В Луганской области власть не обеспечивает эффективное наполнение местных бюджетов
31-01-2014, 10:06В Луганской области органы местной власти обязаны обеспечить эффективное наполнение местных бюджетов финансовыми ресурсами в соответствии с показателями, утвержденными местными советами. Результаты выполнения доходной части местных бюджетов Луганской области за 2013 год такие: всего по 14 городам областного значения выполнение доходной части бюджетов – 87,9%; всего по 17 районам области выполнение доходной части бюджетов – 90,1%.
Луганский областной центр политических и социологических исследований «Политсоциум» провел общественный мониторинг и анализ деятельности органов местной власти Луганской области по обеспечению доходной части местных бюджетов. Мониторинг был проведен в рамках проекта: «Оптимизация доходов местных бюджетов через устранение коррупционных рисков». Финансовую поддержку проекта осуществляет Международный фонд «Возрождение».
При проведении мониторинга анализировалось деятельность органов местного самоуправления городов и районных государственных администраций по увеличению доходов местных бюджетов в части налоговых и неналоговых поступлений. Особое внимание было уделено анализу деятельности местной власти по увеличению поступлений в местные бюджеты за счет таких налогов, сборов и платежей: налог на доходы физических лиц; земельный налог на юридических и физических лиц; единый налог; средства от продажи земли; арендная плата за пользование коммунальным имуществом; средства от продажи коммунального имущества; платежи за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями; плата за имущество бюджетных учреждений; часть чистой прибыли (дохода) коммунальных предприятий.
Результаты исследования показывают, что объем поступлений в местные бюджеты Луганской области по этим финансовым источникам недовыполнен. Так, например, за 2013 год объем выполнения плана поступления средств в бюджеты городов и районов от налога на доходы физических лиц составил 84%, а от земельного налога – 89%. Базовыми территориями исследования были: г. Луганск (областной центр), г. Стаханов (город областного значения), Краснодонская районная государственная администрация. Основой мониторинга были собственные решения органов местной власти о проведении мероприятий по увеличению поступлений в местные бюджеты. Соответственно, рабочая группа в полном объеме проанализировала решения местных властей исследуемых территориально-административных единиц по выполнению ими собственных решений в части мероприятий по увеличению поступлений в местные бюджеты средств от налогов (налог на доходы физических лиц, единый налог, земельный налог), а также от использования коммунального имущества. Общественный мониторинг показал наличие коррупционных рисков для налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты. Соответственно, под этим углом зрения анализировались налоговые и неналоговые поступления в местный бюджет.
По такому принципу анализировалось поступление части чистой прибыли дохода коммунальных предприятий в местный бюджет г. Стаханова. За весь 2013 год по этой статье доходов было перечислено всего 7 тысяч гривен. При проведении исследования было установлено, что ведущим коррупционным риском для налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты является отсутствие анализа выполнения собственных решений органами местной власти по увеличению доходной части бюджета.
Нет фактов, что в 2013 году в 14 городах областного значения и 17 районах какая-либо местная власть проанализировала выполнение собственных решений по увеличению доходной части бюджета и приняла соответствующее решение. При этом, объем выполнения собственных и закрепленных доходов в местные бюджеты всех городов областного значения и районов Луганской области составил в 2013 году 88%. По результатам мониторинга рабочая группа проекта подготовила рекомендации для органов местной власти по оптимизации доходов местных бюджетов через устранение коррупционных рисков.
ЛОЦПСИ «Политсоциум», В. Иванов