В Луганске высшее образование станет доступнее для людей с особенными образовательными потребностями
23-10-2008, 17:56
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко в девятке вузов, ученые которых откроют двери высших учебных заведений для студентов с особыми образовательными потребностями.
Девять вузов страны работают в научном тандеме над решением проблемы доступа к образованию детей с психофизическими нарушениями. По инициативе Министерства образования и науки лучшие психолого-педагогические кадры Украины объединили усилия для разработки и внедрения в современную практику соответствующих методик и программ.
Луганский вуз – один из участников эксперимента МОН. Группа ученых ЛНУ до 2011 года будет работать с интегрированными академическими группами, в которые войдут студенты с ограниченными психофизическими возможностями. Опыт работы Луганского национального университета и других восьми отечественных вузов будет обобщен и станет базовым для всех вузов Украины. Сегодня здесь работают над созданием адаптированных учебных программ. Со следующего года в ЛНУ приступят к оборудованию учебных корпусов и студенческого городка (установка дополнительных пандусов, техники, специально разработанной для таких студентов).
23-24 октября в контексте данного проекта МОН Украины в Луганской области пройдет Всеукраинский научно-практический семинар для директоров школ и специализированных учебных заведений, в которых обучаются слабовидящие дети. Пятьдесят директоров сядут за парты, чтобы услышать и увидеть то новое в украинской науке, что поможет открыть перед детьми с ограниченными возможностями широкие перспективы. Ведущие ученые (тифлопедагоги, специальные психологи), представители вузов-участников экспериментальной программы поделятся с коллегами-практиками своими новейшими наработками, помогут отыскать правильный педагогический путь.
«В Луганской области на сегодня 20% детей имеют нарушение функции зрения, - рассказывает заведующая кафедры дефектологии и психокоррекции ЛНУ Юлия Быстрова. – Около десяти процентов школьников не могут обучаться без помощи тифлопедагогов. Эта статистика – сигнал тревоги, сигнал к действию».
Главная задача, поставленная Кабинетом Министров и МОН Украины перед учеными – найти путь, который откроет людям с ограниченными физическими возможностями неограниченный доступ к образованию. В том числе и высшему. На данном этапе выбран кратчайший путь. Пока вузы не готовы в полной мере принять студентов с особенными потребностями в своих учебных корпусах, преподаватели вуза будут вести лекции для них на базе уже оборудованных учебных заведений. Для реализации этой идеи Луганский национальный университет планирует заключить договор о сотрудничестве с Луганской школой-интернатом для глухих детей, ПТУ-Интернатом для детей с нарушениями опорно-двигательной системы и Рубежанским учебно-реабилитационным центром «Хрусталик». На базе этих двух учреждений планируется организовать довузовские курсы и подготовку бакалавров по ряду специализаций. Уже в следующем году ребята смогут стать студентами Луганского национального университета и начать обучение.
Семинар – первая ступень на пути к той высоте, которую предстоит взять педагогам. В итоге им необходимо разработать и помочь внедрить во всех учебных заведениях Украины комплексное сопровождение обучения студентов с особенными потребностями. В Луганске над этой проблемой уже много лет работает кафедра дефектологии и психокоррекции ЛНУ. Пять лет назад на областном уровне именно учеными вуза было озвучено предложение организовать в регионе систему непрерывной психолого-медико-педагогической поддержки детей с нарушениями развития. Координировал работу инициативных групп кандидат наук, тогда заведующий кафедры, после – начальник одного из Управлений ЛОГА, ведущий специалист в области коррекционной педагогики Александр Глоба. Сегодня эта «цепочка» работает и является жизненной опорой для людей с особенными потребностями с момента рождения.
«Проблемы этих людей надо увидеть сердцем, понять и почувствовать, пережить вместе с ними, - говорит ныне заместитель начальника Киевского центра Инваспорт Александр Глоба. - Мы хотим, чтобы украинское общество было готово принять каждого человека, дать ему полноценный шанс реализовать себя. Для этого предстоит очень много сделать и педагогам, и медикам, и политикам».
Девять вузов страны работают в научном тандеме над решением проблемы доступа к образованию детей с психофизическими нарушениями. По инициативе Министерства образования и науки лучшие психолого-педагогические кадры Украины объединили усилия для разработки и внедрения в современную практику соответствующих методик и программ.
Луганский вуз – один из участников эксперимента МОН. Группа ученых ЛНУ до 2011 года будет работать с интегрированными академическими группами, в которые войдут студенты с ограниченными психофизическими возможностями. Опыт работы Луганского национального университета и других восьми отечественных вузов будет обобщен и станет базовым для всех вузов Украины. Сегодня здесь работают над созданием адаптированных учебных программ. Со следующего года в ЛНУ приступят к оборудованию учебных корпусов и студенческого городка (установка дополнительных пандусов, техники, специально разработанной для таких студентов).
23-24 октября в контексте данного проекта МОН Украины в Луганской области пройдет Всеукраинский научно-практический семинар для директоров школ и специализированных учебных заведений, в которых обучаются слабовидящие дети. Пятьдесят директоров сядут за парты, чтобы услышать и увидеть то новое в украинской науке, что поможет открыть перед детьми с ограниченными возможностями широкие перспективы. Ведущие ученые (тифлопедагоги, специальные психологи), представители вузов-участников экспериментальной программы поделятся с коллегами-практиками своими новейшими наработками, помогут отыскать правильный педагогический путь.
«В Луганской области на сегодня 20% детей имеют нарушение функции зрения, - рассказывает заведующая кафедры дефектологии и психокоррекции ЛНУ Юлия Быстрова. – Около десяти процентов школьников не могут обучаться без помощи тифлопедагогов. Эта статистика – сигнал тревоги, сигнал к действию».
Главная задача, поставленная Кабинетом Министров и МОН Украины перед учеными – найти путь, который откроет людям с ограниченными физическими возможностями неограниченный доступ к образованию. В том числе и высшему. На данном этапе выбран кратчайший путь. Пока вузы не готовы в полной мере принять студентов с особенными потребностями в своих учебных корпусах, преподаватели вуза будут вести лекции для них на базе уже оборудованных учебных заведений. Для реализации этой идеи Луганский национальный университет планирует заключить договор о сотрудничестве с Луганской школой-интернатом для глухих детей, ПТУ-Интернатом для детей с нарушениями опорно-двигательной системы и Рубежанским учебно-реабилитационным центром «Хрусталик». На базе этих двух учреждений планируется организовать довузовские курсы и подготовку бакалавров по ряду специализаций. Уже в следующем году ребята смогут стать студентами Луганского национального университета и начать обучение.
Семинар – первая ступень на пути к той высоте, которую предстоит взять педагогам. В итоге им необходимо разработать и помочь внедрить во всех учебных заведениях Украины комплексное сопровождение обучения студентов с особенными потребностями. В Луганске над этой проблемой уже много лет работает кафедра дефектологии и психокоррекции ЛНУ. Пять лет назад на областном уровне именно учеными вуза было озвучено предложение организовать в регионе систему непрерывной психолого-медико-педагогической поддержки детей с нарушениями развития. Координировал работу инициативных групп кандидат наук, тогда заведующий кафедры, после – начальник одного из Управлений ЛОГА, ведущий специалист в области коррекционной педагогики Александр Глоба. Сегодня эта «цепочка» работает и является жизненной опорой для людей с особенными потребностями с момента рождения.
«Проблемы этих людей надо увидеть сердцем, понять и почувствовать, пережить вместе с ними, - говорит ныне заместитель начальника Киевского центра Инваспорт Александр Глоба. - Мы хотим, чтобы украинское общество было готово принять каждого человека, дать ему полноценный шанс реализовать себя. Для этого предстоит очень много сделать и педагогам, и медикам, и политикам».
Елена Лошакова