Ученые ЛНУ разработали уникальную систему психолого-педагогического сопровождения детей с инвалидностью
3-09-2013, 15:07Дети с инвалидностью, учащиеся специализированных интернатов, получили возможность найти профессию по душе, способностям и востребованности. Ученые Луганского национального университета имени Тараса Шевченко разработали систему, позволяющую подготовить людей с особыми образовательными потребностями к выбору дальнейшего жизненного пути. На сегодняшний день таким членам общества очень сложно установить социальные контакты, заниматься деятельностью, которая бы соответствовала их физическим возможностям и способностям. Многие из них не имеют работы, так как не могут правильно выбрать отрасль и профессию, а также достойно презентовать себя работодателю. Система, разработанная учеными ЛНУ, решает эту проблему.
Автором уникальной разработки стала ученый ЛНУ имени Тараса Шевченко, профессор, доктор психологических наук Юлия Быстрова. Созданная ею программа заключается в том, что с первого класса детей с инвалидностью должны сопровождать специалисты и помогать выявить интерес и склонности к какой-либо деятельности. Позже, на основе обнаруженных склонностей, формируются способности, которые развиваются в течение обучения.
Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-трудовой социализации лиц с психофизическими нарушениями была в течение 11 лет апробирована в школах-интернатах для детей с инвалидностью Луганской, Сумской и Донецкой областей. При применении системы педагогами и психологами в первую очередь учитывались три фактора – возможность человека с теми или иными отклонениями в развитии заниматься определенным видом деятельности, его желание, а также потребность региона в специалистах данного профиля.
Еще одним важным аспектом системы было формирование навыков межличностных отношений у детей с инвалидностью, а также возможность делать собственный выбор. Как показывает практика, в ответственные моменты такие дети часто нуждаются в подсказках. Кроме того, педагоги приучали их к работе в команде и действию под руководством, чтобы по окончанию учебы они смогли самостоятельно презентовать себя работодателю и легко влиться в коллектив.
«Как показал эксперимент, внедрение системы в практику школ-интернатов дает хороший эффект. В эксперименте участвовали 2 категории людей – с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. Мы пришли к выводу, что структура системы универсальна – она работает для инвалидов с любой нозологией (слух, зрение, опорно-двигательный аппарат). Мы надеемся, что эта разработка будет внедрена во всех специализированных учебных заведениях страны, так как многие практики этот проект поддержали. Совместно с руководством интернатов были созданы методические пособия по внедрению системы в учебный процесс, а также учебник для студентов по методике психолого-педагогического сопровождения людей с инвалидностью», - говорит доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии и психологической коррекции ЛНУ имени Тараса Шевченко Юлия Быстрова.
Луганский вуз – первый в Украине, в котором для студентов с особыми образовательными потребностями создан специализированный центр реабилитации. Здесь ребята с тяжелыми формами нарушения физического развития (колясочники, с нарушением слуха и зрения) обучаются совместно в общих группах. На сегодняшний день в планах ученых создание консультационной службы для сопровождения студентов с инвалидностью в ЛНУ имени Тараса Шевченко. До окончания вуза ребята будут под наблюдением специалистов, которые продолжат работу над их профессионально-трудовой социализацией. По окончанию университета, такие студенты смогут беспрепятственно найти себе работу, составить конкуренцию на рынке труда, а главное – почувствовать себя нужными и полноценными членами общества.