Спасёт ли банкротство «АГРОТОНА» экономику Кипра?
18-06-2013, 14:05Когда-то классик украинской литературы Павло Тычина выдал сакраментальную фразу «Забудеш рідний край — тобі твій корінь всохне». Эту поговорку лишний раз подтверждает ситуация с некогда процветающим сельскохозяйственным предприятием «Агротон». Предприятие долгие годы пользовалось землей, настоящими хозяевами которой являются пайщики (сельские жители), истощало почву тотальным засевом подсолнечника, зарабатывало немалые деньги, выплачивая при этом народу копейки. В своих неприятностях с законом, первые лица предприятия публично, перед громадой и телеканалом ИРТА обвинило Луганскую облгосадминистрацию, которая якобы путём коррупционных действий пытается взымать взятки с «Агротона».
Руководство агрохолдинга, наверное, из особого патриотизма, хранило деньги в солнечной стране Кипр. Что и сослужило ему весьма нехорошую службу весной 2013 года.
На пути к дефолту
В течение долгих лет «Агротон» был процветающим предприятием, одним из крупнейших аграрных холдингов Украины, а его владелец Юрий Журавлев входил в десятку самых богатых людей Луганской области; а также в разные топ-50, топ-100 среди бизнесменов Украины по версиям различных журналов.
Являясь депутатом Луганского областного совета от Партии регионов, Журавлев нацеливался, конечно же, в Верховную Раду, но вот незадача: в то время, когда Фортуна поворачивалась то в одну, то в другую сторону, не зная, кого выбрать – «оранжевых» или «бело-синих», агромагнат переметнулся к Юлии Тимошенко, при этом постепенно рассорившись с влиятельными «регионалами». Кроме того, этот предприниматель, как «настоящий украинский патриот», зарегистрировал свою фирму на острове Кипр и хранил там большую часть финансовых средств. Места в Верховной Раде ему так и не нашлось. И если политическую неудачу Журавлев и его «Агротон» кое-как пережили, то вот известные кипрские события стали для него если не нокаутом, то, по крайней мере, мощным нокдауном.
В апреле 2013 года стоимость акций «Агротона» на Варшавской фондовой бирже за два дня торгов (12 и 15 апреля) вдруг рухнула на 86,2% – до 1,13 злотых. Капитализация компании снизилась на 152,8 млн злотых (или 48,8 млн долларов). По сравнению с ценой размещения в 2010 году ее акции подешевели аж в 24 раза. По словам финансовых аналитиков, рассчитывающих украинский аграрный индекс, обесценивание акций «Агротона» стало крупнейшим разовым проседанием в истории украинских публичных агрохолдингов. Главной причиной обвала котировок стало снижение рейтинга компании «Агротона» и включение предприятия в список CreditWatch с «негативным» прогнозом.
Для сравнения: ЗАО СПФ «Агротон» было зарегистрировано на Варшавской фондовой бирже в ноябре 2010 года с установленным курсом – 28,84 злотых за 1 акцию. Максимальная цена акций была достигнута предприятием в январе 2011 года (43,80 за одну акцию). А 15 апреля 2013 года цена упала до рекордных 1,13 злотых. Это крах, если не сказать больше!
Рейтинг предприятия был понижен до уровня «ССС» в связи с необходимостью выплаты предприятием в 2014 году 50 млн долларов, которые на тот момент не были обеспечены. Эти три загадочные буквы «С» означают, что в рейтинге с 22-мя ступенями, последняя из которых – дефолт, «Агротон» опустился на 18-ю ступень. То есть еще пару таких обвалов и… страшная буква D (defolt).
Стоит также вспомнить, что инвесторы уже были осведомлены о качестве отчетности «Агротона» и «наказывали» его в 2012 году, когда за год компания потеряла почти половину капитализации. У иностранцев уже сформировалось негативное мнение об открытости и качестве отчетности компании, и такое рейтинговое действие только подтвердило их мнение.
Реакция могла бы быть не такой жесткой, если бы большинство своих денег «Агротон» не хранил бы в Bank of Cyprus, а из 6,5 млн, долларов, которыми компания располагает, 70% хранились именно там. Поэтому у инвесторов появились сомнения, что компания вообще имеет свободный доступ к этим деньгам. Принимая во внимание последние события на Кипре, факт, что большинство свободных денежных средств компания хранит на счетах Bank of Cyprus, весьма негативно повлиял на их мнение о платежеспособности «Агротона».
Да и повели себя агромагнаты в такой ситуации весьма странно. Вместо того чтобы успокоить инвесторов, руководство «Агротона» избрало «страусиную» стратегию зарывания головы в песок. После кипрского инцидента и обвала стоимости акций холдинга никто не выступил с обращением к инвесторам, не проинформировал их посредством биржи, не поделился планами, где «Агротон» собирается взять средства для погашения ближайших платежей.
Наконец, в «Агротоне» решили погасить долги за счет продажи пшеницы (после снятия запрета на экспорт), а также за счет сбыта подсолнечника. Несмотря на некоторое снижение стоимости цены на эту культуру остаются привлекательными и составляют 560-580 долларов за тонну. Может быть, кое-кого из инвесторов это успокоило, они ведь не знали точных схем ведения бизнеса, которые реализовывает «Агротон» у себя на родине. Да и не особо нужно им это.
Бей своих чтоб чужие… тебя не били
Сейчас «Агротону» не позавидуешь: в июле текущего года предприятию предстоит уплатить три миллиона долларов процентного дохода по евробондам. В принципе, компания могла бы эти средства аккумулировать, но это означает остаться без денег в разгар полевых работ.
Вот руководство «Агротона» и решило: для поддержки стремительно падающих рейтинга и котировок с новой силой «насесть» на плодородные земли Луганщины и атакой забрать себе распаеванное имущество бывших колхозов.
Зимой прошлого года на коллегии Луганской облгосадминистрации по АПК представителям «Агротона» было задано очень много неудобных вопросов, на которые те не дали удовлетворительных ответов. Заместитель министра аграрной политики и продовольствия Анатолий Рудюк раскритиковал деятельность предприятия, отмечая, что это единственная в Украине крупная аграрная фирма, которая несет социальной помощи всего лишь на 19 копеек (!) с гектара, в то время как остальные предприятия – по 20-40 грн. Также чиновник отметил, что земли, используемые «Агротоном», буквально выжжены многолетним выращиванием подсолнечника, заражены химикатами, скот в селах вырезан, а люди потеряли либо совсем работу, либо работают с тем же «Агротоном» на кабальных условиях.
Понятно, что у многих современных предпринимателей на первом месте стоит коммерческая целесообразность, но занять пастбища для выпаса скота, убрать большинство культур с полей и засеять все подсолнечником (к слову, самой вредной культурой для почвы, после которой в следующие год-два вообще ничего нельзя выращивать) – это уже слишком!
Незаконный захват пастбищных земель и сенокосов под подсолнечник происходит повсеместно на Луганщине, в сговор вступили десятки руководителей сёл и отдельные чиновников районов.
Но это еще не все. Имущество бывших КСП, которым «Агротон» распоряжался несколько лет, после различных инвентаризаций оказалось заметно «переполовиненным».
В качестве примера можно привести село Дмитровку, где люди потерпели убытки из-за подсолнечниковых монополистов; а также село Штормово, где «Агротон» долгое время распоряжался имуществом местного КПС им. Пархоменко. В прошлом году там была проведена оценка транспортных средств и сельскохозяйственной техники, которые находились в аренде. Согласно заключению судебного эксперта А.Н. Сумского, (свидетельство № 1202 от 25 января 2008), материальный ущерб владельцам транспортных средств и сельскохозяйственной техники составил 2865504 грн. По данному факту 27 июня 2012 прокуратурой Луганской области было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 364 УК Украины.
Почему правоохранители буксуют?
В ходе расследования уголовного дела выяснилось, что «Агротон» своей хозяйственной деятельностью (а точнее – бесхозяйственной) на территории с. Штормово Новоайдарского района Луганской области нанес ущерб владельцам имущества (пайщикам КСП имени Пархоменко) на общую сумму около 18 млн. гривен. Ущерб причинен вследствие уничтожения и распоряжения имуществом.
С целью уклонения должностных лиц от ответственности, руководство «Агротона» направило в Новоайдарский районный суд Луганской области исковое заявление о признании недействительным выделения имущества в натуре в пользу пайщиков. При этом документы, подтверждающие какие-либо нарушения со стороны пайщиков и обосновывающие исковые требования, не предоставлены.
Дело направлено для проведения досудебного следствия в Лисичанский ГО УМВД Украины в Луганской области, следствие продолжается. Однако прошло уже больше года, а следственные действия фактически не производятся, должностные лица «Агротона» к уголовной ответственности не привлечены и уклоняются от проведения следствия; аресты на имущество лиц, причинивших вред, не накладываются.
Такое поведение правоохранительных органов кажется как минимум странным. Ведь за один только период с 2010 по 2013 годы на эту агрофирму поступили сотни жалоб от жителей разных уголков Луганщины, и все в общем-то говорят об одном: захват земель, присвоение и уничтожение коллективного имущества, истощение почвы непомерным засевом подсолнечника. Также люди жалуются на невозможность получить отведенные по закону земельные паи.
Итак, агромагнатам оказалось мало денег, которые они зарабатывают продажей подсолнечника и других культур. Долги иностранным инвесторам надо возвращать, а тут еще и ситуация с кипрским банком, падение котировок, многократное обесценивание акций предприятия… Так что, дорогие земляки, нам нужно как-то выкручиваться, и теперь все что было ваше – станет наше.
Чтобы нашим «агрокоролям» не остаться, как говориться, с голым задом, нужно убедить инвесторов в своей платежеспособности. Отдавать сразу же деньги за реализованные семена, как мы уже писали, нельзя. Поэтому последний шанс «Агротона» остаться на плаву – это выкупить уцелевшее колхозное имущество за цену более дешевую от номинала, и одновременно уйти от уголовных дел за разобранные и распроданные объекты.
По сути, правоохранительным органам можно хоть сейчас брать голых подсолнечниковых «королей» голыми руками. Однако те почему-то не дают законного хода открытым уголовным делам. Неужели и тут подмазано подсолнечным маслом?…
Виктор Пахомов