Искушение властью
13-06-2013, 12:28Слова «искушение» и «испытание» похожи настолько, что, говорят, в некоторых случаях могут считаться даже синонимами. А все-таки – разные. Если испытание – это все-таки «проверка объекта с целью оценить какие-то его качества», для чего требуются и усилия, и время, то искушение – это больше стечение неких обстоятельств, позволяющих в кратчайшие сроки сделать определенные выводы.
Много ли времени работает, например, новый состав общественного совета при Старобельской районной администрации, куда выбрали и меня, как руководителя земельного союза защиты крестьян «Доля»? Всего несколько месяцев. Нет сомнений, что все его члены отлично знают, что своим решением о создании подобных структур гражданского общества Кабинет Министров Украины прямо поощрил всех неравнодушных к активному участию в управлении государством. Все в полном соответствии со статьей 38 Конституции Украины, ради действительного пробуждения народной инициативы. На заседаниях и в кулуарах немало сказано, что сами советы такого типа призваны объединить общественность вне зависимости от партийной принадлежности или наличия полной аполитичности. И про то, что основополагающим в формировании совета являются выборы членов совета с использованием рейтингового голосования…
Только если все так, то отчего не начав толком разумную деятельность мы уже имеем первый скандал, основа которого – элементарная борьба за власть? Или даже – ее имитация? Не успели избрать на председательский пост Сергиенко В.А., как уже есть желающие свергнуть его по причине… Тут толком-то и обвинений не предъявлено, кроме одного – части членов общественного совета, как людям обличенным теперь некой властью и ею неимоверно искушаемых, он перестал нравиться категорически. Не зря ж сказал классик, что основной вопрос всякой революции (даже районной!) – вопрос о власти!
Вот и собрали аж внеочередное заседание, на котором то собирались свергать неугодного, то голосовали «о снятии вопроса с повестки дня», то пытались все пересмотреть и переголосовать под таким углом, чтобы вообще не поднимать вопрос о снятии Сергиенко В.А с должности председателя в течение всех двух лет полномочий совета. Прямо «Бей своих, чтоб чужие боялись!» Получается, нервы потрепали, а потом решили выписать председателю некую индульгенцию на любые действия и на любое бездействие в обозримом будущем?!
Можно, конечно, усмехнувшись, назвать все это издержками демократии и проблемами роста общественного сознания. Но лучше все-таки серьезно задуматься о роли этих самых структур гражданского общества, наличие которых мы громогласно признаем, но на практике плохо представляем и что это такое, и что с ними делать. Все-таки, по-моему, к «основному вопросу» нужно вернуться, чтобы обстоятельно определиться, а что такое этот самый общественный совет при райгосадминистрации, и зачем он нужен районной громаде, которая точно не скучает ни по каким революциям, но хотела бы видеть реальные сдвиги к лучшему в своей непростой жизни? Если, конечно, он нужен вообще…
В разных дискуссиях уже неоднократно убеждал: мы не будем иметь никакого прогресса, если подавляющее большинство избранных куда-либо будут рассматривать свой «мандат доверия» (документ разного уровня и выданный на разных условиях разными ветвями власти, но присутствующий обязательно!) как некую синекуру - без четко определенных обязанностей, но позволяющую быть поближе к власти. Конечно, приятно считаться «вхожими» во властные кабинеты, что позволяет и имидж собственный поднять на новый уровень и иметь возможность «решать вопросы». Только делу и громаде с таких явлений что? Только дискредитация. Плюс озлобление тех самых «народных масс», ради которых вроде как все и затевалось.
Следовательно, если общественные советы - инструмент общественной же оценки деятельности власти, некий элемент экспертного сообщества и инструмент народного контроля, то ни о каких привилегиях и уж о неприкасаемости со стороны общества и речи быть не может. Тем более, никаких индульгенций от критики. Она должна быть четкой и обоснованной. Где фундаментом является общее желание исправить недочеты.
Лично меня в работе нашего районного совета не устраивает принцип отстраненности, основанный на удивительной уверенности «наше дело указать»… Ну что такое «… решили разработать проект Концепции для Старобельского района». Кому это предложение адресуется, что за проект и какой Концепции? В какие сроки и кем будут разрабатываться ее положения?
Или еще лучше… Решили «рассмотреть этот вопрос на сессии районного совета»…. Вряд ли общественный совет при райгосадминистрации имеет официальные полномочия указывать районному совету, какие вопросы ему рассматривать на сессии. Согласно действующему Положению, его решения носят рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения райгосадминистрацией, но никак не районным советом, являющимся субъектом представительской власти.
Таких «блох» в подготовленных документах изрядное количество, что свидетельствует не столько о небрежности, сколько о внутреннем желании дистанцироваться от любого конкретного дела. Ну перебросили «вопрос» районному совету – туда же ушла и ответственность?! Вот это вряд ли. Если игры с документами у чиновников еще как-то могут иметь логическое оправдание – главное, чтобы бумажка в папку попала и подольше ходила по кругу, «прикрывая» своего автора, явно являющегося поклонником песенного шедевра «разве я чего-то разрешил, разве ж я вошел куда без стуку…», то в общественных делах – дудки! Люди видят… И, как там у великого пророка Даниила, «…ты взвешен на весах и найден очень лёгким!»?
Вот подняли мои коллеги по «Доле» вопрос об угрозе рейдерских захватов земли – не получили ответа из районной прокуратуры. Решили разузнать коллеги-общественники, кто наживается на незаконной добыче песка, что серьезно раздражает граждан, – нет официальной информации из милиции. Неофициальной у людей - сколько хочешь. Они, оказывается, прекрасно знают, в отличие от сил правопорядка, кто и сколько зарабатывает, с какой регулярностью в какой банк и на какой счет денежки заносит. И кем «крышуется» - тоже…
И раз так – стоит ли откладывать все в долгий ящик и делать вид, что неполученные от силовиков данные нас сейчас не очень-то и интересуют? Как и перепирательства, кому принадлежит разоряемая земля и уворовываемые ресурсы – лесникам или городу Старобельску?! Или все-таки значительно интереснее, кто кому и на каких условиях позволяет масштабно красть, одновременно вредя экологии района? Тогда все-таки следует не заниматься дележом атрибутов власти и развешиванием ярлыков «наши - не наши», а, демонстрируя реальную сплоченность в защите интересов земляков, проявлять настойчивость и принципиальность? Уважая и себя, и своих коллег, и своих избирателей. И самим памятуя, и другим не давая забывать, что решением Кабмина общественные советы - структура для обеспечения участия общественности в формировании и реализации государственной политики, от которой не должны «отмахиваться» ибо это противоречит политике президента и премьера!
Ни больше, и ни меньше…
Владимир ЖИВАГА,
депутат областного совета