Вредная халва
4-04-2013, 08:06Вредная привычка задавать «неудобные вопросы» отзывается весьма неприятной обязанностью читать «никакие ответы». Недавно, например, как член общественного совета при областной государственной администрации получил документ за подписью главы управления по связям с общественностью (раньше оно именовалось управлением по вопросам внутренней политики!) Марии Борзенко. Она, судя по всему, прилагает максимальные усилия, чтобы не оставить структуры гражданского общества своим руководящим вниманием. Может все и затевалось с лучшими намерениями, а выходит чистый перебор, когда вместо реального сотрудничества с реальными же специалистами имеешь то ли «руководящее указание», то ли элементарную отписку. Типа «озадачивали главу общественного совета Николая Запорожцева своим мнением о негативной оценке сегодняшнего положения сельского хозяйства в области, так вот мы вам вместо него сообщаем…»
И приложение есть, в котором «весь расклад» о счастливых аграрных делах Луганщины. Такой бравурный отчет сделал бы, наверное, честь партийному функционеру полувековой давности, знавшему только одно мнение – партийно-правильное и не заставлявшего себя думать. Тут тебе и прострации про «зерново-подсолнечное направление с молочно-птицеводческим направлением» (кто может если не понять, то хоть выговорить?), и почти поэма про рост удельного веса сельскохозяйственной продукции.
Полбеды было бы, если б ко всей этой «условной халве» (сколько раз ее не вспоминай – во рту-то слаще не станет!) прилагался хотя бы поверхностный анализ тех проблем, что мучают современного крестьянина. И хоть тоненьким пунктиром бы намечалась та «генеральная линия партии», что позволяла бы хоть с какой-то надеждой смотреть в будущее. Но чего нет, того нет. В разделе «Состояние луганской «агарной школы», что, оказывается, «владеет значительным научным потенциалом, который позволяет готовить высококвалифицированных специалистов отрасли» с удивлением читаешь о сонмище светил науки. Они руководят, как указано в ответе, дюжиной аграрных школ и значатся там не только профессорами и академиками, но и одновременно доцентами экономических, технических, биологических, ветеринарных и прочих сельскохозяйственных наук.
Слыхивал, что раньше были ученые степени кандидата и доктора наук, а доцент есть научное звание, малость поменьше профессорского. Но, видно перемены в аграрной науке Луганщины действительно значительны. Ну нельзя же не верить ведущим специалистам по связям с общественностью. Только вот куда они нас заведут с поверхностностью своих суждений и попытками формирования ненужных заблуждений?
И ведь не только и не столько у тех, кто читает подобные опусы. Я – потомственный крестьянин, руковожу производственным коллективом. И точно знаю, что серьезная тема для многих селян - будущее детей. Есть ли у них в будущем перспектива на реальную работу с реальным достойным заработком? Ответ «да». Но с оговоркой «только для дельного специалиста». Но вот как готовят будущих специалистов? В каком количестве? Есть ли надежда на помощь в трудоустройстве? Вообще, нужна нам молодежь или пусть катится на все четыре стороны, в поисках счастья в других местах? Ну, нет тут толкового ответа! И, похоже, немногие его ищут. А кое-кто пока пробавляется сказками про чудо-доцентов неизвестно каких наук. Вот и имеем в итоге грустные разговоры:
-А много будете платить?
-На сколько умения покажешь…
-А я ничего и не умею…
Не анекдот это, а реальная встреча в прошлом сезоне с человеком, у которого «открытка» (сам он так называл свой новенький диплом за его совершенно пластиковый вид!) уже был на руках. Только вот профессии и знаний не было. Раньше говорили: страна делает вид, что нам платит, а мы делаем вид, что работаем… Теперь: делам вид, что учимся и делаем вид, что диплом чего-то стоит?! Зачем, например, столько бюджетных мест, если выпускники на общество-то и не работают? Пусть «покупают бумажку» на коммерческой основе – все честнее и стране доходнее…
Важна практика заказов на специалистов. Только кто из современных сельхозпредпринимателей будет платить несколько лет за подготовку нужного ему специалиста, если он и завтрашнего-то своего дня толком не знает? Никто, даже именующий себя, как модно, «аграрным бароном», не играет «в длинную» - не видит перспектив. Год пережили – и ладно. Деньги должны работать сейчас, а не потом! А потому, какие дома для молодых специалистов, какой профессиональный отбор первокурсников и курирование их, если землю-кормилицу в любой момент отобрать могут?! Была бы длительная аренда – был бы другой разговор… Но какой? Начать-то его давно следовало бы, защищая свои интересы публично. Глядишь, и разного рода «реформаторы сельских производственных отношений» вели бы себя потише…
Кстати, когда возникают споры «куда идти Украине – в Европу или в Таможенный союз», о разумности сотрудничества с которым так ярко и доказательно говорит лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук, аргумент «Европа не признает наших дипломов!» - убедителен. В Евросоюзе и незнайки, и полузнайки годятся только в вечные батраки, а немногим «знайкам» - сложнейшие пересдачи без особых перспектив?
Ладно, это дело не сегодняшнего дня. Но почему те, кто с истинным упоением рассказывает «аграрные сказки» и подставляет власть своим подобострастием, не хотят хотя бы серьезно поговорить о том, о чем власть-то в голос уже говорит? Вот проявляет инициативу заместитель губернатора Анатолий Репицкий: надо продавать зерно в Россию. Мы в составе Еврорегиона, Ростов – рядом. Цены на 300 гривен за тонну больше. Почти в три раза дешевле транспорт. Дополнительные 50 миллионов прибыли! Или нас это не интересует, потому что для обличенных властью возиться – хлопотно, а для необличенных - неподъемно? Ведь столько барьеров поставлено, которые без «бумажки» - не преодолеть! Но ведь под лежачий камень никакая вода не потечет…
Или вот еще: решением облсовета учрежден конкурс проектов развития местного самоуправления: из областного бюджета будет выделено до 200 тысяч гривен на каждый «проект-победитель». Всего есть 10 миллионов. Разумно, правильно, достаточно щедро!
Но «к бабке не ходи» - в первых рядах будут «проекты» про канализацию в школе без учеников, крышу разваливающегося клуба в вымирающей деревне и прочие «новации» такого рода. Оно вроде как забота про народ, развитие образования и культуры, сохранение остатков здравоохранения. Но крыша потечет через год, новенькие унитазы треснут или будут украдены – опять «дай»?! А латать многие километры асфальта до дальнего хутора – не менее накладно и бессмысленно, чем тянуть туда газификацию. «Голубое топливо», конечно, благо, но не по пенсионерскому карману. Только не надо сразу обвинять меня в черствости и непонимании проблем ближних.
Просто в первую очередь нуждаются во внимании те проекты, которые смогут увеличить поступления в местные бюджеты, создадут рабочие места. Мы должны наглядно поддерживать начинания, где средства будут не просто тратиться, а начнут работать. В итоге это позволит на получаемые налоги и потенциальную спонсорскую помощь заниматься крышами и канализацией, отремонтировать дороги и памятники. Только все это будет сделано на заработанные, а не проедаемые деньги! Простой пример - ростки кооперативного движения на территории области. Их пока скорее используют как «витрину» для демонстрации, а не образец для подражания. А ведь кооператоры в Денежниково Новоайдарского района зарабатывая, для себя, не забывают и об общественных нуждах.
Реально понимаю, что изрядному количеству «представителей с мест» проще подать документы, оправдывающие элементарное и практически мгновенное «проедание средств». Это тебе не «заморачиваться» со сложным и нелегким делом организации реального производства. Кто-то просто побоится проявлять инициативу: еще полтора века назад Козьма Пруткова в проекте «О введении единомыслия» сомневался «Да разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверием начальства?! Откуда оно возьмется?». Кто-то пока не понимает открывающиеся возможности.
Недавно узнал: в селе Панка Сторожинецкого района Черновицкой области создали кооператив по переработке молока. Простые селяне использовали возможности своего районного и областного бюджетов (им выделили миллион!), контакты с международной благотворительной организацией «Добробут громад» (еще миллион), личные средства (800 тысяч) и теперь на СВОЕМ (как такое не подчеркнуть?!) предприятии производят продукции на 15 миллионов в год.
Поэтому и считаю: серьезные вопросы должны обсуждаться с максимальным привлечением общественности. Где? А на расширенном заседании постоянной комиссии областного совета по вопросам агропромышленного комплекса, земельных отношений, социального развития села или на расширенном же заседании общественного совета при областной государственной администрации – да не так уж и важно где. Главное, чтобы интерес был не условный, а конкретный и честный.
Будущего ради, а не куска сомнительной халвы сейчас.
Владимир ЖИВАГА,
депутат областного совета