Луганская область должна железнодорожникам за перевозку льготных пассажиров 1,3 млн гривень
14-10-2013, 14:28Донецкая железная дорога обеспокоена хроническим недополучением компенсаций за проезд льготных категорий населения. Согласно действующему законодательству Украины Донецкая железная осуществляет перевозки 26 льготных категорий населения, компенсация за которые должна осуществляться облгосадминистрациями и соответствующими министерствами за счет субвенции из Бюджета Украины. Однако железная дорога систематически недополучает миллионы гривен за перевозку пассажиров льготных категорий, что отрицательно влияет на финансовое состояние государственного транспортного предприятия. При этом Донецкая железная дорога была и остается исправным налогоплательщиком и надежным и безотказным партнером в предоставлении транспортных услуг для всех категорий граждан по заниженным социально - ориентированным тарифам.
Донецкая железная дорога является крупнейшим перевозчиком пассажиров в Донбассе. С начала года железной дорогой в пригородном сообщении перевезено 36,1 млн человек, из них более 32,5 млн (90%) - пассажиры льготных категорий.
Социальная нагрузка пригородного сообщения приносит большие убытки, которые с каждым годом растут. За 9 месяцев этого года убытки от пригородных перевозок составили 415,2 млн грн., что на 11,4 млн грн. больше, чем за соответствующий период прошлого года. Покрытие расходов составляет лишь 6,38%.
Критической является ситуация с получением компенсации за льготные перевозки пассажиров. С начала года Донецкой железной дорогой перевезено пассажиров льготных категорий на сумму 24,7 млн грн, А компенсации получено только 9,8 млн грн - 40,0% от необходимой суммы.
В частности, льготных перевозок, заказчиком которых являются областные госадминистрации, выполнено на сумму 22,8 млн грн, а получено только 9,7 млн грн компенсации (42,3%).
По отчетным формам за этот период получено компенсации за льготные перевозки:
от Донецкой областной госадминистрации — 8031,3 тыс. грн (40,2 %);
от Луганской областной госадминистрации — 1635,1 тыс. грн. (57,1 %);
от Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украини:
за студентов — 202,3 тыс. грн. (12,7 %);
за детей от 6 до 14 лет — 0,0 грн. (0,0 %).
Кроме задолженности госадминистраций за этот год Донецкая железная дорога недополучила за 2012 год от Донецкой областной госадминистрации - 8,5 млн грн и от Луганской областной госадминистрации - 1,3 млн грн.
В результате долги из года в год накапливаются. Если взять последние 5 лет ( 2008 - 2012гг), то ГП «Донецкая железная дорога» обеспечив льготный проезд пассажирам в пригородном сообщении, недополучила из бюджетов Донецкой и Луганской областей 48,2 млн грн. Кроме того, за льготные перевозки студентов высших учебных заведений и учащихся профессионально-технических училищ недополучено 7,8 млн грн, за льготные перевозки детей в возрасте от 6 до 14 лет недополучено 1,3 млн грн. Всего за 5 лет задолженность за льготные перевозки пассажиров в пригородном сообщении составила 57,3 млн грн. За эти деньги можно приобрести один дизель-поезд или два электропоезда из 4 вагонов.
В то же время, в бюджетах обладминистраций, министерств и ведомств систематически не закладывается достаточно средств для компенсации фактических расходов железных дорог по перевозке пассажиров, пользующихся льготами. Так за 2012 год перевезено льготных категорий граждан на сумму 23 млн грн, а согласованная с обладминистрациями сумма -13,2 млн грн, что составляет 57,3 % от реальных затрат железной дороги. Бюджетом на 2013 год предусмотрена сумма компенсации в пригородном сообщении только 12,4 млн грн, а за 9 месяцев 2013 года Донецкой железной дорогой уже перевезено льготных категорий граждан в пригородном сообщении на сумму 22,8 млн грн. Железнодорожники предлагают закладывать суммы компенсаций, соответствующие фактически потребленным услугам по перевозке льготных категорий пассажиров.
Следует отметить, что в бюджетах областей с общей суммы субвенции (на предоставление льгот) для возмещения расходов железной дороги за льготные перевозки предусматривается сумма от 3 до 5%. В то же время (в 2013 году) на компенсацию льготного проезда в городском и пригородном электро- и автотранспорте в бюджете Донецкой области было предусмотрено 203,7 млн грн, что составило 85,9% от общей суммы субвенции.