В Луганской области требуют оставлять деньги на местах, а не делить их в Киеве
24-04-2013, 08:34Свои предложения по сути инициированной Президентом Украины реформы местного самоуправления сегодня формулировали главы городов и районов Луганщины на специально созванном форуме. Его открыл председатель областного Совета Валерий Голенко.
— Главная задача реформирования — создать основу для самодостаточности местных Советов, — подчеркнул он, — для их финансовой самостоятельности. Сегодня, к сожалению, до 70 процентов всех финансов страны концентрируется в государственном бюджете, и получается, что области и города — дотационны, не говоря уже о селах и поселках, многие из которых только за счет госдотаций и живут. А нужно, чтобы бюджетная система в государстве была выстроена иным образом — чтобы деньги работали в регионах, там, где они зарабатываются. Тогда мэр любого города будет заинтересован в том, чтобы привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места. Ведь от этого будут напрямую зависеть доходы местного бюджета. Соответственно, чем больше заработают, тем больше смогут направить на решение актуальных для громады вопросов. А в ситуации, когда населенный пункт — планово дотационный, должны быть четко установлены и неизменны параметры дотаций. Только в этой ситуации местная власть сможет планировать перспективу развития территории и быть реальной властью.
Городской голова Свердловска Александр Шмальц (к слову, он на этом посту уже больше 15 лет) поддержал позицию председателя областного Совета, отметив:
— Украине необходима административно-территориальная реформа, а реформа местного самоуправления — давно «болит»! Развяжите нам, местной власти, руки. Перестаньте делить деньги в Киеве — отдайте их на места. И тогда Украина пойдет вперед!
Свердловск — уникальное для региона и для Украины административно-территориальное образование, это город-район, существующий в таком статусе с 1988 года. В него объединены громады двух городов, Свердловска и Червонопартизанска, а еще — шести поселков и шести сел.
— Управлять всем этим непросто, — признался Александр Иванович. — Например, у нас есть 10 сельских школ, из которых полностью укомплектована всего одна. На содержание остальных приходится выделять дотации из городского бюджета Свердловска. Но это возможно только потому, что хорошо работают наши шахтеры. Но, кстати, в том же Червонопартизанске есть шахта, которая в год добывает более двух миллионов тонн угля, а его городской голова у нашего горсовета денег просит. Почему он должен просить?
— Постоянное вынужденное дотирование территорий привело к тому, что на некоторых утвердились потребительские, а не созидательные настроения, — дополнил в свою очередь городской голова Алмазной Виктор Шумилин.
— Сложилась такая практика: стал мэром — проси, — говорил он. — Нужны изменения в законы, в Конституцию Украины, чтобы они работали на местное самоуправление, а не против нас. А сейчас у нас на руках такие «пуховые рукавицы», что ими ничего сделать не можем — так нас законами и проверками задавили.
Впрочем, причины неэффективности ныне действующей системы местного самоуправления - не только в отсутствии достаточной финансовой базы у местных Советов. Необходимо четко разграничить полномочия органов самоуправления и местных органов государственной исполнительной власти. Обеспечить повсеместность местного самоуправления — в соответствии с Конституцией сейчас оно действует исключительно в границах населенных пунктов. А за их пределами землей, например, распоряжаются местные администрации, без учета мнения громад, депутатов…
— Даже обязательную в Европе для местного самоуправления субсидиарность мы не можем обеспечить — в Конституции записано, что все громады равны. Но разве равны возможности, задачи, скажем, Киева, Луганска и какого-нибудь нашего села? — обратился к залу руководитель секретариата исполнительного аппарата Луганского областного Совета Александр Пашенцев. — Сельские головы не могут самостоятельно справиться с теми полномочиями, которые определил им закон. И надо идти по одному из двух путей: либо громады должны — исключительно на добровольных началах! — объединяться для решения общих задач, либо часть полномочий передать на уровень районного Совета. Но сейчас на районном уровне нет местного самоуправления. Его надо создавать.
Многие из выступающих на форуме (а здесь собрались сельские, поселковые, городские головы, руководители районных Советов и райгосадминистраций со всей Луганщины, а также депутаты областного Совета) подчеркивали: реформа местного самоуправления и административно-территориального устройства Украины не должна свестись к укрупнению районов. Буквально шквалом аплодисментов зал подтвердил слова Александра Пашенцева о том, что из трех «инвалидов», если их объединить, никак не получится здоровый организм.
— Мы категорически против укрупнения районов, — подчеркнул, в частности, Валерий Голенко. — Впрочем, концепция, которую обсуждаем, этого и не предполагает.
Он призвал всех руководителей органов местного самоуправления нашего региона максимально внимательно изучить концепцию и сформулировать свои предложения по ее совершенствованию.
— Фактически речь идет о том, каким будет будущее нашего государства, — акцентировал депутат областного Совета, первый заместитель главы облгосадминистрации Эдуард Лозовский, обращаясь к участникам форума. — Мы должны помнить: реформа местного самоуправления и ее обсуждение — не формальность, а, по сути, составление плана развития государства.
На выработку предложений Президент отвел громадам срок — до осени. После этого концепция будет положена в основу новых законодательных актов, регулирующих сферу местного самоуправления.
— Это будет практически вторая Конституция, — отметил председатель Луганского облсовета. — И чтоб мы потом не выходили к людям и не разводили руками - мол, недостаточно у нас полномочий, надо сегодня поработать над проектом максимально вдумчиво.
Ведь это, действительно, уникальный шанс.