когда воду нагрели градусов на десять, не больше, мы беседовали часа два. А когда уже прощались, положил руку на кавитатор. Он все еще оставался теплым…
Для всестороннего исследования приобрели военный радиометр. В помещении он показывает обычной фоновый уровень радиации, но если положить его на теплогенератор во время работы, на шкале – полный нуль. Карсский даже высказал предположение, что эту радиацию кавитатор и поглощает в качестве дополнительного источника энергии. Его главный инженер предпочитает не спешить с выводами – военные дозиметры предназначены для целей, далеких от чистой науки. Нужен специальный прибор.
– Теория обещает какие-то предельные (или беспредельные) параметры для вашего изобретения?
– Кавитационные процессы дают немереное количество энергии. Но мы не научились еще как следует ее снимать. Когда я раскрываю свой генератор, вижу – по цвету металла – что в местах, где снимается энергия, он раскаляется до 500 градусов и больше. Представляете, сколько там еще остается неиспользованной энергии?!
Вот бы на определенном этапе отключить электродвигатель и заставить полученную тепловую энергию крутить генератор. Вот это был бы настоящий вечный двигатель. С учетом выше высказанных предостережений, разумеется. Это вовсе не невозможно, однако продолжать данную тему хозяева отказались. Потому заговорили напоследок о реальной экономике.
Из-за того, что газ в Украине, при всех его подорожаниях, остается слишком дешевым, сегодня выгоднее его использовать для отопления. Для производства киловатт-часа тепловой энергии газа потребуется на 11 копеек, в то время как кВт-час энергии электрической стоит для населения 25 копеек, для промышленности – вдвое больше. Но даже сегодня кавитационный теплогенератор можно использовать с выгодой. По словам Владимира Карсского, для промышленных предприятий сегодня действует т.н. ночной тариф – по ночам, когда цеха в основном стоят, кВт-час стоит всего 7 копеек. Есть смысл нагреть ночью воду в больших емкостях, а днем ее использовать.
С другой стороны, газ сегодня подведен даже не во все населенные пункты, и прокладывать газопровод к каждому отдельно стоящему коровнику – слишком дорогое удовольствие. Перекинуть три провода гораздо дешевле, да и технически проще. В конце концов, пока кто-то будет долго рассуждать, газ снова подорожает, а потом и вовсе закончится. К этому лучше быть готовым уже сейчас.
А вообще хозяева в процессе нашего разговора описали столько способов добычи «подножной» энергии (в том числе уже действующих, в том числе в Луганской области), что автор этих строк засомневался: а так ли уж нам нужны российские газ и нефть?
Нет, я это абсолютно серьезно.
Могучие пузырьки
Однако не будем обвинять чиновников в бюрократизме. В конце концов с того времени (совещание прошло в апреле) в стране столько всего случилось… А с другой стороны – хотя солярка и дорожала, цены на подсолнечник и другие маслянистые культуры росли еще стремительнее. Если еще весной прошлого года фермеру выгодно было обменять в ООО «Биодизель-Луганск» три тонны «семечки» на тонну биотоплива, то теперь, когда тонна подсолнечника подорожала вчетверо (до 4300 грн.), селянину проще продать его и на вырученные деньги купить обычную солярку. Еще и на запчасти останется.
Обидно будет, если эта фирма повторит судьбу слишком многих малых и средних украинских предприятий. Потому что она не совсем обычна. Об этом мы уже писали, однако есть смысл повториться. Подсолнечное, да и любое другое растительное масло – это достаточно сложная смесь органических соединений. Превратить ее в настоящее дизельное топливо – задача отнюдь не простая, но специалисты «Биодизеля» не только научились это делать – они изобрели метод, при котором процесс ускоряется в десять и более раз по сравнению с «классическим».
Главный инженер ООО Сергей Трухнов (он же мозговой центр фирмы) вообще считает, что без его аппарата невозможно всерьез говорить о биотопливе:
– Превращение подсолнечного масла, т.е. смеси высокомолекулярных спиртов в топливо без кавитации даст какой-нибудь сырец, в лучшем случае. Ездить на нем можно, но это станет серьезным испытанием для двигателя. Не получается полного разложения масла – для этого необходим химический кавитатор.
Год назад свой прибор, построенный на известном как очень вредный для металлов процессе кавитации (возникновении и микровзрывах в движущейся жидкости пузырьков), Сергей Александрович еще только начинал испытывать. Небольшой по размерам, на первый взгляд простой до примитивности – если не знать, что конфигурация и каждый размер его рабочего органа должны до микрона соответствовать размерам молекулы масла. Как такое соответствие достигается – и есть его настоящим ноу-хау.
Что такое кавитация с точки зрения теории, никто не может сказать точно – попробуйте измерить мгновенно протекающие процессы в тех пузырьках, что, не успев возникнуть, тут же «схлапываются». Ясно лишь, что если подобные «микро-бомбы» могут до основания «разъесть» корабельный винт или крылья «Кометы» – энергию они содержат колоссальную. Вот ее Трухнов и пытается использовать. В мирных целях.
Выживание. Теория
Процесс, который раньше продолжался 2-4 часа, теперь завершается за 15 минут.
– Но не это главное. Качество получается иное. Мы проводили эксперимент. Загоняли в бокс ГАЗон, и он практически час работал в закрытом помещении. И – ничего, даже глаза не ест. А попробуйте на солярке… Это значит, например, что где-нибудь на складах могут работать дизельные автопогрузчики.
– А мощность?
– Можно так сказать: уменьшается расход топлива. Если Т-150, чтобы вспахать 1 гектар, требуется 25 – 27 литров солярки, то биодизеля хватает 22 литра.
Это все физика. Сложнее с экономикой. Тут действуют несколько иные понятия выгодности, и фирме сегодня нужно либо искать более дешевые виды сырья, либо надеяться на помощь государства.
Сегодня выгоднее покупать в больших количествах индонезийское техническое пальмовое масло. Кстати, недавно лайнер перелетел через Атлантику, имея двигатель (один из четырех), работающий на горючем из пальмового масла. Правда, пассажиров на борту не было.
– То есть ваша установка может любой вид растительного масла перерабатывать?
– И животные жиры тоже. Недавно к нам обратился директор мясокомбината из Донецкой области: «Ребята, вы не могли бы сделать солярку из отходов свино-говяжьего сала?» Это те обрезки, которые сбрасывают в канализацию. Мы сделали. Топливо вышло даже более калорийное. Понятно, если делать такие установки для мясокомбинатов, их надо будет немного модернизировать – добавить устройство для подготовки сырья.
– И сколько же таких отходов может быть на заводе? Кстати, какой выход биотоплива из сала?
– На этом заводе – 30 тонн в месяц. Получается 25 тонн топлива. Но тут надо учитывать, что мы в процессе используем еще некоторые ингредиенты. Зато отходы в нашем производстве сами являются неплохим топливом – или сырьем для дальнейшей переработки.
– Ну, и чем вам может помочь государство?
Директор ООО Владимир Карсский:
– Для начала хотя бы разработать государственный стандарт на биотопливо. А то мы не можем надлежащим образом сертифицировать свое оборудование. Но есть и еще вариант. В странах Евросоюза сегодня действует экологическая программа: всю солярку обогащают 5-ю процентами биодизеля. Дело вот в чем. Обычно солярка содержит серу. Выбросы окислов серы очень вредны для экологии, а если в топливе есть вода, то образуется серная кислота. Как кислота действует на металл – рассказывать не надо. В принципе, от серы легко избавиться с помощью сепарации, но тогда возникает другая проблема. Сера нужна для того, чтобы осуществлялась смазка в цилиндрах двигателя – без этого двигатель заклинивает. Если же ее заменить на 5 (с небольшим) процентов биотоплива, проблема снимается. Солярки у нас используется очень много, и 5% – это огромное количество для таких фирм, как наша. Лишь бы только, по старой традиции, это все не отдали бы на откуп иностранцам.
Французам в пику
Парижская академия наук лет уже полтораста гонит с порога изобретателей perpetuum mobile, то есть «вечного двигателя». Потому как с точки зрения современной науки он невозможен. Вот и получается, что луганчанам во Франции делать нечего. Потому что вечный двигатель они таки создали и даже успешно испытали. Впрочем, если быть совсем точным, это пока еще не совсем двигатель, но главное требование для «вечных» машин они исполнили: их установка отдает гораздо больше энергии, нежели потребляет сама. А поскольку нарушать Второе начало термодинамики не позволено никому, термин к.п.д. (коэффициент полезного действия) заменили на более обтекаемый: «коэффициент эффективности использования» (к.э.и.).
Если коротко: в сконструированном Сергеем Трухновым нагревательном приборе каждый затраченный киловатт-час электроэнергии так нагревает теплоноситель (обычную воду), что она приобретает тепловой энергии на полтора кВт-час. Как же удалось инженерам с «Биодизеля» добиться того, что сама Парижская академия считает недостижимым? Если без мистики – и без алхимии – они просто использовали энергию, содержащуюся в самой воде. Помогла вышеупомянутая кавитация.
– Мы заметили, что температуры масла до кавитатора и после него существенно отличаются при том, что никакой дополнительной энергии не затрачивается. Поэтому решили посмотреть, нельзя ли использовать процесс в установке для отопления домов, и какой будет его эффективность. Проект я начал 15 декабря прошлого года…
Здесь у Сергея Александровича возникли некоторые разногласия с директором. Первый, как исследователь, считает, что испытал свою установку еще не во всех возможных режимах. Второй считает, что и достигнутых параметров достаточно, чтобы пускать ее в производство. Что никак не помешает дальнейшему усовершенствованию машины. Так что переговоры о внедрении принципиально нового обогревателя на двух довольно известных предприятиях пищевой промышленности находятся в завершающей стадии.
Теплогенератор действительно ведет себя, скажем так, несколько необычно. Размерами с письменный стол, он способен обогреть подъезд девятиэтажного дома. Любопытно, что во время работы давление воды в кавитаторе падает ниже атмосферного, а сама она остывает гораздо медленнее, чем в обычных котлах. Сам убедился: после демонстрационного пуска, когда воду нагрели градусов на десять, не больше, мы беседовали часа два. А когда уже прощались, положил руку на кавитатор. Он все еще оставался теплым…
Для всестороннего исследования приобрели военный радиометр. В помещении он показывает обычной фоновый уровень радиации, но если положить его на теплогенератор во время работы, на шкале – полный нуль. Карсский даже высказал предположение, что эту радиацию кавитатор и поглощает в качестве дополнительного источника энергии. Его главный инженер предпочитает не спешить с выводами – военные дозиметры предназначены для целей, далеких от чистой науки. Нужен специальный прибор.
– Теория обещает какие-то предельные (или беспредельные) параметры для вашего изобретения?
– Кавитационные процессы дают немереное количество энергии. Но мы не научились еще как следует ее снимать. Когда я раскрываю свой генератор, вижу – по цвету металла – что в местах, где снимается энергия, он раскаляется до 500 градусов и больше. Представляете, сколько там еще остается неиспользованной энергии?!
Вот бы на определенном этапе отключить электродвигатель и заставить полученную тепловую энергию крутить генератор. Вот это был бы настоящий вечный двигатель. С учетом выше высказанных предостережений, разумеется. Это вовсе не невозможно, однако продолжать данную тему хозяева отказались. Потому заговорили напоследок о реальной экономике.
Из-за того, что газ в Украине, при всех его подорожаниях, остается слишком дешевым, сегодня выгоднее его использовать для отопления. Для производства киловатт-часа тепловой энергии газа потребуется на 11 копеек, в то время как кВт-час энергии электрической стоит для населения 25 копеек, для промышленности – вдвое больше. Но даже сегодня кавитационный теплогенератор можно использовать с выгодой. По словам Владимира Карсского, для промышленных предприятий сегодня действует т.н. ночной тариф – по ночам, когда цеха в основном стоят, кВт-час стоит всего 7 копеек. Есть смысл нагреть ночью воду в больших емкостях, а днем ее использовать.
С другой стороны, газ сегодня подведен даже не во все населенные пункты, и прокладывать газопровод к каждому отдельно стоящему коровнику – слишком дорогое удовольствие. Перекинуть три провода гораздо дешевле, да и технически проще. В конце концов, пока кто-то будет долго рассуждать, газ снова подорожает, а потом и вовсе закончится. К этому лучше быть готовым уже сейчас.
А вообще хозяева в процессе нашего разговора описали столько способов добычи «подножной» энергии (в том числе уже действующих, в том числе в Луганской области), что автор этих строк засомневался: а так ли уж нам нужны российские газ и нефть?
Нет, я это абсолютно серьезно.
Нестор СЛОБОЖАНСКИЙ