Холеный холенко и голодные бунты
4-03-2009, 14:09Следуя неписаной традиции, очередной свой «программный» опус Голенко обнародовал во вторник 24-го, ближе к концу дня. Дабы по максимуму отсрочить «молодогвардейские» комментарии к нему. Правда, фанаты оного «публициста» могут заявить в его оправдание, что уж на этот раз время для публикации Валерий Николаевич не выбирал. На сей раз, мол, его пригласили на совещание в Кабинет Министров, имевшее состояться как раз в указанную дату – вот к Юлии Владимировне свои претензии и обращайте…
Резонанс в вакууме
Ну, как дети, ей-Богу: «Я не виноват, что стекло разбилось – это Шурик (или, там, Юлька) мячик притащил(а), а я по нему только ногой уда-ари-ииил!..» Спрашивается, а зачем было на совещание таскаться? Что, глава представительской власти Луганщины всерьез надеялся урвать какие-то для себя преференции (я уже про преференции для населения и не заикаюсь)? При всей обширности административного ума в подобной глупости вряд ли признается. Следовательно, в Киев он летал именно для того, чтобы засветиться в выгодной для себя позиции. А потом разродиться очередным опусом на тему: «Много я Юльке про национальную политику толковал, да мало она поняла…»
Вышесказанное подтверждается уже тем, что на официальном сайте Луганского облсовета публикация заунывного голенкина спича предваряется сообщением о том, что он (спич) вызвал «значительный резонанс». А некоторая областная газета, ссылаясь на «достоверные источники», поведала, как Юлия Владимировна, выслушав луганского говоруна, просто восчувствовала! И припала она к лацкану его пиджака (фирмы «Большевичка»?), и горячим шепотом призналась, что до его выступления просто не представляла, как прозябает индустриальный Донбасс... Вот как-то так.
Ох, ребятушки! Лапшу развесили на раскидистых ваших ушках «достоверные источники». Сами посудите: чего такого мог сообщить премьерше Голенко, если практически тот же текст и в том же исполнении она уже имела удовольствие прослушать не далее, как 5 февраля с.г.? Когда там шли дебаты по поводу недоверия ее Кабинету. Что же до «значительного резонанса»… Парни (девицы?), вы давно в учебник физики заглядывали? Ну, хотя бы для того, чтобы правильно использовать непонятное слово. Вспоминайте: рота солдат переходит мост строевым шагом; конструкции его, придя в резонанс с частотой бодрого солдатского топанья, не выдерживают... А теперь представьте роту Голенок, декламирующих заунывную песнь свою. Произведет ли она (песнь) действие, хоть отдаленно напоминающее обрушение моста? То-то же.
Никого, включая премьер-министра, сольное выступление Валерия Николаевича не впечатлило. Скажем, на сайте Кабмина о встрече премьера с главами облсоветов 24 февраля повествует малюсенькая заметка, где даже такой фамилии – Голенко – не упоминается. Да что там кабминовский! – откройте сайт родимого облсовета. Там, для сравнения, под сообщением о конкурсе ваятельского дебилизма (тоже, кстати, помещенным 24 февраля) – на конец субботы был аж 61 комментарий. А вот «кабминовскую» речь «хозяина» ни один посетитель не удосужился оценить. То есть, выходит, он смотался (за счет налогоплательщиков) в столицу, чего-то там пробубнил с трибуны; слова его, слегка колебнув барабанные перепонки присутствующих, умерли под высоким потолком, не произведя ни малейшего воздействия на окружающих. Пресса, если не считать специально прикормленных медиа-холуев, дружно проигнорировала «историческую» речь. И только Капосный, как проклятый, вынужден вникать в таинственный смысл откровений уездного цицерона. Вот послал Бог работенку – в голенкином подсознании копаться!..
И что он сказал?
Строго говоря, по сравнению с речью 5 февраля, в данной таки наблюдается определенный прогресс. Уже в том хотя бы, что Голенко поопасился впрямую хамить Юлии Владимировне на ее территории и ни про какие одесские «понты» не вспоминал. Вместо этого он «вспомнил» то, чего не говорил: «В Верховной Раде свое выступление я закончил ссылкой на одного из американских президентов…»
То ли самого Валерия Николаевича память подвела, то ли «спичрайтеры» его подошли к своим обязанностям без должного рвения и не слишком внимательно читали парламентскую стенограмму. Возможно, они и «забили» в тот его спич слегка перевранную рейгановскую цитату, но регламент не позволил Голенке ее озвучить. Зато в Кабмине, по-видимому, его никто во времени не ограничивал, и он выдал: «Экономические неурядицы – это когда сосед теряет работу. Кризис – это когда работу теряешь ты сам. А выход из кризиса – когда работу теряют те, кто допустил, чтобы ты и сосед потеряли работу».
На самом деле еще не президент, а всего лишь кандидат в президенты США Рональд Рейган в своей избирательной кампании 1980 г. широко применял такой вот выпад против соперника: «Спад – это когда работу теряет твой сосед. Кризис – это когда работу теряешь ты сам. Оживление – это когда работу потеряет президент Картер». Было бы остроумно, подставь наш цицерон вместо Картера Тимошенко (или, там, Ющенко). А так – в смешном положении оказался он сам. Тем более, что последняя фраза в его исполнении получилась излишне громоздкой. Эффект от таковой ораторской неуклюжести снижается довольно ощутимо. Или авторы спича обреченно смирились с тем, что все равно никто этого ни слушать, ни читать не станет?
Чего еще добавил в свою печальную повесть Валерий Николаевич? Со всей комсомольской непосредственностью он донес до слушателей душераздирающую историю о воде Луганщины. Точнее, о ее отсутствии на вверенной ему территории. Приступая к чтению данного абзаца в его речи, я, было, решил, что он сейчас припомнит «Юльке», как она в 2005-м завернула януковичевы не то 70, не то 75 «водяных» миллионов. Однако грозный обличитель «оранжевого» скопидомства почему-то не воспользовался представившимся случаем, ограничившись легким самопиаром: «По сути, мы остались один на один с этими проблемами. Областной Совет принял решение о передаче крупнейшего предприятия ОКП “Компания “Лугансквода” в концессию сроком на 25 лет, имеющей опыт работы в сфере водоснабжения и отлично известной в Европе компании “Росводоканал”. Концессионер обязался вложить в компанию более 732 миллионов гривен, из них 500 – в первые пять лет».
Жаль, не сообщил он, в какой части Европы пользуется известностью «Росводоканал» (наверное, в его представлении, если Виргинские острова в Карибах – Британские, так это уже и Европа), и какого сорта та… известность. А заодно не отчитался, какую часть из названных 500 миллионов концессионер уже вложил в развитие «Луганскводы». Наверное, не хотел травмировать слушателей нулевыми и отрицательными величинами. Лично меня смутило вот что. Спикер облсовета говорит о 732 миллионах; его экономическая советница Валентина Татарчук тремя днями позже назвала почему-то 756 миллионов. Договорились бы они как-нибудь между собой. Как-никак, 24 млн. грн. – это же примерно сколько, сколько Голенко тратит на содержание своего аппарата. То есть – много.
«Конкретные» предложения
Я сначала глазам своим не поверил, но потом убедился: в речи прямо так и сказано: «Полагаю, что вопросы тарифной политики можно урегулировать несколькими путями…» Далее эти пути перечисляются: ввести мораторий на увеличение цены на энергоносители в течение финансового года; отменить корректировку цены на газ в зависимости от курса доллара и т.п. Что особенно позабавил п. 4 голенкиных «полагаю»: создать на центральном уровне независимый регуляторный орган по типу НКРЭ, вменив ему в компетенцию установление тарифов для тепло– и водоснабжающих предприятий. Причем последнее требует сотворить «как можно быстрее».
Напоминаю, это предлагает тот самый Голенко, который, парой абзацев выше, привычно жалуется, что «в структуре себестоимости одного кубометра (воды – А.К.) 83 процента составляют затраты, цены на которые регулируются государством». Иными словами, надо понимать так, что теперь он уже не мелочится: пусть родная держава регулирует все 100% составляющих тарифа. А для этого дела создадим еще одного административно-командного монстра. Уж не себя ли предлагает законченный федераст Голенко в руководители новой структуры?
На последнюю мысль наталкивает то обстоятельство, что оратор требует скорейшего учреждения нового регулирующего госоргана одновременно с мораторием на увеличение цен энергоносителей. Что же в таком разе НКРЭ-2 будет регулировать? Поди пойми этих уездных мыслителей-утопистов.
Почему утопистов? Да потому, что в переводе на общедоступный язык все голенкины «экономические» требования можно свести к одной фразе: «Уряд, дай денег!». Ведь в случае их реализации разницу между реальной стоимостью и номинальной величиной тарифов гасить придется из средств Госбюджета. Но и для местных властей это – паллиатив. Потому как трудно себе вообразить, что, добившись отсрочки по платежам, Голенко (или Кравченко С.И.) тут же примется ускоренными темпами модернизировать подвластное коммунальное хозяйство, внедрять энергосберегающие технологии и тому подобные инновации. Скорее всего они все силы положат на вымогательство у того же Центра новых дотаций и субвенций.
И с еще большим пылом начнут осуждать Кабмин (Президента, «оранжевую клику») за отсрочки с финансированием их (голенок) гениальных прожектов. Умудряется же вышеупомянутая Татарчук «наезжать» на правительство за то, что оно не компенсирует тарифную разницу частной лавочке – ООО «Лугансквода». Которая ни копейки из обещанных 500 миллионов не вложила, долги своего предместника не погасила и о своей бурной деятельности перед собственником не отчиталась. Я имею в виду не голенкин облсовет – это все временно нанятые «менеджеры»; речь о территориальных громадах Луганщины, которые собственниками комплекса водоснабжения являются согласно Конституции. Сколько ребята из ООО заработали на тарифе-666, сколько из них вложили в развитие объекта концессии и сколько – припрятали на острове Тортола – мы от них до сих пор не услышали. А потому подкидывать им еще деньги из нашего Госбюджета – не жирно ли будет?
«Ура, Россия! Лишь амбиция была б…»
Подозреваю, Голенко, вернувшись с заседания ВР, успел проштудировать «Молодогвардеец». Во всяком случае развивать свою излюбленную тему насчет того, как Киев обирает регионы, он не отважился. Наверное, подумал: «Черт знает; а ну, как Юлия Владимировна согласится и тут же подпишет постановление: «Оставлять все налоги и сборы Луганской области на ее территории, отменив полагающиеся ей дотации, субвенции и трансферты». Женщина она решительная – поди потом объясняйся с пенсионерами, куда их вспомоществования деваются». А вот от тезиса об экономической неполноценности Украины Валерий Николаевич отказываться не стал, хотя и смягчил его по возможности.
Вряд ли кто-то помнит, но 5 февраля Голенко сообщил народным депутатам настоящую антикризисную панацею:
– Считаю, что у нас сегодня есть только один путь сопротивления кризису – это немедленное изменение в лучшую сторону наших отношений с Россией, нужна совместная антикризисная программа.
Не будем оценивать всю глубину заложенной в данной формуле дури. Но ежели ты так считаешь, то – действуй, предлагай, обосновывай. Ори на всех перекрестках. Других путей ведь нет – по твоему собственному утверждению. На всех других путях нам – гаплык. Тебе – в том числе. Но Валерий Николаевич за 19 дней вдруг теряет свою категоричность и в Кабмине начинает прибегать к околичностям: «Точно так же максимально быстро надо определяться и с магистральным путем выхода из кризиса. У нас на востоке Украины считают, что это немедленное изменение в лучшую сторону наших отношений с Россией!»
Чувствуете разницу: вместо «единственный путь» – путь «магистральный» (т.е. допускаются и какие-то другие пути). Вместо «я считаю» – «у нас на Востоке считают». Отличие принципиальное. «Я», то есть председатель областного совета, в своем мнении опираюсь на выкладки и расчеты оравы советников, помощников, консультантов и целого информационно-аналитического отдела. А «у нас на Востоке» могут считать, что угодно.
К примеру, всего каких-нибудь 7 лет тому назад среднестатистический луганский обыватель пребывал в уверенности, что только Коммунистическая партия Украины под руководством несгибаемого ленинца Петра Николаевича Симоненко может вытащить Украину из пропасти. А всего через каких-то два года тот же обыватель готов был глотку перегрызть всякому, кто усомнился бы в мессианских качествах некоего дважды несудимого уроженца пролетарского города Енакиево. Как хотите, но общественное мнение ошибалось либо в первом, либо во втором случае. Хотя, не исключено, что и в обоих. Так и тут.
Впрочем, я не могу сказать с полной уверенностью, прав ли Валерий Николаевич – или не совсем. В подтверждение своего тезиса он не привел ни единого аргумента. А главное, он не сказал, что именно надо сделать украинскому руководству (да еще и в максимально короткие сроки), чтобы обитатели Кремля и Белого дома на Краснопресненской набережной города-героя Москвы перестали на нас дуться. Почему он скрыл свое знание от премьер-министра страны – даже не догадываюсь. Может, надеется, что именно ему поручат налаживать «хорошие отношения» с Дмитрием Анатольевичем и с Владимиром Владимировичем?
Напоследок отмечу самое неудачное место в голенкином спиче. Ну не надо было пугать пламенную Юлю голодным «народным» бунтом, по-пушкински «бессмысленным и беспощадным». В отличие от отчаянного теоретика Голенки, даже в спокойные периоды не высовывающего носа из своей «тойоты-авалона», она лично водила растревоженные народные толпы прямо под «беркутовские» щиты. Это сегодня мы знаем, что Кучма не отдавал приказа стрелять – тогда казалось возможным все. Но дело даже не в этой разнице опытов. Настоятельно рекомендую Валерию Николаевичу просмотреть видеозапись той части своей речи, где он рассказывает о бедствиях народных. Оценить монотонность собственной речи, присмотреться к холеным своим щечкам, лоснящимся от очень качественного питания... Эх, зря я это ляпнул. Боюсь, после выхода в свет этого номера «МГ» в штатном расписании Луганского областного совета появится еще визажист.
Рисовать на холеных лицах облсоветского руководства темные круги под глазами, оттенять морщинки на полированных лбах…