Российские солдаты по-прежнему находятся в Луганске, сообщает Buzzfeed News, но почти ничего не делают, чтобы государство повстанцев стало реальностью.
ЛУГАНСК, Украина - кроме нас в "Плакучей Иве", одном из двух ресторанов, до сих пор работающих в разоренном войной городе у российской границе, была только еще одна группа клиентов. Они были одеты в камуфляж и обсуждали фильм "Реальная Любовь" - в ресторане играл саундтрек фильма с периодически заедавшего диска. Они попросили нас подсесть к ним.
"Мы российские военные" - представились они.
Эти шестеро провели в Луганске около месяца, по словам одного из них, назвавшегося Максимом. Когда они в первый раз пришли в "Плакучую Иву", там не было ни электричества, ни кухни, и они пили теплое пиво из бутылок в темноте. Максим рассказал, что они приехали в Луганск "обучать местное население", не уточнив, чему именно.
"Никто нас сюда не посылал. Мы добровольцы" - рассказал Максим. "Нам дали приказ: кто хочет пойти добровольцем? И мы все подняли руки, вот так" - говорит он, робко поднимая руку, изображая послушное согласие. "Мы в командировке".
Восточные регионы Украины, где повстанцы создали два сепаратистских пророссийских квазигосударства, до сих пор находятся в тени России. Мощное российское контрнаступление в конце лета отбросило украинскую армию, которая, казалось, вот-вот должна была одержать победу. Украина была вынуждена заключить перемирие, фактически узаконившее зону замороженного конфликта и давшее полулегальный статус самопровозглашенным Донецкой и Луганской республикам. Открытое присутствие действующих российских военнослужащих, говоривших с журналистами BuzzFeed News и Financial Times в субботу, спустя много недель после прекращения боевых операций - говорит о том, что Москва до сих пор держит безопасность "республик" в узде, хотя Кремль неоднократно отрицал само наличие своих солдат в этих регионах.
Луганск наполовину опустошен после многих месяцев осады украинской армией этим летом. Почти все магазины закрыты. В некоторых домах выбиты почти все окна. В других не хватает стен и крыш. Другие полностью превратились в развалины. Вечный огонь у мемориала Второй Мировой войны погас.
Трудно представить, как этот депресивный промышленный город, население которого до войны составляло 600 000, восстановится без помощи России. Повстанцы рады использовать перемирие, чтобы заложить основы будущего государства, и назначили выборы на 2 ноября. Но у них нет возможности самостоятельно найти достаточно воды и электричества, чтобы поддерживать город. Москва предоставляет республике весь газ и большую часть еды и медицинских препаратов. Неясна дальнейшая судьба промышленно-добывающей экономики региона, остановившейся, когда боевые действия усилились. Киев считает правительства повстанцев "террористическими организациями" и призывает местных жителей бежать на контролируемую им территорию.
Кремль отрицает, что когда-либо был стороной украинского конфликта, или что имеет какое-либо намерение аннексировать Донецк и Луганск, как ранее Крым. Однако лидеры повстанцев утверждают, что много месяцев войны с Киевом сделали реинтеграцию в Украину невозможной.
"Мы готовы жить в независимой стране, потому что мы ждем, и знаем, что рано или поздно [российская аннексия] произойдет" - заявил Игорь Плотницкий, глава республики, в интервью BuzzFeed News. "Этого не может не случиться. Родители всегда признают своих детей".
Луганская Республика - бедный и малоизвестный брат Донецкой. Повстанцы в Донецке стали витриной путинского "панрусского" реваншизма: наемники и деятельные бывшие офицеры российских спецслужб возглавляли армию республики, тогда как "политтехнологи" со связями в кремлевских кругах управляли ее правительством.
В то же время повседневная политическая жизнь в штаб-квартире Луганской Народной Республики, облезлом правительственном здании в стиле советского неоклассицизма с неисправной сантехникой и заложенными мешками с песком окнами, в основном управляется разношерстной группой местных жителей. Станислав Винокуров, заместитель спикера парламента, раньше был личным фитнес-тренером и учителем английского языка в городе Юньчэн в центральном Китае, хотя он далеко не в хорошей физической форме, а его познания в английском самые рудиментарные.
Давид Кац, 22-летний студент-юрист, выгружал гуманитарную помощь из российского конвоя грузовиков в августе, когда повстанцы спросили его, имеется ли у него юридическая квалификация. Несколько дней спустя он оказался главным по обеспечению соответствия законов республики международным нормам.
Кац до сих пор учится на магистра в местном университете, повстанческое руководство которого отменило изучение украинского права в ожидании формирования собственной юридической системы республики. "Пока ничего не ратифицировано" - рассказал он. "Но мы пытаемся все согласовать с другими [государствами]. Мы делаем то, что нужно нашей республике".
Самый насущный вопрос для Луганской Народной Республики - обеспечение пенсиями ее пожилых жителей, составляющих около 70 процентов населения, по словам Василия Никитина, называющего себя заместителем премьер-министра. Украина перестала выплачивать пенсии и зарплаты госслужащих на территории повстанцев в начале лета, оставив многих людей без дохода на несколько месяцев как раз перед вступлением конфликта в наиболее интнесивную фазу.
"Мало того, что они нас бомбят, они еще и не платят нам наших денег" - говорит Раиса Тарасова, пожилая женщина, отказавшаяся назвать свой возраст.
Власти повстанцев начали пробные платежи в наиболее пострадавших районах Луганска в конце сентября, выплачивая пенсионерам по 1800 гривен (140 долларов) в месяц. Они планируют распространить выплаты на оставшуюся часть города на этой неделе. Поскольку в республике нет действующих банков, пенсии выдаются наличными в отделениях почты, где каждое утро собираются большие толпы пожилых людей в надежде получить деньги.
Лица с инвалидностью или потерявшие имущество и близких в боевых действиях также имеют право на пособия. Один из законов даже устанавливает для семей мужчин, погибших в боях с украинской армией, единовременную компенсацию в 800 000 гривен (61 750 долларов).
Представители повстанцев уклончиво отвечают на вопросы о том, откуда берутся деньги республики, и дают абсолютно противоречивые ответы. Заместитель премьер-министра Никитин заявил, что бюджет составляется из десятков миллионов долларов, жертвуемых "местными бизнесменами", которые платят налоги добровольно. Винокуров, заместитель спикера парламента, заявил, что правительство имеет дефицитный бюджет и вообще не собирает налоги. После того, как несколько человек переадресовали вопросы в министерство финансов, корреспондент BuzzFeed News потратил час в поисках его в здании штаб-квартиры, и в итоге оказалось, что его не существует.
Винокуров признает, что создать финансовую систему будет сложно, пока Луганская Народная Республика остается государством-изгоем. В июне бывший лидер республики Валерий Болотов отправил 15 обращения к главам иностранных государств с просьбой признать ее независимость от Украины. Ответила только Южная Осетия, одна из двух крошечных республик, отколовшихся от Грузии после войны с Россией 2008 года. "Мы все еще работаем с Абхазией" - рассказал Винокуров.
С тех пор, как в августе Плотницкий сменил Болотова, руководство взяло на вооружение другой подход. После начала массовых протестов в Гонконге в прошлом месяце Винокуров отправил письмо китайскому правительству, выражая поддержку Луганской Народной Республикой разгона протестующих. Он до сих пор ждет ответа. На прошлой неделе Плотницкий написал обращение Путина, президенту США Бараку Обаме и премьер-министру Великобритании Девиду Кэмерону, призвав их возродить коалицию их стран против Гитлера и "денацифицировать" украинское правительство.
В ожидании ответов Луганская Народная Республика намеревается развиваться самостоятельно в меру собственных возможностей. Хотя повстанцы, их сторонники и Путин часто называют эту территорию "Новороссией", как будто это единое государство, повстанцы в Луганске даже не планируют слияния с Донецкой Народной Республикой. Плотницкий говорит, что редко разговаривает с Александром Захарченко, его донецким коллегой. У нас нет никаких разногласий, но у нас есть четкое понимание, что это две республики - две отдельные республики" - сказал он.
Помощь, сказал Плотницкий, должна будет придти откуда-то еще. Он посмотрел на небеса. Каждый день священники проводят по часу, проповедуя детям в школах о греховности западных ценностей, которые Плотницкий определяет как "гей-браки, лесбиянство и мужеложство". Он предсказывает "второй Содом и Гоморру", заявляя: "От Божьей кары не уйдешь".
"Ибо сказано: созданное Господом сохранится, а созданное человеческими руками разрушится" - заявил Плотников. "Мне кажется, суть ясна. Если рождение Республики - промысел божий, она состоится и будет жить несмотря ни на что, если же творение рук человеческих - она не выживет".
Луганская Народная Республика в некотором смысле существует в отдельной вселенной - настолько отрезанно от окружающего мира, что шестеро посетителей "Плакучей Ивы" как будто совершенно не имели понятия о риске, рассказывая двум американским репортерам, что они - российские солдаты, незаконно действующие в иностранном государстве.
У одного из них, по-видимому, офицера, сказавшего, что его зовут Слава, на форме была эмблема в виде российского флага, две звезды и надпись "ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ". "Вы нас здесь не видели" - сказал он, выходя из дверей с бутылкой водки в руке.
Макс Седдон