Эффективность мероприятий по энергосбережению в ЖКХ Луганской области равняется нулю
12-03-2009, 17:57
В 2008 году местные бюджеты 24 населенных пунктов Луганской области получили субвенцию из государственного бюджета на мероприятия по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве. Общая сумма – 17355,5 тыс.гривен. Субвенция была направлена на реализацию общегосударственной стратегии энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Украины, которая изложена в действующем законодательстве и, в первую очередь, в Законе Украины «Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы» № 1869-IV от 24.06.04г.
Суть общегосударственной программы энергосбережения: оснащение инженерных вводов многоквартирных домов средствами учета потребления воды и тепловой энергии, ремонт и реконструкция тепловых сетей и котельных. Соответственно на эти объекты были направлены государственные финансы. Следует отметить, что мероприятия по энергосбережению осуществлялись на основе софинансирования с местными бюджетами по принципу: областной центр – 30% от общей суммы, необходимой для финансирования объекта; город областного значения – 15%; город районного значения -5%.
Общественная организация «Луганский областной центр политических и социологических исследований «Политсоциум» провела мониторинг субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на мероприятия по энергосбережению (ЖКХ), в том числе оснащение инженерных вводов многоквартирных домов средствами учета потребления воды и тепловой энергии, ремонт и реконструкцию тепловых сетей и котельных. Мониторинг осуществлялся в пяти городах: г. Стаханов, г. Брянка, г. Красный Луч, г. Краснодон, г. Луганск. Проект реализовывался в рамках программы «Сприяння активній участі громадян у протидії корупції в Україні «Гідна Україна».
Общегосударственная стратегия энергосбережения предполагает развитие и модернизацию централизованного отопления. Но реальная политика местных властей в большинстве городов и районов Луганской области способствует развитию автономного (индивидуального) отопления коммунальных учреждений и квартир в многоквартирных домах. Так в городах проекта следующий процент коммунальных учреждений, имеющих автономное отопление: Стаханов -70%, Брянка – 75%, Красный Луч -57%, Краснодон – 70%, Луганск – 12%. Централизованное отопление имеют 59% всех квартир в Луганской области. При этом есть города, где явно преобладает индивидуальный обогрев жилья над централизованным: Краснодон, Кировск, Брянка, Стаханов, Свердловск, Красный Луч. Механизм получения субвенции определен Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.04.08г. № 395. Но в этом документе не учтено следующее: в абсолютном большинстве многоквартирных домов отопление квартир осуществляется как от централизованного, так и от индивидуального отопления. Поэтому в Постановлении отсутствуют критерии, которые определяют целесообразность ремонтных работ на объектах ЖКХ (котельные, теплотрассы), установку в домах счетчиков потребления тепловой энергии, холодной воды исходя из количества потребителей, которые будут получать услугу после финансирования объекта. Таким образом, законодательство, которое определяет стратегию энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, и механизм выделения субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на реализацию этой стратегии, являются несовершенными, не учитывает в полном объеме интересы территориальных громад.
При использовании субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на мероприятия по энергосбережению (ЖКХ) имели место нарушения установленной процедуры её использования, а так же случаи нерационального использования субвенции.
Некоторые примеры:
Органы местного самоуправления городов проекта в газетах своих территориальных громад, учрежденных соответствующими советами, фактически не информировали население об использовании субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на мероприятия по энергосбережению в части: информация об объектах ЖКХ, финансируемых за счет субвенции; объем выполняемых на этих объектах работ; результаты выполненных работ на объектах для населения; объем софинансирования из местного бюджета на объекты ЖКХ, финансируемых за счет субвенции.
Органы местного самоуправления городов проекта преимущественно «закрыты» для получения всесторонней информации об использовании субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на мероприятия по энергосбережению. Из 22 информационных запросов на 9 (41%) «Политсоциум» не получил информацию, которую запрашивал, при этом отказывали в предоставлении необходимых для мониторинга сведениях органы местного самоуправления четырех (из пяти) городов проекта. Не предоставлялась информация, которая конкретно показывала рациональность использования средств субвенции: стоимость приобретенных материалов и оборудования для производства работ на объектах; причины, по которым установленные счетчики учета потребления воды и тепловой энергии не используются при расчетах за потребленные услуги; динамика поступления средств субвенции в местный бюджет. Для защиты своих законных прав в получении информации «Политсоциум» направил два обращения в прокуратуру г. Краснодон.
Таким образом, органы местного самоуправления преимущественно «закрыты» для получения жителями и заинтересованными лицами всесторонней информации об использовании субвенции на мероприятия по энергосбережению (ЖКХ).
Суть общегосударственной программы энергосбережения: оснащение инженерных вводов многоквартирных домов средствами учета потребления воды и тепловой энергии, ремонт и реконструкция тепловых сетей и котельных. Соответственно на эти объекты были направлены государственные финансы. Следует отметить, что мероприятия по энергосбережению осуществлялись на основе софинансирования с местными бюджетами по принципу: областной центр – 30% от общей суммы, необходимой для финансирования объекта; город областного значения – 15%; город районного значения -5%.
Общественная организация «Луганский областной центр политических и социологических исследований «Политсоциум» провела мониторинг субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на мероприятия по энергосбережению (ЖКХ), в том числе оснащение инженерных вводов многоквартирных домов средствами учета потребления воды и тепловой энергии, ремонт и реконструкцию тепловых сетей и котельных. Мониторинг осуществлялся в пяти городах: г. Стаханов, г. Брянка, г. Красный Луч, г. Краснодон, г. Луганск. Проект реализовывался в рамках программы «Сприяння активній участі громадян у протидії корупції в Україні «Гідна Україна».
Общегосударственная стратегия энергосбережения предполагает развитие и модернизацию централизованного отопления. Но реальная политика местных властей в большинстве городов и районов Луганской области способствует развитию автономного (индивидуального) отопления коммунальных учреждений и квартир в многоквартирных домах. Так в городах проекта следующий процент коммунальных учреждений, имеющих автономное отопление: Стаханов -70%, Брянка – 75%, Красный Луч -57%, Краснодон – 70%, Луганск – 12%. Централизованное отопление имеют 59% всех квартир в Луганской области. При этом есть города, где явно преобладает индивидуальный обогрев жилья над централизованным: Краснодон, Кировск, Брянка, Стаханов, Свердловск, Красный Луч. Механизм получения субвенции определен Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.04.08г. № 395. Но в этом документе не учтено следующее: в абсолютном большинстве многоквартирных домов отопление квартир осуществляется как от централизованного, так и от индивидуального отопления. Поэтому в Постановлении отсутствуют критерии, которые определяют целесообразность ремонтных работ на объектах ЖКХ (котельные, теплотрассы), установку в домах счетчиков потребления тепловой энергии, холодной воды исходя из количества потребителей, которые будут получать услугу после финансирования объекта. Таким образом, законодательство, которое определяет стратегию энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, и механизм выделения субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на реализацию этой стратегии, являются несовершенными, не учитывает в полном объеме интересы территориальных громад.
При использовании субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на мероприятия по энергосбережению (ЖКХ) имели место нарушения установленной процедуры её использования, а так же случаи нерационального использования субвенции.
Некоторые примеры:
Заказчики – органы местного самоуправления городов проекта (г. Стаханов, г. Брянка, г. Красный Луч, г. Краснодон) осуществляли технический надзор за подрядчиком при проведении строительно-монтажных работ на объектах за счет субвенции в части контроля качества и объема выполненных работ не полностью. Это является нарушением Постановления Кабинета Министров Украины № 903 от 11.07.07г. «Об авторском и техническом надзоре во время строительства объекта архитектуры». В п.5.1. этого Постановления указано, что лица, осуществляющие технический надзор, проводят проверку соответствия объемов и качества выполненных строительно-монтажных работ проектно- сметной документации. Кроме того, специалисты органов местного самоуправления, осуществлявшие технический надзор, не имели специальной подготовки для этой деятельности. В нарушение п.3 этого Постановления у них отсутствовал квалификационный сертификат.
В 2008г. местный бюджет г. Красный Луч получил 1046,9 тыс.грн. на реконструкцию котельной № 3 и тепловых сетей микрорайона № 2. Решением Краснолучского городского совета № 6 от 11.02.09г. эксплуатация этих объектов прекращается с 15.04.09г., в связи с переходом коммунальных учреждений и квартир, которые они обслуживали, на индивидуальное отопление.
В 2008г. местные бюджеты четырех городов проекта получили 1142,9 тыс.грн. на оснащение инженерных вводов многоквартирных жилых домов средствами учета потребления воды и тепловой энергии: Стаханов – 180,7 тыс.грн., Брянка -78,5 тыс.грн., Краснодон – 151,0 тыс.грн., Луганск – 732,7 тыс.грн. За эти средства установлено 40 счетчиков учета потребления тепловой энергии и 5 счетчиков учета потребления воды (работы выполнены до 25.12.08г.). Но установленные счетчики не используются для расчетов с жителями за получаемые ими услуги. Кроме того, ранее за счет субвенции на энергосбережение (2007г.) в городах проекта (г. Стаханов, г. Брянка, г. Красный Луч, г. Краснодон, г. Луганск) было установлено 357 счетчиков учета потребления тепловой энергии. Из них 133 (37%) не введено в эксплуатацию. Так же за счет субвенции на энергосбережение (2007г.) было установлено 63 счетчика учета потребления воды,100% этих счетчиков не введены в эксплуатацию.
Органы местного самоуправления городов проекта в газетах своих территориальных громад, учрежденных соответствующими советами, фактически не информировали население об использовании субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на мероприятия по энергосбережению в части: информация об объектах ЖКХ, финансируемых за счет субвенции; объем выполняемых на этих объектах работ; результаты выполненных работ на объектах для населения; объем софинансирования из местного бюджета на объекты ЖКХ, финансируемых за счет субвенции.
Органы местного самоуправления городов проекта преимущественно «закрыты» для получения всесторонней информации об использовании субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на мероприятия по энергосбережению. Из 22 информационных запросов на 9 (41%) «Политсоциум» не получил информацию, которую запрашивал, при этом отказывали в предоставлении необходимых для мониторинга сведениях органы местного самоуправления четырех (из пяти) городов проекта. Не предоставлялась информация, которая конкретно показывала рациональность использования средств субвенции: стоимость приобретенных материалов и оборудования для производства работ на объектах; причины, по которым установленные счетчики учета потребления воды и тепловой энергии не используются при расчетах за потребленные услуги; динамика поступления средств субвенции в местный бюджет. Для защиты своих законных прав в получении информации «Политсоциум» направил два обращения в прокуратуру г. Краснодон.
Таким образом, органы местного самоуправления преимущественно «закрыты» для получения жителями и заинтересованными лицами всесторонней информации об использовании субвенции на мероприятия по энергосбережению (ЖКХ).
В.Иванов