В луганском милицейском вузе искали эффективные пути решения региональных конфликтов
5-05-2014, 14:43Как эффективно и без потерь решить региональные конфликты (политические, экономические, трудовые), что сделать, чтобы предотвратить повторения уже существующих в дальнейшем и возникновения новых? Инновационные пути решения этих вопросов в Луганском государственном университете внутренних дел имени Э.А. Дидоренко ученые и практики в сфере права и правоохранительной деятельности, экономики, социологии, политологии, философии, психологии из ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, Восточноукраинского национального университета имени В. Даля, Луганского национального университета имени Т. Шевченко, представители Национальной службы посредничества и примирения и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, журналисты местных СМИ.
В форме номинальной группы присутствовавшие на слушаниях эксперты высказывали свои индивидуальные суждения и назвали около двухсот идей и предложений, которые в той или иной степени могли бы помочь в разрешении и предотвращении тех проблем, которые сегодня есть в Луганской области и Украине в целом. Все они касались наиболее насущных вопросов, которые требуют решения: информационная и экономическая политика государства, процессы реформирования, национальная безопасность, степень ответственности власти и борьба со стереотипным мышлением, повышение степени духовных ценностей, кризис коммуникации, использование потенциала общественности и построение гражданского общества, трезвая оценка конфликта и его границ.
Последующая экспертиза и ранжирование предложений позволили выделить основные направления преодоления конфликтной ситуации в регионе.
1. Изменение информационной политики в государстве и регионе. Средствам массовой информации необходимо преодолевать кризис коммуникаций между представителями различных частей общества (Восток-Запад, русские-украинцы, бедные-богатые и т.д.) на основе поиска ценностного консенсуса, апгрейда дискурса (обновления способов общения), воспитания толерантности, снижения агрессивности и повышения уровня социального оптимизма в СМИ. Следует также отказаться от черно-белой маркировки внешнеполитических влияний как чисто дружественных или чисто враждебных (Россия, Европа, США).
2. Диагностика и прогнозирование конфликтных процессов. Луганщина всегда была наиболее конфликтным регионом. Проведение исследований в режиме мониторинга по определению «пределов терпения», социальных точек бифуркации, латентных протестных процессов, их своевременная трезвая оценка позволит более эффективно смягчать остроту противоречий и оперативно реагировать на ситуацию.
3. Перевод ситуации в правовое поле, что, по мнению экспертов, в данный момент невозможно без конституционной реформы, повышающей статус регионов, роль и ресурсное обеспечение местного самоуправления, устанавливающей действенные механизмы реальной ответственности как власти в целом, так и отдельных ее представителей (чиновников, депутатов, судей). Особое значение имеет реформирование правоохранительной системы и усиление общественного контроля за ее деятельностью.
4. Осуществление экономических преобразований. Здесь наиболее актуальными для нашего региона, по мнению экспертов, являются детенизация и децентрализация экономики, развитие предпринимательства, введение единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы, а также компенсация потерь предприятиям региона от разрыва отношений с Российской Федерацией.
5. Развитие гражданского общества и минимизация социального неблагополучия. Стихийные протесты, имеющие массовый характер, должны быть институализированы путем создания общественных организаций и перевода их активности в легитимные формы. Осуществление антикризисных мероприятий (повышение цен, замораживание зарплат и пенсий) должно быть гибким, прозрачным и социально приемлемым. Необходимо идеологически повышать престиж рабочих профессий, честных зарплат, противодействовать «новым формам рабства» («копанки» и т.п.), способствовать утверждению прав человека и достоинства личности, самоуправления и гуманизма.
6. Оперативно-тактические меры по разрешению конфликта, по мнению экспертов, включают завершение демаркации границ, повышение гибкости силовиков в проведении спецопераций, снятие противоречия между центральной властью и местными правоохранительными органами (вплоть до публичных извинений власти перед сотрудниками МВД за огульные обвинения), разоружение незаконных вооруженных формирований под совместным контролем МВД и общественности.