Можно ли в Луганской области одновременно привлечь и «обобрать» инвесторов?
3-07-2013, 09:43В последние дни по Северодонецку поползли слухи о том, что остановлен и готовится к длительной консервации цех производства карбамида предприятия «Укрвнештрейдинвест». Якобы в связи с тем, что реконструкция его блокируется администрацией «Азота». Увы, сегодня сложилась крайне неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках этого азотного удобрения, и сокращения его производства в Северодонецке следовало ожидать. Что же касается «реконструкции», то на Луганщине в очередной раз разыгрывается спектакль под кодовым названием «как «кинуть» западного инвестора, и одновременно говорить о создании условий для привлечения иностранного капитала.
ООО СП «Укрвнештрейдинвест» было создано согласно договора от 10.05.2000 за № 228, учредителями были Северодонецкое государственное производственное предприятие "Объединение" Азот ", которое внесло имущественный комплекс старого производства карбамида М-2, оцененного в 286 118 грн. 59 коп. (49,9% уставного фонда) и зарегистрированная в Голландии компания «VNI Group Holding B.V.», внесшая денежные средства. В Северодонецке это был, пожалуй, самый успешный случай привлечения иностранного капитала: деньги были потрачены именно на техперевооружение, что позволило увеличить производственную мощность, повысить качество продукции, улучшить экономические показатели весьма устаревшего к тому времени цеха.
15.08.2006 хозяйственный суд Луганской области принял уникальное решение: Закрытое акционерное общество «Северодонецкое объединение «Азот» было признано правопреемником Северодонецкого государственного производственного предприятия «Объединение «Азот», за ЗАО было признано право собственности на долю в уставном капитале «Укрвнештрейдинвест» в размере 49,9%. Возражения ответчика, что внесение изменений в договор можно делать только на основании решения собрания участников ООО, судом не было принято во внимание.
Уникальность этого вердикта состоит в том, что правоприемником обычно считается юридическое лицо, которое создается при ликвидации или реорганизации с прекращением деятельности другого юрлица, а государственный «Азот» на самом деле никто не ликвидировал. Более того, его представитель участвовал в судебном процессе. В настоящее время ЗАО «Северодонецкое объединение Азот» переименовано в Частное акционерное общество «Северодонецкое объединение Азот» и входит в «империю» Дмитрия Фирташа.
Видимо почувствовав горячее дыхание новой эпохи украинской экономической конкуренции, «VNI Group Holding B.V.» «избавился» от ставшего рискованным актива: 07.12.2010 был заключен договор купли-продажи, по которому доля в размере 49,9% в уставном фонде «Укрвнештрейдинвест» отошла немецкой компании «Harmo Tech Group» GmbH. Законность этой сделки украинским судом признана только вот в праве распоряжаться этой собственностью иностранному инвестору было отказано. Уже во всех судебных инстанциях Украины. Краткая история злоключений немецкой компании, приведшая ее сейчас уже в немецкий суд.
С целью проведения государственной регистрации изменений, которые произошли в составе участников ООО СП " Укрвнештрейдинвест ", 14.12.2010 компания «Harmo Tech Group» GmbH обратилась с просьбой к ЧАО «Северодонецкое «Объединение «АЗОТ», как к участнику ООО СП «Укрвнештрейдинвест», принять участие в проведении общем собрании. 24.12.2010 г. ООО СП " Укрвнештрейдинвест " сообщило ЧАО «Северодонецкое «Объединение «АЗОТ» и компании «Harmo Tech Group» GmbH о проведении 27.01.2011г. общего собрания участников ООО. Повестка дня общего собрания - внесение изменений в учредительные документы в связи с изменением состава участника Общества. Однако это собрание не состоялось в связи с неявкой представителя «Азота».
Для решения вопросов, связанных с проведением общего собрания участников ООО, была создана рабочая группа по его подготовке, в состав которой вошли представители компании «Harmo Tech Group» GmbH, ЧАО «Северодонецкое «Объединение «АЗОТ», ООО СП "Укрвнештрейдинвест ". Однако 1.03.2011 общее собрание участников ООО снова не состоялось из-за неявки представителя «Азота». Не проведено оно и до сегодняшнего дня.
Таким образом иностранный инвестор, владеющий 50,1% совместного предприятия (предприятия с иностранными инвестициями) отстранен от какой-либо возможности управлять своим имуществом.
Руководство «Harmo Tech Group» GmbH попробовало решить эту проблему через суд, но тоже безуспешно. Вот как аргументировал хозяйственный суд Луганской области отказ в исковых требованиях, в которых немецкая фирма просила суд обязать «Азот» принять участие в собрании ООО и зарегистрировать изменения в учредительных документах (изменение собственника):
«Согласно ч. 1 ст. 60 Закона Украины «О хозяйственных обществах» общее собрание участников считается полномочным, если на нем присутствуют участники (представители участников), владеющие в совокупности более чем 60 процентами голосов.
Как было показано, на общем собрании 01.03.2011 присутствовал участник, который владеет менее 60 процентов голосов, в связи с чем собрание считается не состоявшимся.
Согласно п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами корпоративных споров» от 24.10.2008 № 13 определено, что участие в общем собрании и голосование на них является правом, а не обязанностью акционера. Согласно ст.19 Конституции Украины правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. В связи с этим суды не вправе обязать акционера (участника) общества принять участие или зарегистрироваться для участия в общем собрании».
И дальше: «Вопрос о внесении изменений в уставные документы ООО СП «Укрвнештрейдинвест» общим собранием участников не решался, в связи с чем не имеется оснований для обязательства ответчика внести соответствующие изменения в уставные документы».
Заметим, что 15.08.2006 тот же самый хозяйственный суд Луганской области в аналогичной ситуации принял решение, прямо противоположное: обязал регистратора внести изменения в учредительные документы ООО СП «Укрвнештрейдинвест» без всякого собрания участников.
Алексей Светиков