Новый закон о содействии строительству применительно к Луганску: действенный инструмент, или декорация?
20-11-2008, 12:44
16 сентября Верховной Радой был принят, а 14 октября вступил в силу Закон «Про внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающиеся содействия строительству». Эксперты резко расходятся в оценках последствий принятия этого закона – от прогноза резкого улучшения ситуации в градостроительной сфере, до существенного увеличения уровня коррупции.
Прокомментировать новшество мы попросили доцента магистратуры государственного управления Восточноукраинского национального университета им. В.Даля, члена совета общественной организации «Восточноукраинский Центр Общественных Инициатив» Виктора Филипповского. Его мнение интересно нам еще и потому, что Виктор Николаевич имеет опыт успешного противостояния произволу застройщиков и власти – год назад инициативной группе, возглавляемой Виктором Филипповским, удалось предотвратить незаконную застройку своей придомовой территории бизнес-структурой, имеющей отношение к супруге первого заместителя прокурора Луганской области. Итак, слово эксперту:
Виктор Николаевич, как вы оцениваете принятые недавно изменения национального законодательства в сфере градостроительства?
Пакет изменений был подготовлен Министерством регионального развития и строительства. После голосования в Верховной Раде, был принят соответствующий Закон Украины, которым изменения внесены в 12 законов: Кодекс административных правонарушений, Земельный кодекс, Закон «Об основах градостроительства», Закон «О местном самоуправлении», «Об архитектурной деятельности» и другие. Изменилась ответственность за правонарушения и порядок оплаты за землю. Много изменений касается процесса планирования и застройки территорий, охраны и аренды земель.
Я назвал бы принятые изменения позитивными. Благодаря им, при планировании и застройке территорий теперь должны учитываться интересы местных громад. Закон написан таким образом, что в нем вообще исключается возможность ухода от учёта общественных интересов при застройке территории города и очень четко выписан порядок обсуждения территориальной громадой градостроительной документации, местных правил застройки и градостроительных обоснований в случае разработки таковых.
Но высок риск того, что эти законы попросту не будут исполняться. Надо признать, на сегодня сложилась практика неисполнения законов должностными лицами…
Закон не предусматривает ответственности чиновников за нарушения?
Ответственность предусмотрена. Но санкции к нарушителям очень слабые. Можно предположить, что при выделении земли под застройку по коррупционным схемам имеют место очень большие «транзакционные издержки» со стороны застройщика. Цена вопроса гораздо выше, чем предусмотренные законом санкции. Естественно, это создает ситуацию, когда богатый застройщик может позволить себе построить объект не там, где его можно строить по закону, а там, где он считает для себя выгодным. Предусмотренные законодательством нормы и правила при этом можно не соблюдать.
Принятые изменения весьма прогрессивны. Согласно этому Закону должны учитываться интересы общественности, но пока нет ответственности чиновников, нет и уверенности в том, что законы будут исполняться. Сегодня Украина находится в некоем промежуточном состоянии: это уже не плановая экономика, но еще и не рынок. Это так называемый «сетевой капитализм» - формация, при которой правит не закон, а деньги и служебное положение.
Что нужно для того, чтобы принятые изменения стали действенными?
Прежде всего, необходимо чтобы общественность более активно влияла на органы местного самоуправления, депутатов и других должностных лиц. А для этого нужно чтобы люди знали законы. Чтобы они умели защищать свои права в суде. Нужно учить людей.
Второй очень важный момент – нужно чтобы и само государство ужесточило контроль за соблюдением законов чиновниками, более эффективно боролось с коррупцией. В моей практике, к сожалению, есть масса совершенно очевидных примеров, когда государство не реагирует на факты нарушений.
Сегодня во многих городах - в т.ч. и в Луганске - закон нарушается уже тем, что не существует местных правил застройки. Их нельзя принять, если не утвержден генеральный план застройки. В Луганске он есть – был утвержден в 1981 году. Однако, закон требует, не только наличия, а и доступности генплана. Любой гражданин или представитель органа самоорганизации населения должен иметь возможность с ним ознакомиться. Это необходимо, чтобы определить границы придомовых территорий, свободных земель, чтобы разобраться, можно ли использовать для застройки тот или иной участок. Но луганчане не могут ознакомиться с генеральным планом, потому что на нем стоит гриф «для служебного пользования». Это грубое нарушение закона.
Градостроительная документация и местные правила застройки должны обсуждаться с общественностью. В Луганске этого нет. Если какие-то согласования и идут, то они проходят в «узком кругу» лояльных к местной власти организаций. В прессе должен быть опубликован проект и обеспечена обратная связь для всех, кто хочет дать свои замечания и предложения. Предложения должны быть рассмотрены, проект должен быть доработан с учетом потребностей и пожеланий местной громады. Потом он снова должен быть опубликован и обсужден. Увы, этого нет. Луганский горисполком утверждает, что согласования проводятся, но представители общественности, которые «неудобны» чиновникам и депутатам, принять участие в этом обсуждении не могут. А подобные инсинуации, вкупе с отписками в ответ на обращения инициативных групп, нарушают Закон «О борьбе с коррупцией» (ст.5, п. «г»), классифицирующий отказ чиновника в предоставлении информации, предоставление неполной или искаженной информации гражданам как коррупционные действия. Должностные лица должны знать законы, уважать и исполнять их. Они должны быть на службе у народа и чувствовать ответственность перед законом и людьми. Чиновники должны служить примером правового поведения.
Итак, слагаемых действенности закона два: власть должна создать эффективные инструменты контроля, а общество должно активно влиять на чиновников, требуя соблюдения своих законных интересов.
Прокомментировать новшество мы попросили доцента магистратуры государственного управления Восточноукраинского национального университета им. В.Даля, члена совета общественной организации «Восточноукраинский Центр Общественных Инициатив» Виктора Филипповского. Его мнение интересно нам еще и потому, что Виктор Николаевич имеет опыт успешного противостояния произволу застройщиков и власти – год назад инициативной группе, возглавляемой Виктором Филипповским, удалось предотвратить незаконную застройку своей придомовой территории бизнес-структурой, имеющей отношение к супруге первого заместителя прокурора Луганской области. Итак, слово эксперту:
Виктор Николаевич, как вы оцениваете принятые недавно изменения национального законодательства в сфере градостроительства?
Пакет изменений был подготовлен Министерством регионального развития и строительства. После голосования в Верховной Раде, был принят соответствующий Закон Украины, которым изменения внесены в 12 законов: Кодекс административных правонарушений, Земельный кодекс, Закон «Об основах градостроительства», Закон «О местном самоуправлении», «Об архитектурной деятельности» и другие. Изменилась ответственность за правонарушения и порядок оплаты за землю. Много изменений касается процесса планирования и застройки территорий, охраны и аренды земель.
Я назвал бы принятые изменения позитивными. Благодаря им, при планировании и застройке территорий теперь должны учитываться интересы местных громад. Закон написан таким образом, что в нем вообще исключается возможность ухода от учёта общественных интересов при застройке территории города и очень четко выписан порядок обсуждения территориальной громадой градостроительной документации, местных правил застройки и градостроительных обоснований в случае разработки таковых.
Но высок риск того, что эти законы попросту не будут исполняться. Надо признать, на сегодня сложилась практика неисполнения законов должностными лицами…
Закон не предусматривает ответственности чиновников за нарушения?
Ответственность предусмотрена. Но санкции к нарушителям очень слабые. Можно предположить, что при выделении земли под застройку по коррупционным схемам имеют место очень большие «транзакционные издержки» со стороны застройщика. Цена вопроса гораздо выше, чем предусмотренные законом санкции. Естественно, это создает ситуацию, когда богатый застройщик может позволить себе построить объект не там, где его можно строить по закону, а там, где он считает для себя выгодным. Предусмотренные законодательством нормы и правила при этом можно не соблюдать.
Принятые изменения весьма прогрессивны. Согласно этому Закону должны учитываться интересы общественности, но пока нет ответственности чиновников, нет и уверенности в том, что законы будут исполняться. Сегодня Украина находится в некоем промежуточном состоянии: это уже не плановая экономика, но еще и не рынок. Это так называемый «сетевой капитализм» - формация, при которой правит не закон, а деньги и служебное положение.
Что нужно для того, чтобы принятые изменения стали действенными?
Прежде всего, необходимо чтобы общественность более активно влияла на органы местного самоуправления, депутатов и других должностных лиц. А для этого нужно чтобы люди знали законы. Чтобы они умели защищать свои права в суде. Нужно учить людей.
Второй очень важный момент – нужно чтобы и само государство ужесточило контроль за соблюдением законов чиновниками, более эффективно боролось с коррупцией. В моей практике, к сожалению, есть масса совершенно очевидных примеров, когда государство не реагирует на факты нарушений.
Сегодня во многих городах - в т.ч. и в Луганске - закон нарушается уже тем, что не существует местных правил застройки. Их нельзя принять, если не утвержден генеральный план застройки. В Луганске он есть – был утвержден в 1981 году. Однако, закон требует, не только наличия, а и доступности генплана. Любой гражданин или представитель органа самоорганизации населения должен иметь возможность с ним ознакомиться. Это необходимо, чтобы определить границы придомовых территорий, свободных земель, чтобы разобраться, можно ли использовать для застройки тот или иной участок. Но луганчане не могут ознакомиться с генеральным планом, потому что на нем стоит гриф «для служебного пользования». Это грубое нарушение закона.
Градостроительная документация и местные правила застройки должны обсуждаться с общественностью. В Луганске этого нет. Если какие-то согласования и идут, то они проходят в «узком кругу» лояльных к местной власти организаций. В прессе должен быть опубликован проект и обеспечена обратная связь для всех, кто хочет дать свои замечания и предложения. Предложения должны быть рассмотрены, проект должен быть доработан с учетом потребностей и пожеланий местной громады. Потом он снова должен быть опубликован и обсужден. Увы, этого нет. Луганский горисполком утверждает, что согласования проводятся, но представители общественности, которые «неудобны» чиновникам и депутатам, принять участие в этом обсуждении не могут. А подобные инсинуации, вкупе с отписками в ответ на обращения инициативных групп, нарушают Закон «О борьбе с коррупцией» (ст.5, п. «г»), классифицирующий отказ чиновника в предоставлении информации, предоставление неполной или искаженной информации гражданам как коррупционные действия. Должностные лица должны знать законы, уважать и исполнять их. Они должны быть на службе у народа и чувствовать ответственность перед законом и людьми. Чиновники должны служить примером правового поведения.
Итак, слагаемых действенности закона два: власть должна создать эффективные инструменты контроля, а общество должно активно влиять на чиновников, требуя соблюдения своих законных интересов.
Беседовал Константин Реуцкий