Финансовая система мировой экономики загружена большим количеством денег неизвестного происхождения
16-03-2009, 09:05
Именно это обстоятельство является одной из причин мирового финансового кризиса. Сомнительные деньги и терроризм - это те риски, о которых общество должно как минимум серьезно задуматься, а максимум объединить усилия для того, чтобы не допускать катастроф. В этом убеждает начальник регионального отдела Государственного комитета финансового мониторинга Украины в Луганской области Леонтий Дудник, который согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
- Леонтий Иванович, в чем заключается проблема борьбы с отмыванием «грязных» денег и чем вообще является финансовый мониторинг на Украине.
Во всем мире проблема предотвращения и противодействия отмыванию «грязных» денег является определяющей в деле борьбы с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом. Отмывание средств и финансирование терроризма - проблемы глобального характера, которые угрожают международной безопасности и негативно влияют на стабильность, эффективность и прозрачность финансовых систем, и препятствуют развитию как мировой экономике, так и хозяйственной деятельности отдельной страны .
Главной проблемой борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем является объективная природа данного явления, которая связана с законами развития человеческого общества. Нужно осознать, что с составляющей корыстных преступлений, с отмыванием доходов можно бороться, но преодолеть возможно лишь при решении проблемы распределения мировых ценностей.
По определению известных ученых - политологов, экономистов, в основе существования человеческого общества лежит способ производства и потребления материальных благ, который осуществляется по распространенной форме, но с отставанием от постоянно растущих потребностей. Поэтому в течение истории существования человечества, в мире постоянно решается вопрос права владения материальными благами, которое закрепляется с помощью рыночных отношений, политики, военных действий, честным, преступным и многими другими путями. Украина - независимое государство, как часть мирового общества по общим и личными чертами развития также разрешает отмеченную проблему.
Бесспорным является тот факт, что в начале ХХІ века в экономике Украины завершен переход к рыночным отношениям, осуществлено первичное накопление капитала, проведена приватизация государственной и коммунальной собственности, установлен капиталистический способ развития общества, которое в условиях жестокой конкуренции владельцев средств производства направлено на получение максимальных прибылей и ставит цель перед большинством людей процветать, то есть быть богатыми. Степень успеха в достижении богатства определяется владением наибольшим количеством денег в разных их формах, наличием стабильного и прибыльного бизнеса, движимого и недвижимого имущества, возможностью тратить средства на собственное усмотрение. Для некоторых, а может быть, и многих людей в Украине (об исследовании в этом направлении пока мало известно) достичь успеха и быть богатым более важно, чем быть честным. В период, когда институты государства не обеспечивают надлежащего правового оформления системы бизнеса и не создают надлежащие условия рационального функционирования рыночной экономики, многие предприниматели при организации бизнеса и ведении дел допускают правовые нарушения, а временами появляются тенденции подчинения государственной экономической стратегии корыстным специфическим интересам криминальных структур. Правоохранительная система обнаруживает все новые и новые виды финансовых правонарушений в кредитно-банковской и бюджетной сферах, злоупотребление во внешнеэкономической деятельности, на рынке инвестиций и приватизации, в сферах страхования, рынка ценных бумаг, при налогообложении, банкротстве, а сколько еще остается не обнаруженными. В последнее время все чаще доходы от разных видов преступной деятельности, таких как: контрабанда, распространение наркотиков, вымогательство, мошенничество, незаконная торговля оружием, проституция и др., с помощью технологий, которые обеспечивают движение легальных финансовых потоков, втягиваются в систему «отмывания» для легализации денег и получения незаконной прибыли. Отмеченные правонарушения создают финансовую базу для укрепления и развития организованной преступной деятельности и коррупции. Поэтому борьба с ними должна осуществляться всеми странами, по разным направлениям, всеми возможными правовыми методами, с использованием новейших технологий и технических средств. По исследованиям и выводам современных экспертов правительства стран проиграли в борьбе против финансовой экономической преступности, и теперь эту проблему в Украине, осуществляя финансовый мониторинг, должна решать национальная система борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, к которой принадлежат: Государственный комитет финансового мониторинга Украины как специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга - центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, субъекты первичного финансового мониторинга (финансовые посредники банковских и небанковских учреждений), субъекты государственного финансового мониторинга - регуляторы деятельности финансовых учреждений, правоохранительные органы и контролирующие органы, другие органы государственной власти, органы которые способствуют борьбе с отмыванием доходов на международном уровне. Следовательно можно определить, что финансовый мониторинг - это мероприятия участников национальной системы по предотвращению и противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, которые предусматривают:
- идентификацию клиентов;
- выявление финансовых операций, которые могут касаться легализации преступных доходов и финансирования терроризма, и направления информации, о таких операциях и их участниках в Госфинмониторинг Украины, - главное задание субъектов первичного финансового мониторинга;
- сбор обработку и анализ информации о таких операциях; направление обобщенных материалов об обнаруженных возможных схемах отмывания к правоохранительным органам - главное задание Государственного комитета финансового мониторинга;
- осуществление контроля за субъектами первичного финансового мониторинга - главное задание субъектов государственного финансового мониторинга.
- Леонтий Иванович, чем занимается возглавляемый Вами отдел на Луганщине? Сколько сотрудников в нем работает?
Вполне очевидно, что проблема потоков «грязных» средств является угрозой для общества. После 11 сентября 2001 человечеству понятно, что существует еще одна серьезная угроза - терроризм. А он, как известно, не может существовать без определенных финансовых вливаний. Поэтому внимание к проблеме происхождения средств и последующего их использования является актуальным. Есть международная институция FATF, которая контролирует эту ситуацию. Украина приобщилась к процессу с 2001 года, в результате чего был принят Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», а затем был создан специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга, то есть Государственный комитет финансового мониторинга Украины, который является подразделением финансовой разведки административного типа, но не является правоохранительным органом, у него отсутствуют оперативные и следственные функции. Созданный 18 января 2006 года, Региональный отдел Госфинмониторинга Украины в Луганской области является его структурным подразделением. В отделе работает 7 сотрудников.
Основными направлениями деятельности Регионального отдела Госфинмониторинга Украины в Луганской области является:
- сопровождение направленных в правоохранительные органы региона обобщенных материалов и дополнительных материалов с признаками подозрения в отмывании средств (за период деятельности отдела их количество составляет 225).
- налаживание на региональном уровне взаимодействия с подразделениями органов власти в сфере противодействия отмыванию средств и финансирования терроризма (заключено 17 соглашений о сотрудничестве);
- формирование регионального реестра субъектов первичного финансового мониторинга ( свыше 500 участников реестра - финансовых и не финансовых учреждений региона);
- координация и методическое обеспечение деятельности субъектов первичного финансового мониторинга.
- В Вашем отделе работает всего семеро сотрудников. Они справляются с работой? Кто они по специальности?
Безусловно, требования к образованию и опыту наших работников достаточно высоки. Они должны иметь высшее юридическое, экономическое образование, разбираться в компьютерных технологиях. Стаж работы в государственных органах должен быть не менее трех лет. Я имею опыт руководителя в государственной финансовой системе более 15 лет. У нас в подразделении работает бывший начальник УМВД, бывший сотрудник оперативного подразделения УМВД, начальник отдела финансового мониторинга банка, бывший юрисконсульт службы безопасности и правой защиты банка и сертифицированный специалист, по вопросам информационных технологий. Каждый работает по своей линии.
- Нескромный вопрос о деньгах. Зарплата ваших работников является достаточно высокой, чтобы они были заинтересованы отслеживать процессы, которые вы упоминали и не брать взятки от тех лиц, которые как-то причастны к отмыванию средств? Ведь мы все понимаем, что в случаях, которые вы отслеживаете, идет речь об очень больших деньгах
Есть определенные режимы информационных технологий, которые позволяют отслеживать такие вещи. На региональном уровне мы вообще не можем быть причастны к коррупционным действиям, потому что анализ проводится лишь в центре. По исследованиям современных ученых, наибольший риск коррупции существует в странах, где государственные служащие, полиция, таможенные органы, сотрудники финансовых учреждений получают низкие зарплаты. Данный вывод правительства стран должны осознавать.
- Над чем работают сотрудники отдела, какие задания Госфинмониторинга выполняют на региональном уровне?
В первую очередь, это совершенствование работы региональных участников единой государственной системы финансового мониторинга, в которую входят все контролирующие и правоохранительные государственные органы. Вторая функция - это помощь субъектам первичного финансового мониторинга, а к таким относятся те юридические лица и их отдельные подразделения, которые проводят финансовые операции: банки, кредитные союзы, страховые компании, субъекты игорного бизнеса и так далее. Согласно действующего законодательства они обязаны предоставлять информацию о финансовых операциях, которые подходят под критерии финансового мониторинга.
- Какая же информация может отвечать такому критерию?
Это отдельная тема. Перечень операций большой. В первую очередь - это не привычные финансовые операции. Те, которые не связаны с основной деятельностью того или иного субъекта. Или если финансовая операция крупными суммами проведена в один день - она также становится предметом исследования. Бывают, что крупные финансовые операции начинают проводиться сразу после регистрации субъекта, и много других операций, которые имеют признаки обязательного внутреннего мониторинга, признаки принадлежности к финансированию террористической деятельности по соответствующим статьями закона Украины «О предотвращении и противодействую легализации доходов, полученных преступным путем».
Но вернемся к деятельности отдела, работники которого прилагают немало усилий для сопровождения обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов Госфинмониторинга Украины направленных правоохранительным органам региона.У нас ними налажено плодотворное сотрудничество и обмен информацией во время проверок материалов и расследования уголовных дел, которые возбуждены органами следствия по их результатам. С 2005 года по материалам Госфинмониторинга Украины было возбуждено более 100 уголовных дел.
- Какие именно правоохранительные структуры возбуждали уголовные дела о которых идет речь?
Уголовные дела соответствующей категории возбуждали региональные органы прокуратуры - 42; государственной налоговой администрации - 31; внутренних дел - 26; службы безопасности Украины - 1. У нас налажено взаимодействие с этими структурами. Мы не имеем права проверять и расследовать. Это компетенция правоохранительных органов, а мы лишь направляем информацию, которую получаем от банков, кредитных союзов, страховых компаний и тому подобное. Согласно действующего законодательства, они обязаны предоставлять в рамках обязательного финансового мониторинга и по письменным требованиям Госфинмониторинга информацию относительно финансовых операций, которые подлежали мониторингу. Есть случаи, когда мы были вынуждены составлять административные протоколы на банковских работников, и работников небанковских финансовых структур, ответственных за осуществления финансового мониторинга, которые несвоевременно подали информацию.
Считаю необходимым дать информацию относительно рассмотрения категории уголовных дел, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем детальнее. В судебные органы Луганской области стала поступать данная категория уголовных дел и на настоящее время по ним вынесено 29 судебных приговоров и привлечены к ответственности виновные. И такое состояние можно считать достижением. Но позволю себе обратить внимание, что не все так гладко и блестяще происходит на практике, как кажется на первый взгляд, из нашего разговора. Одним из районных судов нашей области рассмотрено уголовное дело по материалам Госфинмониторинга Украины. Сумы средств, которые подозревались в отмывании были достаточно солидными. Если нарисовать на бумаге схемы тех подозрительных финансовых сделок, то нужно пару квадратных метров бумаги, а в суд пришло всего на один квадратный сантиметр.
Здесь есть много причин. Дела очень сложны. Здесь же не идет речь о краже мобильного телефона из кармана. Чтобы такие дела расследовать должно быть желание, время, опыт и квалификация. Но, главнее всего, общество должно понять для себя опасность этого явления. Как правило, общество обращает внимание на очевидные угрозы. Если бегает мужчина с топором по улицы, то всем понятно, что он - опасен. Но, когда путем определенных финансовых операций выводятся миллиарды из страны, то никто этого не видит и не слышит. Но может эти средства используются на то, чтобы финансировать организацию, которая потом направляет самолеты на небоскребы в Нью-Йорке. Лишь тогда люди спрашивают себя, а откуда это все взялось. Поэтому я считаю, что каждая страна должна, используя существующий опыт, применять мероприятия по противодействию легализации средств преступного происхождения, по установленным стандартам и наилучшими способами.
Кстати, с 22 сентября по 1 октября 2008 проведен третий раунд оценки Украины экспертами из международной организации MONEYVAL (Специальный Комитет экспертов Совета Европы по вопросам взаимной оценки мероприятий противодействия отмыванию денег). Представители спецкомитета Совета Европы имели возможность непосредственно на местах ознакомиться с работой органов местного самоуправления относительно борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма. В частности, члены MONEYVAL посетили Автономную Республику Крым, Львовскую и Донецкую области. Перед странами, которые приобщились к борьбе с отмыванием средств, ставятся определенные задания, так как они должны отвечать определенным критериям. В первую очередь, идет речь об адаптации национального законодательства, создания национальных систем, и так далее Все расписано шаг за шагом, что должна та или иная страна сделать. Официальные результаты оценивания Украины будут обнародованы на сайте FATF.
- Чего стоит ожидать Украине от такой ревизии? С вашей точки зрения, Украина выполнила в отчетный период те задания, которые ей были поставлены?
Наше законодательство адаптировано к требованиям MONEYVAL? Еще нет. В Верховной Раде лежат проекты изменений нескольких Законов. В частности, и Закона «О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», потому что то, что было принято, - это лишь первый шаг. В принципе, не предусмотрено мониторингом таких вещей, как операции с недвижимостью, как вопросы, связанные с обращением драгоценных металлов, не урегулированны вопросы игорного бизнеса. Этот перечень, конечно, можно продолжать. Вы знаете сколько нынешних актуальных проблем, связаны с землей. Я думаю, что эксперты обратят на это внимание. Изменения к Законам приняты лишь в первом чтении. Все связано с тем, что политический кризис остановил законодательную работу в Украине. Я допускаю, что выводы международных экспертов будут объективными и предоставят возможность последующего усовершенствования системы .
- Но, если выводы международных экспертов не будут иметь позитивного характера. Отразится ли это на рейтингах Украины?
Международные институции всегда положительно относятся к тем странам, которые прислушиваются к их рекомендациям и придерживаются обязательств. Когда Украина не торопилась принимать определенные законы, то к ней были применены соответствующие санкции. Что это означает? Если определенную финансовую операцию можно провести за час, то в условиях действия санкций та же процедура будет проведена на протяжении недель и даже месяцев. То есть, в первую очередь страдает отечественный бизнес. В том, чтобы законодательство было усовершенствовано, в первую очередь заинтересован честный бизнес.
- Консультируются ли с вами отечественные бизнесмены, относительно того, стоит ли иметь дело с потенциальным иностранным партнером или инвестором?
Мы не предоставляем консультационные услуги. Наша информация является закрытой. Есть криминальная ответственность за разглашение информации Госфинмониторинга. Даже, если работник банка подает нам информацию, а затем звонит тому человеку, относительно которого она предоставлена и сообщает ему о факте подачи такой информации, то относительно такого работника банка будет нарушено уголовное дело. Но использование иностранных ресурсов, которые содержат коммерческую информацию, таких как WORLD - CHECK, LEXIS - NEXIS, Dun & Bradstreet и баз данных по отдельным странам, направленное на повышение эффективности принципа “ знай своего клиента” ( КУС) и “ надлежащей проверки” (due dilligence), в пределах консультативной помощи, Госфинмониторинга Украины предлагается субъктам первичного мониторинга для возможности проверить клиентов.
- Леонтий Иванович, как с вашей точки зрения, в последующем будет осуществляться Госфинмониторинг в Украине?
- Наше нынешнее задание организовать работу так, чтобы к Украине, как к государству, не было претензий. Чтобы на наших бизнесменов нормально смотрели во всех мировых банковских учреждениях, чтобы было понимание того, что эти люди из того государства, которое играет по правилам. Нужно адаптировать свое законодательство к европейским стандартам. Не может же быть такого, чтобы человек вчера бомжевал, а сегодня выносит из банка миллион долларов. Вы бы попробовали в США пойти в банк и получить такую сумму, чтобы никто не поинтересовался откуда такие деньги. Наше задание, чтобы Украина выглядела достойно. Национальная система противодействия легализации доходов полученных преступным путем должна гибко реагировать на новую ситуацию, которую определяют много факторов. Стоит принять во внимание и вступление Украины в ВТО, что делает открытым для мира ее банковский сектор; и выход украинских предприятий и промышленно-финансовых групп на IPO через фондовые биржи, и факт усиления Украины, как транзитного государства между Европой и Россией и странами исламского мира, мировой финансовый кризис и его последствия и много других факторов.
- Леонтий Иванович, в чем заключается проблема борьбы с отмыванием «грязных» денег и чем вообще является финансовый мониторинг на Украине.
Во всем мире проблема предотвращения и противодействия отмыванию «грязных» денег является определяющей в деле борьбы с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом. Отмывание средств и финансирование терроризма - проблемы глобального характера, которые угрожают международной безопасности и негативно влияют на стабильность, эффективность и прозрачность финансовых систем, и препятствуют развитию как мировой экономике, так и хозяйственной деятельности отдельной страны .
Главной проблемой борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем является объективная природа данного явления, которая связана с законами развития человеческого общества. Нужно осознать, что с составляющей корыстных преступлений, с отмыванием доходов можно бороться, но преодолеть возможно лишь при решении проблемы распределения мировых ценностей.
По определению известных ученых - политологов, экономистов, в основе существования человеческого общества лежит способ производства и потребления материальных благ, который осуществляется по распространенной форме, но с отставанием от постоянно растущих потребностей. Поэтому в течение истории существования человечества, в мире постоянно решается вопрос права владения материальными благами, которое закрепляется с помощью рыночных отношений, политики, военных действий, честным, преступным и многими другими путями. Украина - независимое государство, как часть мирового общества по общим и личными чертами развития также разрешает отмеченную проблему.
Бесспорным является тот факт, что в начале ХХІ века в экономике Украины завершен переход к рыночным отношениям, осуществлено первичное накопление капитала, проведена приватизация государственной и коммунальной собственности, установлен капиталистический способ развития общества, которое в условиях жестокой конкуренции владельцев средств производства направлено на получение максимальных прибылей и ставит цель перед большинством людей процветать, то есть быть богатыми. Степень успеха в достижении богатства определяется владением наибольшим количеством денег в разных их формах, наличием стабильного и прибыльного бизнеса, движимого и недвижимого имущества, возможностью тратить средства на собственное усмотрение. Для некоторых, а может быть, и многих людей в Украине (об исследовании в этом направлении пока мало известно) достичь успеха и быть богатым более важно, чем быть честным. В период, когда институты государства не обеспечивают надлежащего правового оформления системы бизнеса и не создают надлежащие условия рационального функционирования рыночной экономики, многие предприниматели при организации бизнеса и ведении дел допускают правовые нарушения, а временами появляются тенденции подчинения государственной экономической стратегии корыстным специфическим интересам криминальных структур. Правоохранительная система обнаруживает все новые и новые виды финансовых правонарушений в кредитно-банковской и бюджетной сферах, злоупотребление во внешнеэкономической деятельности, на рынке инвестиций и приватизации, в сферах страхования, рынка ценных бумаг, при налогообложении, банкротстве, а сколько еще остается не обнаруженными. В последнее время все чаще доходы от разных видов преступной деятельности, таких как: контрабанда, распространение наркотиков, вымогательство, мошенничество, незаконная торговля оружием, проституция и др., с помощью технологий, которые обеспечивают движение легальных финансовых потоков, втягиваются в систему «отмывания» для легализации денег и получения незаконной прибыли. Отмеченные правонарушения создают финансовую базу для укрепления и развития организованной преступной деятельности и коррупции. Поэтому борьба с ними должна осуществляться всеми странами, по разным направлениям, всеми возможными правовыми методами, с использованием новейших технологий и технических средств. По исследованиям и выводам современных экспертов правительства стран проиграли в борьбе против финансовой экономической преступности, и теперь эту проблему в Украине, осуществляя финансовый мониторинг, должна решать национальная система борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, к которой принадлежат: Государственный комитет финансового мониторинга Украины как специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга - центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, субъекты первичного финансового мониторинга (финансовые посредники банковских и небанковских учреждений), субъекты государственного финансового мониторинга - регуляторы деятельности финансовых учреждений, правоохранительные органы и контролирующие органы, другие органы государственной власти, органы которые способствуют борьбе с отмыванием доходов на международном уровне. Следовательно можно определить, что финансовый мониторинг - это мероприятия участников национальной системы по предотвращению и противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, которые предусматривают:
- идентификацию клиентов;
- выявление финансовых операций, которые могут касаться легализации преступных доходов и финансирования терроризма, и направления информации, о таких операциях и их участниках в Госфинмониторинг Украины, - главное задание субъектов первичного финансового мониторинга;
- сбор обработку и анализ информации о таких операциях; направление обобщенных материалов об обнаруженных возможных схемах отмывания к правоохранительным органам - главное задание Государственного комитета финансового мониторинга;
- осуществление контроля за субъектами первичного финансового мониторинга - главное задание субъектов государственного финансового мониторинга.
- Леонтий Иванович, чем занимается возглавляемый Вами отдел на Луганщине? Сколько сотрудников в нем работает?
Вполне очевидно, что проблема потоков «грязных» средств является угрозой для общества. После 11 сентября 2001 человечеству понятно, что существует еще одна серьезная угроза - терроризм. А он, как известно, не может существовать без определенных финансовых вливаний. Поэтому внимание к проблеме происхождения средств и последующего их использования является актуальным. Есть международная институция FATF, которая контролирует эту ситуацию. Украина приобщилась к процессу с 2001 года, в результате чего был принят Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», а затем был создан специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга, то есть Государственный комитет финансового мониторинга Украины, который является подразделением финансовой разведки административного типа, но не является правоохранительным органом, у него отсутствуют оперативные и следственные функции. Созданный 18 января 2006 года, Региональный отдел Госфинмониторинга Украины в Луганской области является его структурным подразделением. В отделе работает 7 сотрудников.
Основными направлениями деятельности Регионального отдела Госфинмониторинга Украины в Луганской области является:
- сопровождение направленных в правоохранительные органы региона обобщенных материалов и дополнительных материалов с признаками подозрения в отмывании средств (за период деятельности отдела их количество составляет 225).
- налаживание на региональном уровне взаимодействия с подразделениями органов власти в сфере противодействия отмыванию средств и финансирования терроризма (заключено 17 соглашений о сотрудничестве);
- формирование регионального реестра субъектов первичного финансового мониторинга ( свыше 500 участников реестра - финансовых и не финансовых учреждений региона);
- координация и методическое обеспечение деятельности субъектов первичного финансового мониторинга.
- В Вашем отделе работает всего семеро сотрудников. Они справляются с работой? Кто они по специальности?
Безусловно, требования к образованию и опыту наших работников достаточно высоки. Они должны иметь высшее юридическое, экономическое образование, разбираться в компьютерных технологиях. Стаж работы в государственных органах должен быть не менее трех лет. Я имею опыт руководителя в государственной финансовой системе более 15 лет. У нас в подразделении работает бывший начальник УМВД, бывший сотрудник оперативного подразделения УМВД, начальник отдела финансового мониторинга банка, бывший юрисконсульт службы безопасности и правой защиты банка и сертифицированный специалист, по вопросам информационных технологий. Каждый работает по своей линии.
- Нескромный вопрос о деньгах. Зарплата ваших работников является достаточно высокой, чтобы они были заинтересованы отслеживать процессы, которые вы упоминали и не брать взятки от тех лиц, которые как-то причастны к отмыванию средств? Ведь мы все понимаем, что в случаях, которые вы отслеживаете, идет речь об очень больших деньгах
Есть определенные режимы информационных технологий, которые позволяют отслеживать такие вещи. На региональном уровне мы вообще не можем быть причастны к коррупционным действиям, потому что анализ проводится лишь в центре. По исследованиям современных ученых, наибольший риск коррупции существует в странах, где государственные служащие, полиция, таможенные органы, сотрудники финансовых учреждений получают низкие зарплаты. Данный вывод правительства стран должны осознавать.
- Над чем работают сотрудники отдела, какие задания Госфинмониторинга выполняют на региональном уровне?
В первую очередь, это совершенствование работы региональных участников единой государственной системы финансового мониторинга, в которую входят все контролирующие и правоохранительные государственные органы. Вторая функция - это помощь субъектам первичного финансового мониторинга, а к таким относятся те юридические лица и их отдельные подразделения, которые проводят финансовые операции: банки, кредитные союзы, страховые компании, субъекты игорного бизнеса и так далее. Согласно действующего законодательства они обязаны предоставлять информацию о финансовых операциях, которые подходят под критерии финансового мониторинга.
- Какая же информация может отвечать такому критерию?
Это отдельная тема. Перечень операций большой. В первую очередь - это не привычные финансовые операции. Те, которые не связаны с основной деятельностью того или иного субъекта. Или если финансовая операция крупными суммами проведена в один день - она также становится предметом исследования. Бывают, что крупные финансовые операции начинают проводиться сразу после регистрации субъекта, и много других операций, которые имеют признаки обязательного внутреннего мониторинга, признаки принадлежности к финансированию террористической деятельности по соответствующим статьями закона Украины «О предотвращении и противодействую легализации доходов, полученных преступным путем».
Но вернемся к деятельности отдела, работники которого прилагают немало усилий для сопровождения обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов Госфинмониторинга Украины направленных правоохранительным органам региона.У нас ними налажено плодотворное сотрудничество и обмен информацией во время проверок материалов и расследования уголовных дел, которые возбуждены органами следствия по их результатам. С 2005 года по материалам Госфинмониторинга Украины было возбуждено более 100 уголовных дел.
- Какие именно правоохранительные структуры возбуждали уголовные дела о которых идет речь?
Уголовные дела соответствующей категории возбуждали региональные органы прокуратуры - 42; государственной налоговой администрации - 31; внутренних дел - 26; службы безопасности Украины - 1. У нас налажено взаимодействие с этими структурами. Мы не имеем права проверять и расследовать. Это компетенция правоохранительных органов, а мы лишь направляем информацию, которую получаем от банков, кредитных союзов, страховых компаний и тому подобное. Согласно действующего законодательства, они обязаны предоставлять в рамках обязательного финансового мониторинга и по письменным требованиям Госфинмониторинга информацию относительно финансовых операций, которые подлежали мониторингу. Есть случаи, когда мы были вынуждены составлять административные протоколы на банковских работников, и работников небанковских финансовых структур, ответственных за осуществления финансового мониторинга, которые несвоевременно подали информацию.
Считаю необходимым дать информацию относительно рассмотрения категории уголовных дел, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем детальнее. В судебные органы Луганской области стала поступать данная категория уголовных дел и на настоящее время по ним вынесено 29 судебных приговоров и привлечены к ответственности виновные. И такое состояние можно считать достижением. Но позволю себе обратить внимание, что не все так гладко и блестяще происходит на практике, как кажется на первый взгляд, из нашего разговора. Одним из районных судов нашей области рассмотрено уголовное дело по материалам Госфинмониторинга Украины. Сумы средств, которые подозревались в отмывании были достаточно солидными. Если нарисовать на бумаге схемы тех подозрительных финансовых сделок, то нужно пару квадратных метров бумаги, а в суд пришло всего на один квадратный сантиметр.
- Почему так получилось?
Здесь есть много причин. Дела очень сложны. Здесь же не идет речь о краже мобильного телефона из кармана. Чтобы такие дела расследовать должно быть желание, время, опыт и квалификация. Но, главнее всего, общество должно понять для себя опасность этого явления. Как правило, общество обращает внимание на очевидные угрозы. Если бегает мужчина с топором по улицы, то всем понятно, что он - опасен. Но, когда путем определенных финансовых операций выводятся миллиарды из страны, то никто этого не видит и не слышит. Но может эти средства используются на то, чтобы финансировать организацию, которая потом направляет самолеты на небоскребы в Нью-Йорке. Лишь тогда люди спрашивают себя, а откуда это все взялось. Поэтому я считаю, что каждая страна должна, используя существующий опыт, применять мероприятия по противодействию легализации средств преступного происхождения, по установленным стандартам и наилучшими способами.
Кстати, с 22 сентября по 1 октября 2008 проведен третий раунд оценки Украины экспертами из международной организации MONEYVAL (Специальный Комитет экспертов Совета Европы по вопросам взаимной оценки мероприятий противодействия отмыванию денег). Представители спецкомитета Совета Европы имели возможность непосредственно на местах ознакомиться с работой органов местного самоуправления относительно борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма. В частности, члены MONEYVAL посетили Автономную Республику Крым, Львовскую и Донецкую области. Перед странами, которые приобщились к борьбе с отмыванием средств, ставятся определенные задания, так как они должны отвечать определенным критериям. В первую очередь, идет речь об адаптации национального законодательства, создания национальных систем, и так далее Все расписано шаг за шагом, что должна та или иная страна сделать. Официальные результаты оценивания Украины будут обнародованы на сайте FATF.
- Чего стоит ожидать Украине от такой ревизии? С вашей точки зрения, Украина выполнила в отчетный период те задания, которые ей были поставлены?
Наше законодательство адаптировано к требованиям MONEYVAL? Еще нет. В Верховной Раде лежат проекты изменений нескольких Законов. В частности, и Закона «О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», потому что то, что было принято, - это лишь первый шаг. В принципе, не предусмотрено мониторингом таких вещей, как операции с недвижимостью, как вопросы, связанные с обращением драгоценных металлов, не урегулированны вопросы игорного бизнеса. Этот перечень, конечно, можно продолжать. Вы знаете сколько нынешних актуальных проблем, связаны с землей. Я думаю, что эксперты обратят на это внимание. Изменения к Законам приняты лишь в первом чтении. Все связано с тем, что политический кризис остановил законодательную работу в Украине. Я допускаю, что выводы международных экспертов будут объективными и предоставят возможность последующего усовершенствования системы .
- Но, если выводы международных экспертов не будут иметь позитивного характера. Отразится ли это на рейтингах Украины?
Международные институции всегда положительно относятся к тем странам, которые прислушиваются к их рекомендациям и придерживаются обязательств. Когда Украина не торопилась принимать определенные законы, то к ней были применены соответствующие санкции. Что это означает? Если определенную финансовую операцию можно провести за час, то в условиях действия санкций та же процедура будет проведена на протяжении недель и даже месяцев. То есть, в первую очередь страдает отечественный бизнес. В том, чтобы законодательство было усовершенствовано, в первую очередь заинтересован честный бизнес.
- Консультируются ли с вами отечественные бизнесмены, относительно того, стоит ли иметь дело с потенциальным иностранным партнером или инвестором?
Мы не предоставляем консультационные услуги. Наша информация является закрытой. Есть криминальная ответственность за разглашение информации Госфинмониторинга. Даже, если работник банка подает нам информацию, а затем звонит тому человеку, относительно которого она предоставлена и сообщает ему о факте подачи такой информации, то относительно такого работника банка будет нарушено уголовное дело. Но использование иностранных ресурсов, которые содержат коммерческую информацию, таких как WORLD - CHECK, LEXIS - NEXIS, Dun & Bradstreet и баз данных по отдельным странам, направленное на повышение эффективности принципа “ знай своего клиента” ( КУС) и “ надлежащей проверки” (due dilligence), в пределах консультативной помощи, Госфинмониторинга Украины предлагается субъктам первичного мониторинга для возможности проверить клиентов.
- Леонтий Иванович, как с вашей точки зрения, в последующем будет осуществляться Госфинмониторинг в Украине?
- Наше нынешнее задание организовать работу так, чтобы к Украине, как к государству, не было претензий. Чтобы на наших бизнесменов нормально смотрели во всех мировых банковских учреждениях, чтобы было понимание того, что эти люди из того государства, которое играет по правилам. Нужно адаптировать свое законодательство к европейским стандартам. Не может же быть такого, чтобы человек вчера бомжевал, а сегодня выносит из банка миллион долларов. Вы бы попробовали в США пойти в банк и получить такую сумму, чтобы никто не поинтересовался откуда такие деньги. Наше задание, чтобы Украина выглядела достойно. Национальная система противодействия легализации доходов полученных преступным путем должна гибко реагировать на новую ситуацию, которую определяют много факторов. Стоит принять во внимание и вступление Украины в ВТО, что делает открытым для мира ее банковский сектор; и выход украинских предприятий и промышленно-финансовых групп на IPO через фондовые биржи, и факт усиления Украины, как транзитного государства между Европой и Россией и странами исламского мира, мировой финансовый кризис и его последствия и много других факторов.