Ученые ЛНУ разработали методику перевоспитания заключенных
13-09-2013, 14:23Ученые Луганского национального университета имени Тараса Шевченко разработали уникальную систему ресоциализации несовершеннолетних заключенных. Методика состоит из социально-педагогических средств и основана на перевоспитании путем образования.
Апробация новой системы проходила с 2005 по 2013 год. Ее использовали в Украинских исправительных колониях для несовершеннолетних, где с заключенными велась активная педагогическая, социальная и психологическая работа, в результате которой, специалисты пришли к выводу, что образование – мощнейшее средство ресоциализации.
В уголовно-исполнительном кодексе Украины прописаны направления социально-педагогической работы с несовершеннолетними заключенными. Среди них есть и образовательное, которое подразумевает возможность заключенных получить общее среднее, профессионально-техническое и высшее образование. Следует отметить, что в ЛНУ имени Тараса Шевченко получили дипломы уже 20 заключенных. Также предусмотрены воспитательная, психологическая и социальная работа. Однако, четкие планы этих занятий не были созданы, и ученые решили разработать программу для персонала колоний, в которой собраны детальные пошаговые планы педагогическо-воспитательных мероприятий. Использование готовых планов, созданных опытными учеными-педагогами, существенно облегчило работу сотрудников исправительных учреждений, не все из которых имеют педагогическое образование. Сейчас эта методика успешно используется во всех исправительных учреждениях нашей страны для несовершеннолетних.
Развитие научных исследований пенитенциарного процесса в разных отраслях, в частности в психологии и педагогике, заметно отразилось на результатах практической работы по рефрмированию пенитенциарной системы. В последнее время количество детей, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, стремительно уменьшается. По результатам практического опыта, опросов и экспертных оценок специалистов, такие положительные сдвиги стали возможными благодаря социальной, психологической и педагогической работе.
«Тема нашего исследования очень интересна, ведь закрытые учреждения малодоступны для ученых. Поэтому был любопытен не только результат, но и сам процесс внедрения методики. Для ее создания нами был изучен исторический опыт с момента появления тюрьмы до сегодняшних дней, прослежен путь от репрессивных форм до гуманизации. Разработка оказалась успешной и сегодня используется во всех Украинских колониях для несовершеннолетних», - говорит автор методики, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Института педагогики и психологии ЛНУ имени Тараса Шевченко Елена Караман.