Как победить то, чего еще нет? Правозащитники в Луганске призывают усилить борьбу с несуществующей ксенофобией
22-08-2008, 10:37С десяток серьезных людей приняли участие в обсуждении проблемы, которой по большому счету в Луганске не существует. Представители милиции, суда, Службы безопасности Украины отмечают: таких проявлений нет. Есть ли предпосылки для конфликтов на национальной почве?
Территория дружбы народов
Кому нужно заострить внимание на ксенофобии? Ответ лежит на поверхности, казалось бы. Проект – грантовый. На брошюрках, которые раздали участникам, значилось: благотворительный фонд «Крок у майбутнє» при поддержке канадского посольства. При участии областного управления МВД. Тема была заявлена «Совершенствование правовых механизмов борьбы с ксенофобией». И предложения прозвучали, хотя статистика была отнюдь не в пользу существования «агрессивных ксенофобов»:
– За прошлый год на Луганщине в отношении иностранцев было совершено 33 преступления, они же совершили 207 правонарушений, – сообщил заместитель начальника УМВД области Игорь Мацегора. – В текущем иностранные граждане совершали преступления 110 раз, в отношении них зарегистрировано 18 преступлений. Расистского характера милиция не усмотрела ни в одном случае, когда пострадавшими были иностранные граждане. Об организованных группировках неонацистов нам ничего не известно.
Точно также неизвестны опасные шовинистические группировки Службе безопасности Украины. (К ее компетенции относятся проявления ксенофобии, которые могут привести к массовым беспорядкам.)
– Именно через эту призму мы смотрим на проблему, – сказал представитель СБУ. – О подобном информации у нас не имеется.
Да и в судах Луганщины не рассматривались в последние годы дела о разжигании межнациональной розни. Авторы мониторинга, благотворительный фонд «Крок у майбутне» выискал вроде пару, но Евгений Реус, который представлял за «круглым столом» Апелляционный суд Луганской области, информацию опроверг:
– Дела по статье 161 судами Луганской области не рассматривались. Можно сказать, что в острой форме проблемы ксенофобии у нас не существует.
С чем же тогда предлагают бороться авторы грантового проекта? В принципе, в папке с материалами «рабочей встречи» был листик «Проявления ксенофобии в Луганской области». Там упомянуты полумифические организации скинхедов (о которых неизвестно правоохранителям) и о том, что якобы единственный в Украине интернет-портал национал-социалистов модерируется (управляется) из Луганска. Также авторы «исследования» обвиняют в нелюбви к инородцам-иноверцам местные СМИ – это шло под рубрикой «Использование «языка вражды». Более смешных обвинений лично я давненько не слыхал!
Чернокожий Голенко и «щирый» Клинчаев
Авторы «мониторинга» записали в инородцы всех политиков, о которых критически высказывается пресса! Тут цитаты и про Юлию Тимошенко, и про Януковича, и про Ефремова с Тихоновым! Цирк. Понимают ли в «Кроке у майбутнє», на что им дал денег уряд Канады? Хотя, признаться, соблазнительная мысль – такую обозначить национальность: «политик».
«Юный Витек таскал гребешки у щотовских девиц, а его енакиевский тезка присматривался к головным уборам зазевавшихся прохожих», – эта цитатка из «МГ» о двух Викторах – Тихонове и Януковиче – тоже попала в примеры. Заметим кстати, что «Молодогвардеец» – единственная газета Луганщины, которая ведет постоянную рубрику о национально-культурных обществах области.
Означает ли уголовное дело в отношении вора «африканской национальности», как выражается руководитель проектов «Крока у майбутне» Николай Шулико, расовую дискриминацию? И что изменилось бы в нашей позиции, будь Виктор Тихонов евреем, а Валерий Голенко – чистокровным полинезийцем, а Владимир Пристюк – чукчей?
– А газета «Вечерний Луганск» позволяет себе такие выражения, – цитирует Николай Шулико статью Игоря Машинцева: – «Не принадлежащее нашему народу существо имеет наглость вмешиваться в нашу политическую и общественную жизнь, навязывает какие-то идиотские понятия об истории НАШЕГО народа».
Вы, наверно, догадались: речь о лидере так называемой «Молодой гвардии» Арсене Клинчаеве. Статья Игоря Машинцева далека от политкорректности, но и Арсен Клинчаев действительно достоин пера поэта. Он не раз делал «исторические открытия», будто в годы войны существовала организация «УПА-УНСО» и даже публично выдавал значок современной УНА-УНСО за бандеровский (ОУН-УПА). Да и роль Клинчаева в общественной жизни не ограничивается избиением народных депутатов прямо в зале заседаний ВР (2005-й год). Его имя связывают и с кровавой трагедией на аттракционе в Луганске.
«Такие, как г-н Клинчаев, создают угрозу нашему обществу, провоцируя межнациональные, расовые и политические конфликты», – пишет автор статьи в «ВЛ».
С чем бороться?
В то же время председатель Ассамблеи народов Луганщины Заза Зухбая (заместитель луганского городского головы) настаивает: почвы для ксенофобии в Луганске нет. У нас в области живут представители 123 национальностей, многообразие это сложилось исторически, и проблемы в отношениях не существует. А депутат областного совета Вадим Табакин добавил, что воспитательная программа «Патриот Луганщины» служит делу интернационализма.
В такой обстановке сообщение «Крока у майбутне» о сложностях в межнациональном общении вызывал двойственное впечатление. С одной стороны, как бы волноваться нечего, значит. С другой – если на борьбу с чем-то несуществующим выделяются деньги, то этого «несуществующего» следует ожидать в ближайшее время: «Несчастные случаи на стройке были?» – «Нет». – «Значит, будут». Тем более, что некоторые предпосылки все же есть.
Об участившихся случаях оскорблений иностранных студентов в маршрутках сообщила представитель аграрного университета г-жа Митрофанова. Она добавила также: «Хоть «Африка» с арабами и не очень дружит, но в случае конфликта они вместе бросятся на защиту обиженного».
Над вопросом, как бороться с ксенофобией, ломали головы не один век лучшие умы человечества. Наивно полагать, что луганский благотворительный фонд выдумает что-то новое. Один из путей, опробованных в СССР – это воспитание в духе дружбы народов, начиная с детского сада. И наказание за разжигание межнациональной розни. Что, правда, так и не привело к абсолютному и нерушимому миру между национальностями Союза.
Сегодняшние попытки областного совета заниматься воспитанием тоже вызывают определенное сомнение: на наш взгляд, программа «Патриот Луганщины» – местечковая. Она отражает курс облсовета, который немало сделал, чтобы сформировать для Луганщины образ врага в лице западных областей нашей же страны. Странно, что ни одно выступление председателя областного совета Валерия Голенко не попало в поле зрения «Крока у майбутне». Хотя защищать негров и выдумывать обвинения для СМИ, конечно, удобнее, чем указать на истинную проблему.