«Политсоциум»: Оптимизация бюджетных доходов – важнейшая задача местной власти в Луганской области
24-04-2014, 09:46Луганский областной центр политических и социологических исследований «Политсоциум» осуществил проект «Оптимизация доходов местных бюджетов через устранение коррупционных рисков» при финансовой поддержке Международного фонда «Возрождение».
В рамках проекта был проведен общественный мониторинг и анализ деятельности 14 органов местного самоуправления и 17 районных государственных администраций (всего 31 орган местной власти). Каждый орган местной власти имеет план мероприятий по наполнению доходной части своего бюджета. При этом необходимо отметить, что 13 из вышеуказанных органов местной власти (а это 42%) не разместили на своих официальных сайтах действующие планы по наполнению местных бюджетов, что делает их недоступными для соответствующих территориальных громад. Эти планы включают мероприятия по управлению собственными и закрепленными доходами местных бюджетов. За 2013 год в 31 исследуемом органе местной власти план поступлений собственных и закрепленных доходов местных бюджетов выполнен на 88%. При этом присутствуют стабильные коррупционные риски, особенно при управлении имуществом и землей территориальных громад. Также коррупционные риски блокируются через планирование мероприятий по оптимальному использованию коммунального имущества и земли и контроль за выполнением этих мероприятий.
Основным бюджетообразующим источником местных бюджетов является налог на доходы физических лиц, в 2013 году он выполнен на 85%. При этом, доля налога в структуре доходов общего фонда составляет – 84%. Примером оптимального планирования и реализации мероприятий по увеличению поступлений налога на доходы физических лиц является исполнительный комитет Алчевского городского совета. Распоряжением Алчевского городского головы № 7 от 18.01.2013 г. предусматривается, что местная власть влияет на увеличение поступлений налога на доходы физических лиц через работу комиссии по вопросам обеспечения своевременной и в полном объеме уплаты налогов и погашения задолженности по заработной плате, пенсиям, стипендиям и другим социальным выплатам. Примером планирования взаимодействия органов местной власти и государственной налоговой инспекции в части увеличения поступлений в местный бюджет налога на доходы физических лиц есть Программа совместных действий Сватовской ОГНИ и органов местного самоуправления по расширению базы налогообложения и увеличения поступлений в местные бюджеты.
Вторым по значению бюджетообразующим источником местных бюджетов является плата за землю, доля налога в структуре доходов общего фонда составляет 11%.
Утвержденные показатели по плате за землю выполнены на 94%. Из 14 городов областного подчинения не выполнили утвержденные планы по мобилизации платы за землю – 10, из 17 районов – 6. Так, например, показатель выполнения платы за землю в г. Брянка – 49%, в а г. Лисичанске – 68%. Это свидетельствует о неэффективности мероприятий органов местной власти по увеличению сбора платы за землю. Так, в 2013 году 80% органов местного самоуправления городов областного значения и районных государственных администраций не прекращали права пользования земельными участками вследствие имеющейся задолженности по арендной плате за землю.
По результатам исследования установлено, что органы местного самоуправления и районные государственные администрации не эффективно используют резервы имущества территориальных громад.
Так, поступления части прибыли коммунальных предприятий в местные бюджеты городов областного значения в 2013 году составило: 43 % местных бюджетов – 0 грн.; 36 % местных бюджетов - от 5 до 68 тыс. грн.; 21 % местных бюджетов от 190 до 584 тыс. грн.. Соответственно убыточными являются такие коммунальные предприятия: бюро технической инвентаризации, ритуальные услуги, торговые предприятия, вывоз твердых бытовых отходов, реализация медицинских препаратов. Это удивительно, так как аналогичные по услугам частные предприятия работают в этих же городах успешно, с прибылью. Этот факт свидетельствует об отсутствии со стороны органов местного самоуправления контроля за деятельностью коммунальных предприятий.
Недостаточно эффективно органами местного самоуправления городов областного значения и районными государственными администрациями проводится работа: по предоставлению в аренду целостных имущественных комплексов, которые находятся в коммунальной собственности (план выполнен на 39%); по продаже коммунального имущества (план выполнен на 89%).
Луганский областной центр политических и социологических исследований «Политсоциум» совместно с Департаментом финансов Луганской областной государственной администрации разработали предложения органам местного самоуправления и местной исполнительной власти по планированию мероприятий по увеличению поступлений налогов и сборов в местные бюджеты и контроля за их выполнением. Приложениями к этим предложениям являются специальные таблицы, которые позволяют оперативно контролировать динамику поступлений доходов в местный бюджет. Проблема экономии бюджетных средств является актуальной для органов местной власти в условиях выполнения Постановления Кабинета Министров Украины № 65 «Об экономии бюджетных средств».
Владимир Иванов, ЛОЦПСИ «Политсоциум»