Оставь надежду всяк, в Донбасс входящий?
13-09-2014, 08:00Чего сейчас больше всего хотят жители Донецкой и Луганской областей, особенно – территорий этих регионов, ставших самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками? Разумеется, в первую очередь – мира и скорейшего возврата к нормальной жизни. Но возможно ли достижение этих целей без определенности? Наверное, определенности и понимания, где же, на территории с каким статусом они будут жить, хотят и люди, оставшиеся в Луганске и других неспокойных населенных пунктах, и люди, выехавшие оттуда в другие регионы Украины или же за пределы страны. Последние – чтоб определиться: возвращаться ли им домой или же обосновываться там, где условия больше по душе.
Потому, смотря вчера, 12 сентября, телетрансляцию прошедшего в Киеве форума Ялтинской европейской стратегии (YES), и услышав, что Петра Порошенко попросили разъяснить ситуацию с продекларированным государственной властью Украины особым статуса для Донбасса, очень надеялся, что наконец-то будет внесена ясность, наконец-то можно будет понять: «слил» Киев Донбасс или же будет за него бороться.
- Все, кто обеспокоен содержанием и сутью специального закона об особом статусе для некоторых районов Донецкой и Луганской областей, вы там не найдете никакой опасности для территориальной целостности и суверенитета моей страны. Никакой угрозы независимости моей страны, - сказал Порошенко. - Передача рычагов власти от центральных органов к местным будет не более, чем это есть в польских гминах.
Он также отметил, что предлагает принять конституционные изменения по децентрализации власти.
- Когда люди в местных органах власти, самоуправления, которые очень близки к муниципальным советам, могут влиять на ситуацию: решать, какой на местной территории язык использовать, какие культурные события отмечать, как тратить деньги из местного бюджета, - пояснил президент.
Единственное, что пришло голову после того, как услышал это, - знакомый с детства неприличный стишок:
«Я стою на асфальте, ноги в лыжи обуты.
Толи лыжи не едут, толи я…».
Толи я чего-то в этой жизни недопонимаю. А недопонимаю того, почему Петр Алексеевич не сказал или чего-то вроде: «Мы не потерпим присутствия на территории Украины никаких самопровозглашенных псевдогосударственных анклавов», или чего-то вроде: «Главное чего мы хотим, - мир и покой на нашей земле. Мы не хотим, чтоб в этой бессмысленной и безумной войне и дальше гибли люди. Потому не исключаем даже отделения Донбасса от Украины ради сохранения человеческих жизней».
Да, оба варианта в значительной степени фантастичны. Однако в реальности все же должно было прозвучать что-то такое, что позволит сотням тысяч людей сделать хоть какие-то выводы насчет своего будущего. Вместо этого мы получили, извините, жевание некоей нехорошей субстанции, образующейся при насморке.
Готовящийся закон, может быть, и не таит опасности для территориальной целостности и суверенитета Украины (кстати, все предыдущие президенты Украины никогда не говорили «моя страна», насколько я помню, говорили «наша страна»), но эту опасность таят в себе поддерживаемые Россией ДНР и ЛНР, которые, как известно, не против разрастись до Новороссии. Вернее, не против (очень не против!) этого разрастания российские кураторы самопровозглашенных республик.
Понимаю, в присутствии европейских политиков, в том числе и некоторых коллег-президентов, главе государства полагается быть дипломатичным, толерантным, взвешенным. Таковы нормы этикета: делать хорошую мину при плохой игре.
Однако не дает покоя один вопрос: что дороже президенту и важнее для него – порисоваться перед иностранцами или обозначить четкую позицию для своих граждан. А надежда на это была.
«Обращаю ваше внимание, что ни о какой федерализации, ни о каком отчуждении в протоколе не говорится и речи быть не может. Еще раз подчеркиваю, что такие образования, как так называемые ДНР и ЛНР, в документе не упоминаются вообще!», - сказал Порошенко на состоявшемся 10 сентября заседании Кабмина, говоря о минском протоколе.
Вчера глава государства, наконец, немного разъяснил, что же все-таки получит Донбасс: «Передача рычагов власти от центральных органов к местным будет не более, чем это есть в польских гминах».
А что есть в польских гминах (административная единица в Польше, в переводе на русский слово означает «община»)?
«К компетенции гмины относятся, в частности, начальные школы, детские сады, библиотеки, дома культуры, местный транспорт, гминные дороги, управление рынками, здравоохранение. Руководство гмины отвечает за порядок и безопасность на своей территории, в её ведении находятся дороги местного значения, организация коммунального хозяйства, и т. д. В результате последней реформы теперь в компетенцию гмины входят также финансовые средства», - можно прочесть в Википедии в статье «Гмина».
Разве всем этим перечнем полномочий не наделены нынешние облгосадминистрации и облсоветы? Наделены. В таком случае что нового получат регионы Украины в результате обещанной децентрализации? И, главное, устроит ли такой расклад руководителей ЛНР и ДНР, которых, судя по их участию в минских переговорах, потихоньку демаргинализируют и легитимизируют?
Напрашивается неутешительный вывод о том, что, столкнувшись с серьезным противником, Порошенко и иже с ним просто впали в ступор.
Стать действительно УКРАИНСКИМ президентом, который пошлет к чертям собачьим всех «доброжелателей» (европейских и американских в том числе) и будет гнуть свою линию, у Петра Алексеевича, похоже, кишка тонка. И он решил последовать примеру одного из своих предшественников – Леонида Кучмы (кстати, он был почетным гостем на форуме) – консервировать ситуацию, подменять разного рода эрзацами реальное решение проблем (или воевать по полной, или, как я уже говорил, «слить» обезумевший Донбасс, укреплять остающиеся хоть как-то верными Киеву регионы Украины, минимизировать протестные настроения).
Да, это самое реальное решение проблем – работа адова, как сказал поэт. Причем, при любом из вариантов. Но неужели глава государства думает, что его выбирали только для того, чтоб на раутах красоваться?
Ситуация на Донбассе с одной стороны – трудно прогнозируемая, но с другой – вполне предсказуемая в том плане, что хэппиэнда и даже обнадеживающего развития событий в ближайшем будущем не предвидится. Наверное, практически все здравомыслящие люди понимают, что надежда на «авось рассосется» смерти подобна. В данном случае – смерти Украины как государства.
Увы, у жителей и Донбасса, и других регионов Украины пока нет главного – обоснованной надежды на то, что на одних территориях все же воцарится мир, а на других – не воцарятся война и хаос.
А, главное, на что надеются глава государства и его окружение? Если все-таки на «рассосется», то в таком случае «рассосутся» и Украина, и бизнес г-на Порошенко, и еще много чего.
Вячеслав Гусаков