Закрытие северодонецкого «Азота» — слухи и реальность
18-09-2013, 15:38Вот уже более года прошло с того момента, как начала выходить наружу «раковая опухоль», связанная с химическими производствами Украины, большинство которых принадлежит олигарху Дмитрию Фирташу. Этими предприятиями являются горловский «Стирол», ровенский Азот, черкасский Азот и градообразующее предприятие Северодонецка так же Азот.
Газ, который себе «вернула» компания Д.Фирташа «РосУкрЭнерго», после того, как В.Янукович посадил своего оппонента Ю.Тимошенко в тюрьму, имеет свойство заканчиваться. А значит дешевое сырье, из которого на 70% состоят продукты химических производств (минеральные удобрения), в конечном итоге должно исчезнуть.
Для чего же все-таки были приобретены предприятия химической промышленности Д.Фирташом? Для переработки «халявного» газа или для развития химических производств? И купил ли он эти предприятия или взял в аренду на определенный период?
И эти вопросы уже длительный период стоят как перед общественностью, так и перед работниками предприятий.
Трудно судить о химической промышленности в целом, но те проблемы, которые стали возникать с момента прихода на Северодонецкий Азот компании «Ostchem Украина», налицо говорят о том, что Д.Фирташ не ставил своей задачей глобального вложения в переоборудования и модернизацию химических производств предприятия. Очевидно, перед ним не стояла цель — внедрение энергосберегающих технологий, способных уменьшить потребление газа, целью было израсходование газа с последующим получением сверхприбылей.
Все обещанные капитальные вложения на производстве, как по суммам, так и по самим работам, больше напоминало текущий ремонт износившегося оборудования и магистралей. Вместо обещанных капитальных вложений в производство, на самом деле было получено предприятием — не более 10%.
При этом, в СМИ, давалась информация то о суммах, выделенных на молочные продукты работникам, работающим на вредных производствах (хотя это и так положено делать по закону), то рассказывалось о том, как разбиваются старые ненужные строения, с последующей переработкой высвободившегося металлолома. А вот о модернизации и внедрении новых технологий, практически нигде не было слышно.
Да и к работникам было применено особое отношение. Наряду с обещаниями сохранить количество работающих на предприятии в количестве 8 тысяч человек, наоборот была введена жесткая (если не сказать жестокая) дисциплина, а затем и введен дресс-код, которые позволяли убирать неугодных работников, место которых уже никто не заполнял.
Таким образом, руководство Северодонецкого Азота, попыталось «оптимизировать» количество работающих на предприятии.
И это все в конечном итоге привело к тому, что в начале лета этого года, на одном из заседаний общественного совета Северодонецка, один из работников предприятия заявил о глобальной проблеме, которая стоит перед городом и работниками Азота, в связи с возможной остановкой и ликвидацией предприятия. А это потеря рабочих мест, лишение заработной платы, в результате чего тысячи семей будут лишены средств к существованию.
И тогда судьба Северодонецка может постичь то же участь, что и города Лисичанск и Рубежное, в которых уже нет крупных предприятий.
Информация о полной остановке производств на градообразующем предприятии Северодонецка, которая была опубликована в СМИ, вызвала негативную оценку только политиков и общественности, но не работников самого предприятия (по крайней мере открытого возмущения их не было).
Они настолько напуганы возможными увольнениями за любой проступок, что готовы молчать, а не идти против руководства химического гиганта, как и против самого Д.Фирташа. За это им было обещано не увольнять с консервируемых цехов, с сохранением заработка. Хотя в последствии, им нужно понять, что лишние рты никто держать не будет, а значит увольнение – это вопрос времени.
При этом, профком Азота (председатель Черныш В.С. – депутат горсовета от ПР) даже не пытается защищать интересы самих работающих, тупо собирая 1,5% профсоюзных взносов от зарплаты, отстаивает интересы крупного капитала.
А попытки Северодонецких коммунистов, обещающих в СМИ вывести людей на улицу, защищая Азот без самих работников, не более чем пустая болтовня. До тех пор, пока сами работники предприятия не поймут, что смогут защитить себя, свои семьи и город в целом, до тех пор все высказывания политиков, ни к чему не приведет.
Так же глубоко ошибаются и Северодонецкие предприниматели, считающие, что без Азота они смогут выжить, так как согласно статистике, количество поступлений в городской бюджет от них больше, чем от самого Азота. При этом, они не хотят задумываться, почему.
Хотя и здесь все очень просто.
Полная остановка градообразующего предприятия Азот повлечет за собой лишения города поступлений в бюджет более 70% средств, частичная остановка, которая запланирована была руководством предприятия – уменьшение поступлений в количестве 50% от запланированного. При этом, еще надо учитывать и то, что сумма зарплаты, которая выплачивается работникам Азота составляет в год 336 млн. грн. И это практически 75 % городского бюджета.
А это оборотные средства для работы магазинов и оказания услуг предпринимателями. И поэтому, остановка Азота может привести к непоправимой катастрофе.
Какое же положение дел на Азоте сегодня?
После того, как поднялся шум в СМИ вокруг Азота, связанный с возможной остановкой предприятия до весны 2014 года, агентству «Интерфакс-Украина» в холдинге кампании Ostchem сообщили, что ЧАО "Северодонецкое объединение "Азот", входящее в холдинг украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа, продолжает работать и все заявления о его остановке, не соответствуют действительности. "На предприятии остановлены, на плановый ремонт, только цех по выпуску аммиака 1-Б и цех уксусной кислоты. Остальные производства продолжают работать", — отметили в пресс-службе 16 сентября.
Однако, дыма без огня не бывает. Известно, что цеха загружены всего лишь на 30%, и вопрос остановки до сих пор не снят с повестки дня.
И опять возникает вопрос: как быть и что делать?
Поэтому необходимо дать советы Д.Фирташу, руководству Азота и самим работникам предприятия.
Советы руководству Азота и Д.Фирташу:
Для того, чтобы предотвратить остановку, прикрываясь консервированием цехов на капитальные ремонты, достаточно решить в правительстве вопрос о получении «дешевого» украинского газа, продаваемого ими за границу по коммерческой цене, с целью «разбавить» дорогой российский газ, который поступает на предприятие и разработать программу модернизации предприятия, привлекая свои собственные средства и средства собственного банка «Надра», для внедрения энергосберегающих технологий, способных уменьшить потребление газа.
Если это невозможно сделать, а может нет желания, то необходимо или вернуть Азот в государственную собственность, или продать более успешному бизнесмену.
Советы работникам Северодонецкого Азота:
Надо перестать бояться и пресмыкаться перед своими хозяевами. При этом нужно понимать, что без вас они не смогут производить продукцию. А до тех пор, пока не станет понятно, что если вы не захотите защищать себя и свои семьи, то в конечном итоге, после потери рабочих мест и средств к существованию, сетовать будет не на кого. О себе же надо заявлять, так как, к сожалению, государство и работодатели обращают внимание на проблему только тогда, когда о ней заявляют ГРОМКО.
А значит каждому выбирать — по какой дороге он должен идти…
Сергей Самарский – депутат Северодонецкого городского совета