Война страшная, но чужая. Как воспринимают события в Донбассе в другой части страны
22-11-2014, 13:07Как воспринимают идущую в нашей стране войну на тех территориях Украины, где ее нет? Представляют ли масштабы катастрофы, происходящей в Донбассе? Видят в переселенцах с востока эмиссаров зла или сочувствуют их нелегкой судьбе? Война с другим лицом, война далекая и близкая… Что знают о ней люди, наши соотечественники, которые, к счастью, не умеют отличать по звуку залпы из ГРАДов от выстрелов из гаубиц, люди, не вздрагивающие от пролетающих самолетов и салютных залпов?
Война в телевизоре
Конечно же, главные источники информации о войне в Украине – это телевизор и интернет. Война – это, прежде всего, страх. А страх довольно часто приводит к отрицанию реальности. Можно долго спорить на тему того, масс-медиа ли формируют сознание людей, или же, наоборот, масс-медиа подстраиваются под народный спрос. Но есть один очевидный факт: правдивая картинка войны, идущей сегодня на востоке, со всеми ее оттенками мало кому интересна. Сегодня люди хотят не правды, а ответов, пусть нечестных, но успокаивающих. К примеру, если поставить на сайт рядом две новости, одну о том, что старики в Ровеньках умирают с голоду, а вторую о том, что на каком-то саммите у Путина случилось расстройство желудка, то вторую прочтут и прокомментируют гораздо больше людей.
О работе украинских СМИ во время войны очень много говорилось на прошедшем недавно во Львове втором медиа-форуме. На него собрались более 500 человек – в основном, молодая аудитория – много девушек-студенток. Они слушали журналистов, снимавших репортажи под огнем, а в перерывах делали жизнерадостные селфи. Однако в речах выступающих с мест очень часто звучала мысль о «мессианстве» в журналистике. Девушки говорили даже о том, что нужно вести «правдивую пропаганду».
Знаменитый фоторепортер Сергей Лойко сам себя называет «москалем из Техаса». Он неделю провел в обстреливаемом донецком аэропорту, сделал потрясающие снимки. Сергей, который побывал уже ни в одной горячей точке мира, с удивлением спрашивает у коллег – почему они не едут на фронт, не смотрят на все своими глазами? После этого эмоционального спича поднимается девушка и спрашивает: вот я, мол, была в Донбассе, говорила с местными, и что мне делать, как мне излагать их точку зрения, если Украине она не интересна? Понятное дело, что подобный вопрос профессионала ввел в ступор. Ведь он ездит в так называемую зону АТО за реальной картинкой, потому что не хочет довольствоваться сухими релизами Минобороны, после прослушивания которых война кажется такой далекой, словно идет где-то в Зимбабве.
Фото Сергея Лойко. Донецкий аэропорт.
Журналистка Настя Станко из Громадского телевидения также неоднократно была в зоне боевых действий. В ее репортажах война такая, как она есть. Без прикрас. Журналистка побывала в плену у боевиков ЛНР. Говорит, что выбраться оттуда ей помогли бойцы луганского «Беркута» те самые, которые штурмовали столичные профсоюзы во времена Майдана.
Настя Станко на передовой
- Украинские СМИ очень много пишут о наших военных, особенно уроженцах западных областей, которые воюют в Донбассе. Но очень мало сообщается о трагедии мирных жителей Донбасса, которые однажды утром просто проснулись в своем Снежном и услышали ГРАДы над головой, - говорит Настя.
Валерий Иванов - доцент кафедры журналистики КНУ имени Тараса Шевченко – родился в Луганске.
- Я – ватник, - в шутку говорит он о себе.
Валерий Феликсович убежден, что даже во время войны в центре внимания прессы должен быть человек, а не государство. По его словам, всего лишь 5% жителей Донбасса доверяют украинским СМИ.
-Население Донбасса просто выкидывают из информационного пространства страны, - считает он, утверждая, что реальные события в регионе абсолютно не совпадают с их трактовкой в масс-медиа Украины.
Интересное мнение высказал и блогер Денис Казанский, ранее проживавший в Донецке:
- Украинское общество не готово к правде о войне. Если украинская армия натворит косяков, то журналиста, написавшего об этом называют чуть ли не агентом РФ.
А вот журналист Роман Скрипин на лекции об Этике (!) козырнул фразой, что, дескать, жители Донбасса настолько специфичны, что годятся лишь для того, чтобы пить с ними водку. К чести организаторов форума, это был фактически единственный некорректный выпад в адрес украинцев, живущих на востоке страны. Большинство ораторов настаивали на том, что пробивать так называемую информационную стену Путина нужно не контрпропагандой, а правдой, классической журналистикой, которая не похищает у человека мозги, а наоборот заставляет думать…
Но, увы, зачастую мы видим на наших телеэкранах именно пародию на российскую пропаганду с минимальной критикой власти. И это довольно часто замечают иностранцы, имеющие правильное представление о демократии и свободе слова.
Процитирую одного из зарубежных гостей форума:
- Почему ваши журналисты не пишут, к примеру, о том, что Порошенко почти ничем не отличается от Януковича? О его сыне, который стал депутатом? Разве мало недостатков у нынешней власти? Но все критикуют в основном партию регионов. Война на Востоке – это хаос, отсутствие руководства и ужасная трагедия. Но об этом не говорится в СМИ. Запомните, чтобы СМИ получали инвестиции, им нужно говорить правду. Правда и баланс – это также лучшая защита от пропаганды. Помните об этом.
И еще одна иллюстрация. Кулуарная. Там во Львове, на форуме я познакомилась с человеком из Донецка. Мужчина не покинул родной город, он, что называется, вырвался во Львов, чтобы хотя бы пару дней отдохнуть от страшной реальности. Он с тоской вспоминает, что еще недавно Донецк был комфортным городом, ему очень хотелось бы, чтобы в центре Донецка вечером было также многолюдно и уютно, как во Львове. Но увы… Покинуть Донецк мужчина не может из-за матери, которая почти не ходит. Он выживает: научился быть осторожным, научился не бояться орудийных залпов, научился добывать деньги в новых условиях. Деньги за свою работу этот человек получает не в Донецке – умудрялся получать переводы в Ощадбанке. Но теперь уже нет у него такой возможности. Как он будет жить и содержать мать, оставшуюся без пенсии, неизвестно.
На его устах два вопроса: за что и когда все это закончится? А еще он хочет, как раньше, свободно ездить во Львов на игру «Шахтера» с «Карпатами»…
- Все, что я слышу о родном городе из уст людей, говорящем о нем – ложь. Сам я ничего сказать не могу, поскольку мне туда возвращаться. Может, это и жестоко, но я бы предложил участникам форума приехать к нам хотя бы на неделю. Тогда бы, может, и лжи вокруг стало меньше, - говорит он.
Говорили мы с ним долго и о разном: о коронном меседже «сами виноваты», о сдаче наших регионов, о том, что во время войны, как правило, стреляют все… Мы расстались, и я представила, что завтра он уедет в Донецк и затеряется в массе людей, которым некуда деться от страшной реальности. Реальности, которая не появится в телевизорах людей, ничего не знающих о войне…
Война в рассказах
Помимо телевизора о войне могут рассказать те, кто ее видел своими глазами. Это военные из зоны АТО и переселенцы из Донбасса.
… Покупаю на маленьком рынке в закарпатском городе Мукачево помидоры. Продавец внезапно спрашивает меня.
- Вы из Донецка?
- Из Луганска…
- Там сейчас стреляют?
- В самом городе – нет, на окраинах, но как жить там невозможно. Хотя люди живут…
- Кто виноват там во всем?
- Все…
Закарпатье – это наиболее удаленный от войны регион Украины. Регион пестрый, мультикультурный, мультиязычный. Услышать здесь можно всякое. Здесь даже есть те, которые боятся, что сюда придут… «бандеровцы». (Идти, конечно, ближе чем в Донбасс, только через Карпаты перебраться). Другие говорят, что война на востоке страны им безразлична, главное, чтобы нас не трогали, а вот если тронут то, мол, мало не покажется.
Впрочем, есть и такие, которые полностью посвящают себя волонтерской работе. В Мукачево в офисе местной Народной Рады работает штаб поддержки закарпатских военных.
Волонтеры собирают помощь для солдат – теплые вещи, посуду, продукты. Здесь же работает и благотворительная выставка-ярмарка. Народные умельцы делают поделки и рисуют картины, и продают. Все вырученные деньги идут в фонд помощи военным.
Татьяна Кравчук – пенсионерка из Мукачево. Она шьет игрушки для благотворительного аукциона, дежурит в штабе, продает поделки и выполняет другие обязанности волонтеров.
- Я не могу спокойно смотреть на то, как страдают наши ребята. В каком аду они варятся. В тяжелые моменты я говорю себе: Мы победим, и продолжаю выполнять свою работу, - говорит она.
В Ужгороде в фонде помощи военным трудится бывшая луганчанка Елена. Елена с мужем живут в столице Закарпатья уже полгода. Супруг Елены фотограф Евгений очень доволен, что переехал и говорит, что вряд ли уже вернется назад.
- У меня здесь дела даже лучше пошли, чем дома, - говорит он. – Закарпатцы они такие. Если одному сделаешь работу хорошо, он обязательно порекомендует тебя родственнику, другу, знакомому.
Что касается самих военных, прибывших из зоны АТО, в основном это Дебальцево Донецкой области, то, как признаются местные журналисты, после разговора с ними телевизору уже не веришь.
- Мне военные рассказывали, что в Донбассе к ним подходили бабушки, и говорили: -Сынок, сними шапку, хочу удостовериться, что у тебя там рог нет!, - рассказывает корреспондентка одного из закарпатских сайтов Александра Климова.
Недавно журналистка опубликовала интервью с одним из военных, побывавших в Донбассе. Ее собеседник говорит, что войну придумали специально, чтобы уничтожить лучших людей страны. В словах военного совсем нет ненависти к жителям востока, он с горечью отмечает, что власть ничего не сделала для сохранения мира в стране. Некоторые военные говорят, что больше ни за что не поедут в «зону АТО», трибунала они не боятся, ибо уверены – там, на войне их ждет смерть. Другие готовы снова отправится на фронт. Мотивируют так: «Там наши побратимы, мы не можем отлеживаться здесь, когда они в аду».
Издание «Голос Карпат» опубликовало интервью с бывшим луганчанином, который живет в Ужгороде и занимается бизнесом. В интервью луганчанин говорит о том, что во всем виноват Майдан, как сам чуть не стал ополченцем и как украинская армия обстреливает города Донбасса. Также он рассказал об отношении местных к переселенцам с Востока:
- В одном местном пабе барменша очень приветливо относилась ко мне, но когда узнала, что я оттуда… Со мною уже здоровается сквозь зубы. Тут все непривычно. Очень странно. Тут другие ценности, менталитет. Тут люди тащат больше к себе домой. Все культурные, добрые, приветливые, улыбаются тебе. Но при этом впечатление, что они думают, как на тебе нажиться, - говорит переселенец-аноним.
Алексей тоже из Луганска, уехал оттуда в конце июля, когда в доме пропали свет, вода и газ. Сейчас с женой и двумя маленькими детьми живет в Ужгороде. Он не согласен с тем, что переселенцев из Донбасса здесь обижают.
- У меня создалось впечатление, что нас, наоборот, чуть-чуть побаиваются. Особенно, когда речь заходит о разборках в барах, - шутит он. В Ужгород Алексей уехал по рекомендации друга, также луганчанина, который поехал сюда летом в свадебное путешествие, но домой, в Луганск не вернулся.
Алексей говорит, что с местными общается мало, работа у него – дистанционная, а помогают в основном свои, луганчане и дончане, которая также перебрались сюда.
-Были сложности, конечно, со снятием жилья. Риелторы одно время спрашивали сразу, откуда вы? Но виноваты в этом сами наши. Был ряд случаев, когда риелторов кинули. Вот из-за этого и началось, - говорит Алексей.
- Война в Донбассе – это безусловно последствия политики Путина и России, - считает известный закарпатский журналист и писатель Александр Гаврош. Александр Гаврош в Донбассе, в том числе и в Луганске, бывал до войны часто. Он говорит, что в регионе не было таких конфликтов, разрешить которые было бы невозможно в рамках политического диалога.
- Я не видел в луганчанах ни ненависти, ни злобы по отношению к представителя другой части Украины. Это все натворила Россия. Но почему люди поддались на провокацию? Ведь не вышло же у Путина такого сценария в других регионах, - говорит он.
Александр Гаврош считает, что жителей Донбасса после Майдана постигло великое разочарование. Ведь старый лидер их предал, а новые всегда были для них чужими.
- Тем не менее, сейчас все там стало намного хуже. Война закончится рано или поздно. Но, увы, золотые времена Донбасса – прожиты. Оттуда уже выехала масса умных людей, и сколько еще выедут, - считает он.
Говоря о проблемах переселенцев, журналист подчеркивает: сейчас для них главное – самоорганизоваться, установить между собой контакты.
- Им очень сейчас нужна моральная поддержка. Я думаю, сюда приехали украиноцентричные люди, и все у них будет хорошо. Ведь наш город Ужгород – многонациональный, здесь живут представители разных народов и регион, - говорит он.
Вместе с тем, Гаврош отмечает, что из городов Донбасса люди массово уезжали и раньше. Да и вообще миграция характерна для этого региона.
-В Ровеньках еще до войны из 80 тысяч населения остались всего 60. Здесь как? Если шахта закрылась, значит, люди выехали, потому что работы нет. А Краснодон вообще был построен в 30-х годах прошлого века. Для закарпатцев уйти со своих земель, где они укоренились, было бы трагедией. А жители Донбасса более мобильны в этом плане, - считает наш собеседник.
P.S. Во Львове коллега задала мне неожиданный вопрос.
- Как полюбить Донбасс? – спросила она.
-Может, сначала просто нужно полюбить людей… - ответила я.
Ответ ей понравился…
Яна ОСАДЧА