Актуальная проблема Луганска, или Почем ведро больных котят?
18-06-2013, 14:04Сколько себя помню, в центре города на аллее всегда существовал «собачий рынок». Мама водила маленькую меня туда, как в зоопарк. Я с умилением разглядывала породистых котят и щенков, больших овчарок и персидских котов, похожих на комки шерсти… То ли восприятие изменилось, то ли рынок стал другим, но сегодня я вижу там уже не милых маленьких котят и собачек, а вечно спящих в зной и в стужу, уставших, замученных животных. Возможно, я смотрю на торговцев с некоторым предубеждением, вспоминая многократные жалобы луганчан на «качество товара» и неприятные слухи о том, как там с этим самым «товаром» обращаются.
Больше всего горожан беспокоят так называемые «коробочники», которые принимают котят по 25-30 гривень и раздают их потом бесплатно. Говорят, будто они держат там котят только три дня, а потом выбрасывают в подвалы, посадки – в общем, куда получится. (Да, а вы замечали, что у них нет разновозрастных животных, все маленькие, умильные, как на подбор - действительно, куда «коробочники» девают тех, кого не удалось быстро пристроить и они вышли из младенческого возраста?) Котята лежат в манежах и клетках в несколько слоев, их не кормят, чтобы «не гадили», а антисанитария приводит к тому, что животные передают друг другу по наследству целый букет болячек.
Поговаривают даже, что «коробочники» сдают котят «собачникам», чтобы те натаскивали на них псов.
Конечно, эти слухи сложно как-то достоверно подтвердить или опровергнуть, но – не бывает дыма без огня.
Чаще всего можно услышать возмущения о том, что вот, взяли котенка (щенка), а он больной оказался, лечили-лечили, но он все равно умер…
Ознакомившись с мнениями посетителей рынка, я и сама вспомнила, что когда-то мама брала там щенка, а через некоторое время котенка. Они оба были больные и умерли в течение трех дней. А еще я покупала там «персидского» котенка – он оказался совсем не персидским, а наполовину дворовым рыжим «полосатиком». Кстати, «неправильные» пол или порода животных (а проще говоря, обычное мошенничество) занимают второе место в рейтинге жалоб.
Юлия Маркушина: «Подружка брала бесплатного щеночка, прожил всего 3 дня и сдох, видимо имел место энтерит или другая болячка».
Юлия Маякона: «Пару раз видела, как из манежа убегают котята и гибнут на проезжей части. Часто появляются коробки с мучениками, которых просто выкидывают на аллею. Утверждать не могу, но, по всей видимости, это их рук дело, так как котята и щенки явно не из одного помета. Животные, взятые из манежа, как правило, имеют букет болячек. Очень жаль, что не получилось снять, как некоторые продавцы бьют животных».
Татьяна Евдокимова: «Взяли 4 года назад котенка, девочку. Она сидела с не бесплатными, отдали за нее 40 гривень. Привезли домой, ничего не ела, не пила, рвала, кормили с принудительно из пипетки молоком, слава Богу, выжила»…
Инесса Павлова: «Две мои подруги этой весной купили там котят по 5 гривень, до сих пор живы и здоровы (это те, которые бесплатные, но за них берут символическую денежку). А вот я купила там щенка, неделю проносила его в «ветеринарку», и он все равно умер. Причем щенок был породистый и стоил немало. Как сказал ветеринар, моя ошибка была в том, что я купила его у тех продавцов, которые занимаются всеми подряд животными. Видимо, мой щенок подхватил от них инфекцию. И вообще, мне сказали, что к ним ежедневно приносят котят и щенят, взятых на Центральном рынке. Мой вам совет: если вы и будете брать себе любимца, то берите у людей, которые выносят своих, а не у перекупов».
Ирина Мицкая: «А меня вот удивляет другое: все хорошо знают, как там плохо, что практически все животные - смертники, но, поди ж ты, все равно идут и берут, и пытаются вылечить, и плачут горько после смерти. Господа хорошие, да не нужно там брать, возьмите лучше в подворотне, у него болячек будет в разы меньше, в приют придите, в конце концов! Как же вы не понимаете, что пока есть спрос, ничего не изменится! Это бизнес!»
Марина Акулова: «Год назад взяли на рынке котенка из коробки, самого обычного, заплатили 20 гривень. Выбрали малюсенькую черную кроху, больше похожую на скелет - она так смотрела на моего мужа, что он не смог взять другую. Женщина, которая ими торговала, сказала, что это, цитирую: «церковная девочка, которая родилась при церкви на Крещение». Оказалось, это насквозь больной мальчик, которого мы сразу же отвезли в ветклинику, но, несмотря на помощь и лечение, к моему большому сожалению, он умер через 3 дня. Для меня это был шок. Эти рыночные коробки в итоге становятся для собачьих и кошачьих детенышей могильниками. И это страшно!»
Алена Кириченко: «Я приблизительно год назад взяла белую кошечку с разными глазами, хотя мне эта тетка давала другого белого котика. Он был больше, крепче, а моя «манюнька» лежала под ним (там настолько мало места, что они лежат слоями), и я выбрала именно ее. У нее оказалась сдавленная грудная клетка. Лечили, но, увы…»
Таких отзывов – множество, это лишь малая толика того, что мне рассказали пострадавшие покупатели.
Откуда у этой проблемы растут ноги, спросите вы? Почему в самом центре города под носом у городских и областных властей уже не один десяток лет на рынке торгуют больными животными, и все молчат? Ведь у продавцов, по идее, должны быть соответствующие документы, разрешения ветеринарного управления. Должны, но…
Я обзвонила все управления, которые могут иметь хоть какое-то отношение к торговле животными в центре города, чтобы узнать, есть ли какие-то документы и разрешения на торговлю у людей, которые стоят там. Впрочем, я и так знала, что ничего подобного у них нет, да и ни для кого не секрет, что «собачий рынок» нелегален.
Начальник отдела по вопросам усовершенствования работы рынков, развития предпринимательства в сфере услуг управления Луганского городского совета по вопросам бытового, торгового обслуживания, общественного питания и защиты прав потребителей (да, вот такое длинное название) Павел Пономарев рассказал, что в этом месте торговля не разрешена, у людей, которые там продают животных, никаких документов нет. У их управления есть только полномочия выписать штраф, что они периодически и делают.
- В городе на данный момент нет места для торговли домашними животными, соответствующего всем требованиям, - сообщил Павел Пономарев.
Начальник управления по вопросам экологической безопасности города Луганска Владимир Федичев прокомментировал ситуацию почти теми же словами:
- Вся торговля животными в том месте незаконна, у них нет никаких документов. Животные, которые там находятся, могут быть больными и распространять инфекции.
И.о. начальника управления, главного государственного инспектора ветеринарной медицины города Луганска Наталья Горобко рассказала, что усилиями государственной ветеринарной службы и органов местного самоуправления неоднократно проводились рейды на месте незаконной торговли животными возле Центрального рынка.
- Заканчивались они, как правило, безуспешно, например, у государственной ветеринарной службы не хватает полномочий, так как законодательством Украины по вопросам ветеринарной медицины не предусмотрено даже штрафных санкций на правонарушителей! Такими полномочиями наделены сотрудники милиции. Для ликвидации этой несанкционированной торговли нами готовится письмо мэру города Луганска о прорабатывании вопроса о выделении места в городе для торговли домашними животными. Скорее всего, это будет в районе сельскохозяйственного рынка на 3-м километре. Вот тогда у нас будет возможность осуществлять надзор за торговлей животными. Надеюсь, следующая наша с вами встреча произойдет уже на новом благоустроенном месте для торговли домашними и декоративными животными.
К слову, все начальники управлений говорили о том, что единственная организация, имеющая какие-либо полномочия в отношении рынка – милиция. Тем не менее, ее сотрудники также считают себя не вправе решать этот вопрос.
- Это земля громады города Луганска, - рассказала начальник отдела по связям с общественностью ГУМВД Украины в Луганской области Татьяна Погукай. – Поэтому мы не имеем права решать, разогнать нам этот рынок или нет. Максимум, что мы можем сделать, это подойти к человеку и сообщить, что торговля в этом месте не разрешена и вежливо попросить его уйти. Решение убрать этот рынок должно приниматься депутатами на сессии городского совета и мэром Сергеем Кравченко.
Как видим, все пути ведут в горсовет. Что будет в дальнейшем с этим рынком – решать отцам города.
Конечно, нельзя всех торговцев животными поголовно считать исчадиями ада, а «собачью аллею» - рассадником зла. Не сомневаюсь, есть там и порядочные продавцы, которые любят животных, лечат их, кормят и искренне переживают о дальнейшей судьбе. И не со всеми животными с рынка возникают проблемы у людей, купивших их. Кроме того, луганчане часто раздают здесь домашних котят и щенков – не имея такого «плацдарма», они просто не будут знать, куда девать приплод своих Мурок и Жучек.
Но все эти аргументы слишком легковесны для того, чтобы закрывать глаза на действия людей непорядочных, жестоких и алчных. Тех, кто делает живых существ объектом наживы, а покупателей – жертвами своих несложных (но почему-то до сих пор упорно всеми не замечаемых) махинаций. Впрочем, даже после переноса рынка в другое место вряд ли кто-то сможет запретить раздавать горожанам своих котят на алле – да и зачем?
Проблема «собачьего рынка» поднимается луганчанами и прессой не впервые, и хочется верить, что в этот раз она все же найдет свое решение, а не «заглохнет», как это бывало раньше.
А пока ищутся решения и ответы, хочется обратиться к жителям города. Покупайте породистых животных у заводчиков, а беспородных – берите у знакомых или, на худой конец, на улице. Пока есть спрос – есть предложение. Пока люди идут на рынок – там будут стоять клетки с больными котятами загадочных пород и не менее больными щенками неизвестного пола.
Богдана ГАЙВОРОНСКАЯ