Сказка от Луганского облсовета: о добрых концессионерах, заботливых руководителях и счастливых гражданах
28-08-2008, 16:4821 марта 2008 года депутаты Луганского областного совета, большинство из которых представляют Партию регионов, своим решением передали ОКП «Лугансквода» в концессию сроком на четверть века. Этот целостный имущественный комплекс обеспечивает водой население и промышленные предприятия Луганщины. Во всяком случае до недавнего времени обеспечивал. «Благодеяние» избранников народа «региональной ориентации» обернулось невиданным в Украине повышением тарифов, дальнейшим ограблением людей и очередным обострением социального напряжения в регионе
Идею концессии руководство Луганщины во главе с председателем облсовета Валерием Голенко подавало как спасительную. Мол, другого выхода нет, и только концессионеры могут реанимировать умирающую систему водоснабжения.
Теоретически концессия – это и вправду одна из полноправных форм управления государственным и коммунальным имуществом. Да только вот в нашем случае неопровержимые факты свидетельствуют: речь идет о банальной передаче одного из наибольших стратегических предприятий Луганской области в частные руки. Как говорят юристы, «имеет место завладение коммунальным имуществом в особо крупных размерах вследствие злоупотребления служебным положением».
Эта детективная история началась еще на этапе подготовки к концессионному конкурсу на право получения собственности областного коммунального предприятия «Лугансквода». Сразу стало очевидно: он проводился под конкретную фирму – российское предприятие «Росводоканал». Победу ему обеспечивали всеми имеющимися средствами и способами. Например, в условия конкурса искусственно ввели положение о том, что предприятие-претендент должно иметь опыт водоснабжения на территории, где проживает не менее трех миллионов человек. Так отсекли пути к участию в честном соревновании другим желающим, в частности, чешскому предприятию «Пента». Фактически концессионного конкурса как такового попросту не было, и на самом деле ОКП «Лугансквода» было передано в концессию не «Росводоканалу», под который «подгоняли» условия концессионного конкурса, а недавно созданному обществу с ограниченной ответственностью «Лугансквода». При этом изобретательные авторы свеженького бизнес-сценария цинично ссылались на статью 6 Закона Украины «О концессиях», особо напирая на то, что все делается «с учетом интересов региона и территориальной общины» и исключительно ради «обеспечения потребителей товарами, работами и услугами». Что касается реального положения дел, то концессия стала лишь прикрытием, своеобразной ширмой, за которой шло наглое присвоение «Луганскводы».
Эксперты (да и обычные трезвомыслящие люди), предвидя дальнейшее развитие событий, сразу предупреждали: после оформления концессионного договора надо ожидать значительного повышения тарифов на водоснабжение и водоотведение как для населения, так и для предприятий, учреждений, организаций. В том числе, кстати, и бюджетных. Забегая вперед, скажем: так все и случилось. Только вот никто не мог предвидеть, что цена на воду будет настолько высокой. Но пока обратимся к некоторым другим, не менее впечатляющим показателям.
Начнем с того, что уставной капитал ООО «Лугансквода» – 46 тысяч гривен. При этом его основатель – общество с ограниченной ответственностью «Укрводоканал» – имеет 90,1% уставного капитала или, соответственно, 41446 гривен. Еще один основатель – общество с ограниченной ответственностью «РВК-ИНВЕСТ» – владеет 9,9% уставного капитала, что составляет аж… 4554 гривни. Не надо после этого искать дополнительных доказательств, чтобы сделать вывод: главный основатель концессионера не ООО «РВК-ИНВЕСТ», которое входит в группу предприятий «Росводоканала», а ООО «Укрводоканал».
Что же это за загадочное предприятие? И чем оно занимается? Как оказалось, ничем оно не занимается. Кроме, конечно, предоставления «крыши» новоявленным луганским бизнесменам от власти.
ООО «Укрводоканал» не только не ведет какую-либо хозяйственную деятельность, связанную с водоснабжением, но и не имеет соответствующей лицензии. Эту структуру основала некая компания «Apтикус Інвестмент холдинг С.А.». И находится она не просто за пределами Украины, а в оффшорной зоне на Виргинских островах. Кто учреждал этот «Apтикус Інвестмент холдинг С.А.», можно только догадываться. А вот для чего – уже и сейчас понятно. Чтобы «прокачивать» миллиарды гривен через оффшор, получая огромные барыши за счет вчерашнего коммунального, а ныне «концессионного» предприятия.
Очевидно, что при таких обстоятельствах рассчитывать на российские либо любые другие инвестиции не приходится. Схема предельно проста: инвестиционными вложениями будут названы деньги, на самом деле полученные от потребителей воды. И это тоже не требует особых доказательств. Например, даже самым тщательным образом изучая условия концессионного договора, вы не сможете выяснить, какая часть прибыли будет получена «концессионером» – ООО «Лугансквода» – за счет повышения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, а какая за счет внедрения новых технологий и применения энергосберегающих методик.
Все прояснилось, когда вслед за благополучным подписанием концессионного договора последовало решение Луганского областного совета от 29 мая 2008 года: более чем вдвое повысить стоимость одного кубометра воды. После этого Луганщина вышла в лидеры по этому показателю. Индивидуальным потребителям, то есть гражданам, кубометр воды стал обходиться в 6 гривен 66 копеек. Бюджетным организациям установили цену в 16,4 гривни. Для промышленных предприятий цена кубометра воды поднялась до 20 гривен.
Отметим: таких предельно высоких цен нет ни в одном регионе Украины. И обратимся к простому арифметическому подсчету. За год «Лугансквода» поставляет примерно 270 миллионов кубометров воды. Умножим эту цифру на 6 гривен 66 копеек. Итого – почти 1 миллиард 800 миллионов гривен поступлений только от индивидуальных потребителей. Но ведь в общий поставленный объем входит и вода, получаемая предприятиями и бюджетными организациями. Значит, сумма значительно возрастает. А теперь обратим внимание на обещания «концессионеров»: вложить в водное хозяйство области 500 миллионов гривен за... пять лет! И это – получив втрое больше только за один год. Простите, кому нужны такие «инвестиции»? Населению, которое не знает, где найти деньги, чтобы заплатить за коммунальные услуги? Предприятиям, продукция которых становится неконкурентоспособной из-за непомерно высокой стоимости воды? Бюджетным организациям, еле-еле сводящим концы с концами и существующим в итоге за счет того же населения?
Ответ очевиден: такая «концессия» нужна только тем государственным руководителям областного масштаба, которые затеяли этот индивидуальный и весьма прибыльный бизнес-проект и надеялись запрятать концы в оффшорных зонах на Виргинских островах.
Есть и еще один неожиданный сюрприз, подготовленный «концессионерами». Оказывается, в соответствии с пунктом 8.22 концессионного договора так называемый инвестор, получая прибыль за счет повышения тарифов, может обеспечить бесперебойное круглосуточное водоснабжение и водоотвод на Луганщине лишь с 2013 года! При этом никому заранее, конечно, неизвестно, собирается ли ООО «Лугансквода» вообще выполнять это обязательство, ведь до 2013-го многое может измениться. Может, например, и вовсе закрыться и исчезнуть фирма-концессионер, чему есть примеры в отечественной и зарубежной практике.
А вот и очередная интересная деталь. Дело в том, что и само повышение тарифов на водоснабжение и водоотведение, и взимание денег по новым расценкам – действия противозаконные.
Повышая тарифы, депутаты областного совета «забыли», что ни один закон Украины не позволят им увеличивать стоимость централизованного водоснабжения и водоотведения, впрочем, как и других жилищно-коммунальных услуг. «Забыли» они и о том, что статья 19 Основного Закона Украины определяет: органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основаниях, предусмотренных Конституцией и законами нашей страны. А согласно статье 142 Конституции Украины материальной основой местного самоуправления являются в том числе и объекты собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах, которые находятся в управлении районных и областных советов.
Если говорить сухим юридическим языком, в данном случае мы имеем дело с незаконным присвоением имущества одного из наибольших предприятий Луганской области. Это предприятие водоснабжения, которое и относится к тем самым объектам собственности территориальных общин и находится в управлении Луганского облсовета.
Сегодня в области развернулась настоящая борьба за возврат ОКП «Лугансквода» в коммунальную собственность. Партии и общественные организации, среди которых Народно-трудовой союз Украины, Всеукраинское объединение «Батьківщина», «Единый центр», Украинская социал-демократическая партия, партия «Реформы и порядок», партия «Пора», Социалистическая партия Украины, структуры украинского казачества, организовывают акции протеста. Одна из них состоялась в конце июля. Тогда представители политических организаций и многие луганчане пикетировали облсовет, требуя восстановить справедливость.
В начале августа по инициативе тех же организаций провели «круглый стол», посвященный проблемам водоснабжения. Представители облсовета и «инвесторы» не явились, подтвердив тем самым очевидный факт: веских аргументов в пользу подобной «концессии» у них нет.
Результатом заседания «круглого стола» стало подписание Ультиматума Луганскому областному совету. В нем, в частности, говорилось:
«Политические партии и общественные организации Луганской области, подписавшие настоящий Ультиматум, считают, что принятое Луганским областным советом решение о передаче в концессию областного коммунального предприятия «Лугансквода» было осуществлено без должного общественного контроля и объективной экономической экспертизы.
Важнейшая отрасль жизнеобеспечения луганчан, промышленного и социального секторов региона юридически и экономически выведена из управления областной общины, а условия концессионного договора сделали Луганщину, ее жителей, самих депутатов областного совета заложниками иностранной частной компании. Подтверждением этому служит решение Луганского областного Совета о повышении тарифов на водообеспечение и водоотвод.
Попытки руководства облсовета оправдать это решение заботой о благосостоянии жителей области не выдерживают никакой критики.
В подобных действиях областного совета наглядно проявилась его неспособность эффективно управлять коллективной собственностью, отстаивать жизненные интересы луганчан, обеспечивать надежный заслон коррупционным схемам разбазаривания достояния региона».
Сейчас инициаторы возврата «Луганскводы» в областную коммунальную собственность требуют: незамедлительно отменить решения о передаче в концессию ОКП «Лугансквода» от 21 марта и о повышении тарифов на услуги этого предприятия от 29 мая; сместить инициаторов названных решений с соответствующих должностей как в самом облсовете, так и в его аппарате; Луганскому областному совету инициировать принятие решения о возврате в коммунальную собственность города Луганска предприятия «Горводоканал», ранее переданного в состав ОКП «Лугансквода».
Если эти требования не будут выполнены, многие политические и общественные организации региона обещают начать бессрочные акции протеста. Они намерены требовать самороспуска Луганского областного совета и его досрочных выборов. А пока что в поддержку своих инициатив собрали 100 тысяч подписей жителей Луганщины.
Общественный протест нарастает. Но пора, наверное, и Президенту Украины, и СБУ, и Совету национальной безопасности и обороны, и Генеральной прокуратуре тоже обратить внимание на возникшую на Луганщине ситуацию. А потом обратиться к положениям закона, устанавливающего нешуточные наказания за присвоение чужой (в нашем случае – коммунальной) собственности.
Возможно, устраивая «водные феерии», рассказывая сказочки о благодетелях-концессионерах, о заботливых начальниках и счастливых луганчанах, вожди областного масштаба, замешанные в этой грязной истории, финала с «отсидкой» не предвидели? Тогда самое время напомнить, что за злоупотребление служебным положением и присвоение такого комплекса, как ОКП «Лугансквода», грозит далеко не строгий выговор. За эти действия частью 5 статьи 191 Уголовного кодекса Украины предусматривается лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Да еще и с конфискацией имущества. А вот часть 2 статьи 364 УК гласит, что за злоупотребление служебным положением, повлекшее тяжелые следствия, можно получить от трех до шести лет.
В любом случае, перспектива намного менее радостная, чем противозаконное получение сверхприбылей. И она может стать реальной.
первый секретарь Луганского горкома Народно-трудового союза Украины