Давно исчислено и уже разделено
25-06-2014, 12:14На встречу президента с представителями легитимной власти и прочей элитой Донбасса председатель нашего областного совета Валерий Голенко не попал. Странная вышла история: сначала вроде как из Киева настоятельно звали. Потом «за день до совещания куратор перезвонил и сказал - извините, мы вас не приглашаем, формат меняется…». Произошедшее, конечно, можно легко истолковать как особую заботу главы государства. Говорят, были у интересных ему людей изначальные неприятности – от простых угроз до предупреждений, что вернуться из вояжа будет некуда. Или занятнее выглядит версия, что «от ворот поворот» случился, потому как «с такими и разговаривать не об чем…»? Нынешний-то глава парламента Александр Турчинов, вроде как, луганских на дух не переносит и не переносил, когда рулил всей державой. Может, унаследовалось?
Понятно, каждый может выбрать вариант ему посимпатичнее. Включая и тот, где в основе спланированный наезд на бывших и нынешних руководителей региона. В информационном пространстве в последние дни прямо чередой идут материалы о том, что бывший наш губернатор и нынешний заместитель Валерия Николаевича Владимир Пристюк редкостный ворюга. Даже по украинским меркам. Мол, только на здоровье населения Луганщины и только за год смог «наварить» аж 200 миллионов, что требует внимательнейшего разбирательства. Ну, кому положено – они ж до копеечки разберутся, откуда взялись и куда ушли неправедные деньги?! Да и были ли они вообще. У нас вопрос серьезный: кто, как и на каких основаниях представлял наш край на встрече с Петром Порошенко и был ли там вообще?! Да и кто там вообще был?
Примечательно, но обработав изрядную прорву разных сообщений, удалось выудить только две фамилии общавшихся – миллиардер из Донецка и донецкий же мэр. А еще сообщение, что «не смогли выработать переговорную позицию». Надо понимать, не потому, что не хотят прекращения огня в разрастающемся гражданском конфликте и усмирения вооруженного насилия, а по причине понимания: для серьезного разговора нужна реальная сила и непререкаемый авторитет. Не зря элита «осуществляет управление социумом и вырабатывает новые модели поведения, позволяющие социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению…»
Но вот кто в родных луганских пенатах сегодня отвечает предъявляемым критериям? И отчего у нас те, кто привык называть себя «элитой», «политической властью», «солью земли», «командирами производства» и даже «аграрными баронами» сдулись в удивительно короткие сроки и с удивительно же пугающей неизбежностью? И буквально попрятались от всех ранее руководимых и покорно их избирающих. Даже не пытавшись если не «возглавить массы», то хотя бы поговорить с ними, растолковать собственную позицию и предложить свое видение. Многочисленные заявления ни о чем и обращения ни к кому – не в счет.
Возникшая угроза насилия над личностью во времена, когда кто с автоматом – тот и власть, конечно, накладывает своей отпечаток на все. Но так всегда было для тех, кто осмысленно лез в первые ряды, командовал и, образно, надевал мундир попышнее. Даже если рядился при этом в рубище. И, простите, грохнуть по беспределу могли и Ярослава Мудрого, и Махатму Ганди, и Нельсона Манделу, и Фиделя вместе с Че… Изощренно и по простому. С потомками и последователями. И много еще кого – руки у недоброжелателей дотянулись бы. Только вот никто не шел на реальное обострение, понимая: дороже выйдет. Именно личный авторитет и откровенный интерес со стороны простых людей, служил и служит лучшим бронежилетом… Если нет мужества – нечего и тулиться «в лидеры», даже при наличии там пайка посытнее.
Нам, конечно, не до махатм и прочих вождей исторического масштаба. Но общество во веки веков так устроено, что ему необходимы если не яркие лидеры, то хотя бы уверенные в себе вожаки, способные ответить за сказанное и добиться намеченного. Иначе в любом конфликте даже ведь разговаривать будет не с кем и некому. А говорить в ближайшее время надо будет много и по делу – из того политического тупика, в котором мы все оказались, придется искать срочный выход. И он вовсе не в «войне до победного конца», на которой настаивают радикалы, сами в окопах и под обстрелом страдать не собирающиеся. Он – в поисках платформы, исключавшей бы, в первую очередь, человеческие жертвы – их и так уже довольно! А во вторую – окончательный развал экономики региона, что может вызвать не просто гуманитарную катастрофу, а настоящий коллапс, ломающий миллионы судеб и все государственные построения в наших местах в принципе и на многие годы.
Следовательно, пора вспоминать Бисмарка, сказавшего: «В основе любых политических переговоров лежит принцип «Даю, чтобы ты дал!», даже если для приличия об этом пока не говорят», и начинать думать о перспективах. Причем, изначально стоит отказаться от уверенности, что «завтра будет лучше, чем вчера», но базироваться станет на прежних основах. Как было – уже не будет. И «точно так же, но только лучше» - не срастется. Можно было бы – политики старой формации и миллиардеры прежней закалки разобрались бы с происходящим, пофыркав недовольно на «шалящих». Нет, река времени унесла уже комфортные воды. И некий наш вариант пира Валтасара, где избранные и самоизбранные пили-закусывали без роздыху и ни с чем и ни с кем не хотели считаться «потому что в своем праве» уже закончился. Как положено, с начертанными пророчествами «мене, мене, текел, упарсин» - «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено»… Кто не верит – гляньте в окно. Ишь, как полыхают!
Кто-то сомневается, что и грехи наши исчислены, и разделено так, что не скоро все сошьешь? Да, сегодня гремят пушки и очень хочется заткнуть их прожорливые пасти. Чтобы всем было спокойней. Но будет ведь и завтра? И солнце взойдет? И есть захочется? И срам прикрыть какой-нибудь одежонкой? И детей надо будет учить, и о немощных заботиться, и страждущим не отказывать в той же медицинской помощи. Жить надо будет! А это все денег стоит. И немалых. Где возьмем и как будем договариваться с соседями? Или примемся игнорировать их вовсе? Что с запада, что с востока…
Понятно, что детали «плана на будущее» - это тема отдельного разговора, основанная на осознании: грубой силой вряд ли удастся добиться толку. Что сейчас, что позже. И что разбитую хрустальную вазу при всем желании не склеить. Но, может, собрать осколки, переплавить с тщательностью и из полученного материала сваять что-нибудь покрасивее утраченного и пополезней? Не мы первые влезли в братоубийство. И до нас искали пути для разума, а не для кровопускания. Интересен опыт Великобритании и Северной Ирландии, где остановить кровопролитие помогли не АТО, помасштабнее наших, что во времени, что в затратах. А переговоры и соглашение, узаконивающее инакомыслие (мечтать не вредно, если при этом не стрелять!) и сохраняющее гражданские свободы желающих «отделиться» в политической деятельности, но исключающие вооруженное насилие. Соглашение установило автономию Северной Ирландии, ее право на свой законодательный орган и свое правительство. Уступки и гарантировали мир… Украина может все это использовать?! Отчего нет? Да и другого положительного в усмирении разного рода драк найдется в мире много! Главное - было бы желание искать и непременно договариваться.
И было бы кому это делать.
Владимир ЖИВАГА,
депутат областного совета, член исполкома Общественного движения «Украинский выбор»