Добро пожаловать в Сайлент Хилл Луганск!
20-09-2014, 12:00«Приходила в редакцию женщина, живущая в Большой Вергунке, ближе к Красному Яру, там, где хунта пыталась прорваться и полегла десятками.
Спросила ее:
- Правда, что у вас в поселке собаки тягали и руки, и ноги?
- Правда! Мы своих похоронили в огородах, потому что к кладбищу было не пройти - обстреливали гады украинские. А фашистов этих проклятых никто и трогать не захотел, так собаки и растащили...».
Такой леденящий душу рассказ из жизни луганчан разместила на своей странице в Facebook редактор газеты «Советская Луганщина» Наталья Максимец.
И добавила в комментариях: «Ужас. Но я понимаю ненависть и брезгливость людей, которые не захотели хоронить тела врагов».
Не знаю, насколько правдив этот рассказ в изложении дамы, являющейся сейчас одним из интернет-глашатаев самопровозглашенной «Луганской народной республики». Но этот «дым» вряд ли мог возникнуть без «огня».
Луганчан, живущих сейчас в многострадальном городе, стараниями сначала «своей в доску» Коммунистической партии регионов, а потом – «защитников независимости Донбасса» поселили в извращенную реальность. Заставили с чего-то вообразить, что Донбасс – это этнос с многовековой историей, претендующий на государственность. Ну ни дать, ни взять – Шотландия. Правда, за исключением того, что гордые потомки персонажей «Храброго сердца» не стали уподобляться своим воинственным предкам, а сначала инициировали многолетнюю общественную дискуссию, увенчавшуюся референдумом, по результатам которого сепаратисты оказались в меньшинстве и (Путина на них нет!) признали свое поражение.
Луганская независимость – иного рода.
Да, появились сообщения о возвращении в Луганск части жителей, выехавших во время обстрелов города. Да, пишут о возможном скором возобновлении междугороднего железнодорожного сообщения и о возможном возобновлении работы «Ощадбанка».
Но даже при наличии связи с внешним миром Луганск вызывает стойкие ассоциации с другим городом – из знаменитых компьютерной игры и фильма ужасов – городом Сайлент Хилл (дословно «Безмолвный Холм» или «Тихий Холм»). Напомню, согласно основной сюжетной линии, женщина по имени Роуз ДаСилва приезжает туда, чтобы выяснить причину заболевания (лунатизма) своей приёмной дочери, и попадает в альтернативные измерения, населенные монстрами.
Именно таким альтернативным измерением и стал Луганск. Измерением, у обитателей которого искаженны представления о нравственных нормах (люди, пережившие Великую Отечественную, рассказывали, что погибших немецких солдат мирные жители предавали земле, конечно, без почестей и не ставя крестов и памятных знаков, но и на растерзание собакам трупы не отдавали). Впрочем, искажены представления о реальности вообще. Чего стоит один недавний День города в Луганске с выставкой боевой техники, парадом, который возглавляло авто, словно позаимствованное из реквизита какой-то киношной антиутопии об оскотинивании постапокалиптического общества; с фотосессиями мирных поселян в обнимку с ополченцами; с концертом контрафактной группы «Земляне» (выступившие в Луганске музыканты пешком под стол ходили, когда «Трава у дома» и «Каскадеры» были мегахитами)… А еще – с торжеством победившего мракобесия.
Этот «пир духа» очень хорошо описал луганский правозащитник Николай Козырев:
«Знаете, как не впасть в грех уныния после предыдущих картинок из Луганска (празднование Дня города) и даже найти основание для оптимизма? Отвечаю - надо мыслить ИСТОРИЧЕСКИ.
Вот еще недавно эти чуваки с автоматами, так картинно изображающие суперменов, артиллерийскими снарядами пробили стенку физического четвертого измерения пространства-времени и сбросили Луганщину в пропасть родо-племенного общества - эдак на 15 000 лет назад. Со всеми его прелестями - с охотой за скальпами иноплеменников, разорением их жилищ и захватом их еды, женщин и имущества, а после удачной охоты - с плясками вокруг костра под боевой клич: "Р-а-а-аа-си-и-я"!
Потом их вожди и "дружинники", напившись крови, насытившись человечиной, оказались перед необходимостью создать государство (ЛНР) - чтобы не поесть друг друга. Потому возникла потребность отделить "напившихся-наевшихся" ("элиту") от "голодных" (охотников и рабов). Так в ЛНР возник рабовладельческий строй. Заводы-фабрики уничтожить, шахты затопить, мосты взорвать, связь и транспорт ликвидировать, банки и супермаркеты разграбить... - зачем? А чтоб ничто не напоминало о 21-м веке. Это для них сложно. При надлежащей организации работорговли, эксплуатации рабского труда и демонстративных расстрелах "по законам военного времени" доход Болотова и его вооруженных чуваков до определенного времени превышал расход - жить можно было и без индустрии.
Но тут вмешались внешние обстоятельства, в результате которых количество охотников и рабов резко сократилось, а доходы так же резко упали. Кризис рабовладельческой системы востребовал необходимость новой экономики и новой организации управления для изъятия новой формы ренты - вместо конвертации рабского пота и крови в бабло пришлось подумать о "производстве" - в ЛНР и ДНР наступает феодализм. Из Луганщины сообщают, что пошел процесс добычи угля на "копанках". Рабы пошли в найм, а работодатели обязаны платить природную ренту полномочным надсмотрщикам с автоматами.
Прогресс, не правда ли?».
Кстати, в компьютерном и киношном городке Сайлент Хилл существовала община религиозных фанатиков, которая, как потом оказалось, наделала немало зла, а ее лидер, Кристабелла, виновна в незавидной участи, постигшей город много лет назад. Ничего не напоминает? Не возникают никакие ассоциации?
«Недавно друг ездил в Луганск. Говорит, можно описать одним предложением ситуацию в городе «город без улыбок». Про сплоченность, он говорит, не встречал, люди показались ещё злее».
«Вчера была в Луганске. БОЖЕ СПАСИБО ЧТО ВСЕ ЦЕЛО. Но позже я вышла на улицу ,присмотрелась ,пообщалась И ПРИШЛА В УЖАС ,ЧТО СДЕЛАЛИ ГОРОДОМ ЗА 2 МЕС. ЭТО МОРАЛЬНОЕ УРОДСТВОлюди разговаривают только за воду и гуманитарку ,лнр летают по дорогам на габаритах с бешеной скоростью и считают себя выше других (мирных людей)законов нет ,как собственно и городской власти(((люди совсем не добрые как все писали(особенно в очередях) боже какой ужас ,и кто-то еще считает что новоросия это классно????!!!!!не забывайте что создать нов государство это не стрелять ,подаренным автоматом(((боже помоги всем тем которые не ходили не на какие референдумы ,не кричали РАСИЯ а просто хотели жить у себя в городе».
Это, так сказать, - выбранные места из того, что пишут о Луганске в соцсетях (посты приводятся в соответствии с оригиналом).
Впрочем, есть и другие описания происходившего и происходящего в Луганске.
«Привет всем из блокадного Луганска. Не общалась с вами, так как более 50 дней город был обесточен. Мы научились жить без света, связи и воды. При этом не озверели и не потеряли человеческие лица. Мы привыкли к постоянным обстрелам,и горько переживали за каждого из погибших из-за артобстрелов земляков . А таких было не мало. Сопереживали трагедии в Новосветловке и Хрящеватом. Эти села разрушены полностью. Только в таких условиях мы осознали как любим свой город. Но есть и положительны момент в этой ситуации. Мы все сдружились, подставляли свое плечо друг другу. Соседи не бросили на произвол судьбы пожилых людей,инвалидов, тех, кто нуждался в посторонней помощи. Постепенно налаживали быт, понаходили старые радиоприемники.слушали новости, все вместе их обсуждали. Работало и сарафанное радио. Я так и не поняла чем провинились разрушенные на моем квартале Шевченко три детских сада из четырех, обе школы, ресторан Мансарда, троллейбусное депо. Разрушили автовокзал, супермаркеты Фуршет и Лэлэка. Пострадали сотый завод и Укрбат. Лупили минами по очередям, рынкам,остановкам общественного транспорта. Сейчас наслаждаемся тишиной. Появился свет, к воскресенью обещают воду. Жизнь налаживается. Хочется верить, что это навсегда», - написала в Facebook депутат Луганского облсовета Валентина Татарчук.
Пост этот очень интересен тем, что его автор, депутат облсовета от ПР, почему-то воздерживается от указания виновных в том, что сейчас происходит с Луганском. Не потому ли, что все-таки сложно списать все разрушения исключительно на украинскую армию? Не потому ли, что много беды наделали минометные обстрелы, произведенные «диверсантами», ни одного из которых доблестные ЛНРовцы так и не поймали. В пустом-то городе! Имея в своем распоряжении людей, автомобили, оружие!
Увы, в Луганске разрушены не только здания. Еще очень долго не станет прежним не только внешний облик города.
Недавние нехорошие новости о журналистах Александре Белокобыльском и Сергее Сакадынском, находящимся, по некоторым данным, в плену у спецслжб ЛНР, - свидетельство того, что людям, имеющим несчастье критически мыслить и высказываться публично, крайне нежелательно посещать Луганск даже в среднесрочной перспективе.
Об этой ситуации тоже очень хорошо сказал Николай Козырев:
«Умберто Эко в эссе "Вечный фашизм" (Ур-фашизм) выделил аж 14 признаков фашизма. Среди них - традиционализм; подозрительность к интеллектуальному миру и презрение к тем, кто не согласен, - несогласие считается предательством ("национал-предатели"); популистский элитаризм ("мы - лучше всех!"); культ витальной силы, героизма, переходящий в культ смерти (Viva la muerte!); опора на фрустрированный средний класс, пострадавший от кризиса и боящийся раздраженных социальных низов. На этих дрожжах всходит бурлящая закваска вражды к инакости, к ненашим, к Другому - мотивированный рассизм ("хохлы", "укропы", "салоеды". Как, впрочем, и "кацапы").
Карл Поланьи в работе "Сущность фашизма" отмечает как наиболее существенную черту фашизма - антииндивидуализм, который является защитной реакцией на отсутствие безопасности в мире дикого капитализма с его дегуманизацией общества.
В пьесе Э. Ионеско "Носороги" процесс фашизации общества выражен самым парадоксально-достоверным образом - обычные люди просто и быстро превращаются в носорогов. В стадо. Когда оставаться человеком равносильно участи белой вороны. Неприлично.и опасно».
Впрочем, в Луганске не в тренде способность не только критически мыслить, а мыслить вообще.
Не так давно на сайте издания «Луганск. XXI век» (по сути – официальном рупоре ЛНР) была размещена информация о том, что власти «молодой республики» намерены вскоре начать выплату зарплат и пенсий.
«В ближайшие дни, буквально в 2-3 дня, в одном из районов города будет начата выдача пенсий. Какой конкретно район, мы сейчас определяемся, попробуем, как будет работать схема, чтобы учесть все недостатки. В ближайшее время пенсии и заработные платы все получат, но сначала попробуем на одном районе, как все работает», – цитируется в этой информации заявление главы ЛНР Игоря Плотницкого.
Луганчане рассказывают, что обещаниями начать выплаты пенсий и социальных пособий власти «кормят» людей с начала сентября, сроки постоянно переносятся. Причина: из-за того, что все больше горожан возвращается, постоянно уточняются списки. То есть, почему-то нельзя начать выплаты людям, уже зарегистрировавшимся, а тем, кто зарегистрируется позже, выплачивать по мере пребывания этих людей. А нет ли более простого объяснения этой задержки? Может быть, у ЛНР просто нет или недостаточно денег, а взять в долю РФ или Украину не удается?
И что это за «сначала попробуем на одном районе, как все работает»? Что это за «клинические испытания»? Извините, попробуем, не перемрут ли люди от нововведения? Как еще объяснить это эксперементаторство там, где оно неприемлемо в принципе, потому что всем луганчанам нужны деньги как можно скорее?
Впрочем, есть еще одно объяснение: наверное, нет не денег, а ума и деловых качеств.
Ранее часто доводилось слышать, что Луганск – особенный: говорили об особой энергетике, особых людях, особой миссии…
Свершилось. Луганск таки стал особым. Настолько особым, что, наверное, станет местом действия для авторов компьютерных игр, книг и фильмов в жанрах «триллер» и «хоррор».
Александр Стражник