Украина скоро останется без пассажирских вагонов
11-07-2013, 15:07Пассажирские перевозки осуществляются в условиях острой нехватки финансовых ресурсов и современного подвижного состава. В связи с износом вагонов за последние 10 лет парк пассажирских вагонов Донецкой железной дороги уменьшился на 165 вагонов. Только за первое полугодие 2013 года с парка пассажирских вагонов согласно технических решений и по сроку эксплуатации исключено 19 единиц подвижного состава. По состоянию на 1 июля 2013 года парк пассажирских вагонов Донецкой железной составляет 841 единицу, из них с системой кондиционирования воздуха - 216 вагонов.
На сегодня средний возраст пассажирских вагонов Донецкой железной дороги составляет 28,2 лет при нормативном сроке 28 лет. 55% (465 единиц) инвентарного парка пассажирских вагонов эксплуатируется сверх установленного нормативного срока, от 20 до 28 лет - 37,09% (319 единиц), доля вагонов в возрасте от 10 до 20 лет - всего 1,63% (14 единиц), а до 10 лет - 5% (43 единицы). Общий уровень износа составляет 86%.
К тому же, по сравнению с новым современным подвижным составом, имеющийся подвижной состав имеет низкую экономичность, высокую энергозатратность и не отвечает современным требованиям качества, комфорта и сервиса.
Чем старше подвижной состав, тем чаще он нуждается в ремонте. План расходов на ремонт пассажирских вагонов в 2013 году предусмотрен в размере 68,466 млн грн, что на 33% больше по сравнению с планом расходов 2012 года (52,471 млн грн).
По сравнению с 2012 годом средняя себестоимость ремонта пассажирских вагонов выросла на 52%, в т.ч. плановая себестоимость деповского ремонта одного вагона в 2012 году составила 85 тыс. грн, а в 2013 - уже 110 тыс. грн. (рост цены составляет 29%), капитального ремонта одного вагона в 2012 году - 125 тыс. грн, а в 2013 году - уже 221 тыс. грн (рост 76%).
К тому же, происходит постоянный рост цен на продукцию, закупаемую железной дорогой. Это делает эксплуатацию подвижного состава еще дороже. Причиной такого опережающего роста цен является то, что цены на продукцию, потребляемую железнодорожным транспортом, формируются в рыночных условиях и являются свободными, а тарифы на железнодорожные перевозки жестко регулируются государством.
Справка
Согласно Закона Украины «О железнодорожном транспорте» (статья 10), обновление подвижного состава должно осуществляться за средства Государственного бюджета, однако за годы независимости Украины железнодорожники не получили ни копейки из госбюджета на закупку пассажирских вагонов. При этом Донецкая железная дорога была и остается исправным налогоплательщиком и надежным и безотказным партнером в предоставлении транспортных услуг для всех категорий граждан по социально-ориентированным тарифам.