Укрзализныця повышает тарифы на перевозку пассажиров
11-07-2013, 14:13Министерство инфраструктуры Украины по инициативе Укрзализныци меняет тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом по внутренним и международным сообщениям. Утверждены и зарегистрированы в Минюсте соответствующие приказы Мининфраструктуры от 19.06.2013 № 413 и № 414. Новые тарифы вступят в силу со дня официального опубликования этих приказов.
Стоимость путешествия по железной дороге по Украине в плацкартном и купейном вагонах повысится в два этапа - на 10% в июле и октябре. Не изменится тариф на проезд в поездах Интерсити +, вагонах СВ пассажирских поездов, в пригородных поездах. Например, в скором поезде № 13 сообщением Киев - Львов стоимость проезда в четверг плацкартном вагоне после первого этапа повысится на 4,91 грн., после второго этапа - еще на 5,39 грн. В купейный вагон этого поезда билет после первого этапа повышения тарифа подорожает на 9,52 грн., После второго этапа - еще на 10,46 грн.
В международном сообщении в июле и октябре 2013 в два этапа - по 5% - будет увеличена стоимость проезда во всех категориях вагонов, кроме СВ. Это повышение будет касаться исключительно билетной части, которая является одной из составляющих стоимости проезда (полная стоимость проезда в пассажирских поездах состоит из стоимости билета + стоимость плацкарты + НДС + страховой сбор + комиссионный сбор). Билетная часть - это компенсация расходов на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железных дорог и электроэнергию (или другой вид энергии), который используется при курсирования поезда (инфраструктурная составляющая). Например, стоимость проезда в плацкартном вагоне поезда № 5/6 сообщением Киев - Москва после первого этапа повышения увеличится на 6,04 грн., После второго этапа - еще на 6,34 грн. За место в купейном вагоне после первого этапа повышения пассажир будет платить на 9,6 грн. больше, после второго этапа - еще на 10,08 грн.
Повышение уровня тарифов на перевозку пассажиров позволит частично уменьшить убыточность пассажирских перевозок и направить часть средств на капитальный ремонт вагонов.
В последний раз тарифы на перевозку пассажиров во внутреннем сообщении в общих вагонах были повышены в октябре 2008 года, в плацкартных - в июне 2009 года, в международном сообщении - тоже в октябре 2008 года. С тех пор значительно выросла продукция, которая потребляется железнодорожным транспортом, в частности, цены на рельсы Р-65 увеличились на 63%, на крестовины - 64,8%, стрелочные переводы - 59%, колеса цельнокатаные для пассажирских вагонов - 30,2%, электроэнергию - 65,5%. Поэтому изменение тарифов позволит несколько уменьшить эту разницу.
Кроме того, рост тарифов обусловлен необходимостью уменьшения перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. На сегодня изношенность парка пассажирских вагонов Укрзализныци составляет 86%, 3706 вагонов эксплуатируются сверх установленного нормативного срока (более 28 лет) - это 81% от общего парка вагонов, а старение парка превышает темпы его обновления. Для того, чтобы провести капитально-восстановительный ремонт 206 вагонам для продления срока службы до 15 лет, необходимо ориентировочно 927 млн грн. Благодаря изменению тарифов во второй половине года убытки от пассажирских перевозок, по прогнозам специалистов, уменьшатся примерно лишь на 270 млн грн. При этом убытки Укразлизныци от пассажирских перевозок только в первой половине этого года составили около 3,5 млрд грн. Например, убытки от курсирования одного дополнительного поезда № 231/232 Киев-Симферополь в июне 186,8 тыс. грн. за один рейс. Таким образом, нынешнее повышение тарифов не решает проблему убыточности пассажирских перевозок - тарифы на осуществление пассажирских перевозок и в дальнейшем останутся ниже нулевой рентабельности.
По мнению экспертов повышения тарифов на проезд железнодорожным транспортом - один из способов покрытия убытков, поскольку государственных дотаций нет. «Нужно анализировать, понемногу увеличивать тарифы и изучать реакцию пассажиров. Билеты на некоторые направления сейчас дешевые и оставлять цены на таком низком уровне не стоит», - отмечает старший экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин.
«Действующий тариф на пассажирские перевозки в дальнем сообщении покрывает лишь 30% затрат железной дороги. А чтобы выйти на экономически обоснованный тариф, следует повысить его три раза», - отметил координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при Президенте Украины Александр Кава. По его словам, тарифы можно было бы оставить неизменными при покрытии разницы между доходами и расходами на пассажирские железнодорожные перевозки из государственного бюджета.
Справка
Проезд украинской железной дорогой - самый дешевый среди стран СНГ. Стоимость проезда во внутреннем сообщении на расстояние 700 км в быстром нефирменном поезде в плацкартных и купейных вагонах Укрзализныци ниже в 5 раз, чем РЖД, а в вагонах СВ - ниже почти в 2,5 раза.
Кроме того, авиаперелет на то же расстояние - это, например из Киева в Симферополь, в 9 раз дороже путешествие в плацкартном вагоне, в 6 раз - в купейном. Преодолеть эту же расстояние автобусом в 3,3 раза дороже, чем в плацкартном вагоне, или в два раза дороже, чем в купе.