Госфинмониторинг: "За "чистые" деньги и честные отношения"
13-04-2009, 15:59
Интервью с начальником Регионального отдела Госфинмониторинга Украины в Луганской области Леонтием Ивановичем Дудником.
Привнесенные финансово-экономическим кризисом негативные явления: нестабильность, банкротства, безработица, рост преступности и другие, предоставляют возможность с помощью незаконных финансовых сделок получить капиталы, присвоить имущество, земельные ресурсы, денежные средства. Любителей воспользоваться такой возможностью в нашей стране немало. Помешать этому - одно из главных заданий Госфинмониторинга Украины.
- Леонтий Иванович, в чем заключается сущность отмывания "грязных" средств и какие схемы обычно используют преступники?
Одна из проблем в борьбе с отмыванием "грязных" средств заключается в том, что общественность не осведомлена о финансово-экономических преступлениях. Отмывание денег - это всегда производное преступления. Сначала происходит основное реальное преступление, такое, как незаконная торговля наркотиками, контрабандная деятельность, вымогательство, мошенничество и другие, а затем средства, полученные от этого преступления, должны быть отмыты. Жертвы преступления не имеют никакого отношения к отмыванию денег. В процессе отмывания средств фактически каждый делает деньги. Это финансовые учреждения, которые помогают тому, кто отмывает деньги, юристы, бухгалтера, аналитики, которые разрабатывает схемы отмывания. Даже сами правительства, поскольку мечтают, чтобы каждый, кто отмывает деньги, заплатил налоги, тем самым доказав, что наилучшим способом отмыл свои деньги. Существует несколько определений отмывания денег. Приведу одно из них: "Процесс укрывательства существования нелегального источника или использования доходов, полученных от криминальной деятельности, и последующая маскировка источника этих доходов, чтобы они казались законными". Пока одни разрабатывают законы для борьбы с преступлением, вторые - думают, как их обойти. За последнее время Госфинмониторингом Украины исследовано немало схем по типологии легализации преступных средств в стране. По прогнозам финансовой разведки, в 2009-ом, как и в прошлом году, основными схемами будут оставаться незаконное выведение средств за границу, псевдоэкспорт, конвертирование безналичных, в наличные, операции с "мусорными" ценными бумагами, операции связанные с куплей-продажей земли и внешнеэкономические операции, которые осуществляются через оффшорные зоны.
Как происходит противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем?
Созданная в Украине национальная система борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма охватывает фактически все виды организаций, которые предоставляют финансовые услуги и некоторые категории не финансовых профессий. Система предусматривает тесное взаимодействие финансовых организаций, представителей не финансовых профессий и соответствующих министерств и ведомств. Выявление и сопровождение подозрительных операций с признаками легализации преступных средств должно осуществляться непосредственно финансовыми организациями и представителями не финансовых профессий (первичный финансовый мониторинг), регуляторные органы и органы надзора контролируют деятельность финансовых посредников. Анализ информации полученной от финансовых посредников обобщение и передача ее в случае подтверждения подозрения в правоохранительные органы осуществляет Госфинмониторинг Украины. Роль правоохранительных органов заключается в выявлении, раскрытии и расследовании уголовных дел, возбужденных по признакам преступления по легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма и доведение дела до суда.
Чем занимается возглавляемый Вами отдел в Луганской области, как в целом сработал отдел в прошлом году?
На Региональный отдел, состав которого вместе с руководителем насчитывает 7 работников, возложено немало заданий. Но основными направлениями деятельности отдела является: сопровождение направленных в правоохранительные органы региона обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов с признаками подозрения в отмывании средств; налаживание на региональном уровне взаимодействия с подразделениями органов власти в сфере противодействия отмыванию средств и финансирования терроризма (заключено 17 соглашений о сотрудничестве); формирование регионального реестра субъектов первичного финансового мониторинга (свыше 500 участников реестра - финансовых и не финансовых учреждений региона); координация и методическое обеспечение деятельности субъектов первичного финансового мониторинга. По выводам экспертов и руководства Госфинмониторинга, наилучшими показателями работы системы и подразделения финансовой разведки является не количество переданных в правоохранительные органы материалов, а количество возбужденных уголовных дел и судебных приговоров, по ним. Прошлогодний результат был позитивным (если, здесь можно употребить это слово). В 2008 году Региональным отделом осуществлено сопровождение материалов, направленных Госфинмониторингом Украины в правоохранительные органы Луганщины, общим количеством - 273, с суммой подозрительных операций - 17825,75 млн. грн. В частности, за прошлый год по результатам проверки 115 обобщенных материалов Госфинмониторинга, с учетом прошлых лет, правоохранительными органами региона возбуждено 52 уголовных дела и 51 материал присоединен к уголовным делам. Закончено производство и направлено в органы судопроизводства 37 уголовных дел. Судами рассмотрены и вынесены обвинительные приговоры или принято решение по нереабилитирующим обстоятельствам по 26 уголовным делам, привлечено к ответственности 35 лиц.
Что усложняет работу финансовой разведки? Как ее усовершенствовать?
По мнению экспертов Госфинмониторинга его структурные подразделения работали бы значительно эффективнее, если бы не были ограничены узкими и специфическими полномочиями. Отечественная финансовая разведка, в отличие от некоторых зарубежных структур по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, лишена следственных и контролирующих функций, не имеет права осуществлять оперативно - розыскную деятельность. Поэтому в настоящее время ведется деятельность над усовершенствованием нормативной базы и приведением ее к международным и европейским стандартам. В частности, идет речь о 40+9 специальных рекомендациях FATF, Конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма, Директивы Европарламента и Совета Ес2005/60/ес, от 26 октября 2005 года "О предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания доходов и финансирования терроризма". В прошлом году парламент Украины принял в первом чтении изменения к действующему закону, действие которых должно оградить финансовую систему Украины от проникновения "грязных" средств и возможных случаев использования ее в финансировании терроризма. В настоящее время законопроект проработан и передан в Верховную Раду на второе чтение.
С какими международными структурами сотрудничает Госфинмониторинг и как оценивают они работу отечественной финансовой разведки?
В целом Госфинмониторинг Украины сотрудничает с сотней подразделений финансовых разведок мира. Относительно оценок работы отечественной финансовой разведки международными структурами, то они позитивны. Об этом свидетельствует исключение Украины из "Черного списка" FATF и предоставление ей статуса полноправного члена Егмонтской группы. Кроме того, в 2008 году Специальным комитетом Совета Европы по взаимной оценке мероприятий противодействия отмыванию средств (MONEYVAL) был проведен третий раунд оценки действий Украины по противодействи легализации средств и финансированию терроризма. Во время этого мероприятия были подтверждены существенные достижения Украины по противодействию отмыванию "грязных" средств, и определены задания по развитию системы на будущее.
Привнесенные финансово-экономическим кризисом негативные явления: нестабильность, банкротства, безработица, рост преступности и другие, предоставляют возможность с помощью незаконных финансовых сделок получить капиталы, присвоить имущество, земельные ресурсы, денежные средства. Любителей воспользоваться такой возможностью в нашей стране немало. Помешать этому - одно из главных заданий Госфинмониторинга Украины.
- Леонтий Иванович, в чем заключается сущность отмывания "грязных" средств и какие схемы обычно используют преступники?
Одна из проблем в борьбе с отмыванием "грязных" средств заключается в том, что общественность не осведомлена о финансово-экономических преступлениях. Отмывание денег - это всегда производное преступления. Сначала происходит основное реальное преступление, такое, как незаконная торговля наркотиками, контрабандная деятельность, вымогательство, мошенничество и другие, а затем средства, полученные от этого преступления, должны быть отмыты. Жертвы преступления не имеют никакого отношения к отмыванию денег. В процессе отмывания средств фактически каждый делает деньги. Это финансовые учреждения, которые помогают тому, кто отмывает деньги, юристы, бухгалтера, аналитики, которые разрабатывает схемы отмывания. Даже сами правительства, поскольку мечтают, чтобы каждый, кто отмывает деньги, заплатил налоги, тем самым доказав, что наилучшим способом отмыл свои деньги. Существует несколько определений отмывания денег. Приведу одно из них: "Процесс укрывательства существования нелегального источника или использования доходов, полученных от криминальной деятельности, и последующая маскировка источника этих доходов, чтобы они казались законными". Пока одни разрабатывают законы для борьбы с преступлением, вторые - думают, как их обойти. За последнее время Госфинмониторингом Украины исследовано немало схем по типологии легализации преступных средств в стране. По прогнозам финансовой разведки, в 2009-ом, как и в прошлом году, основными схемами будут оставаться незаконное выведение средств за границу, псевдоэкспорт, конвертирование безналичных, в наличные, операции с "мусорными" ценными бумагами, операции связанные с куплей-продажей земли и внешнеэкономические операции, которые осуществляются через оффшорные зоны.
Как происходит противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем?
Созданная в Украине национальная система борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма охватывает фактически все виды организаций, которые предоставляют финансовые услуги и некоторые категории не финансовых профессий. Система предусматривает тесное взаимодействие финансовых организаций, представителей не финансовых профессий и соответствующих министерств и ведомств. Выявление и сопровождение подозрительных операций с признаками легализации преступных средств должно осуществляться непосредственно финансовыми организациями и представителями не финансовых профессий (первичный финансовый мониторинг), регуляторные органы и органы надзора контролируют деятельность финансовых посредников. Анализ информации полученной от финансовых посредников обобщение и передача ее в случае подтверждения подозрения в правоохранительные органы осуществляет Госфинмониторинг Украины. Роль правоохранительных органов заключается в выявлении, раскрытии и расследовании уголовных дел, возбужденных по признакам преступления по легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма и доведение дела до суда.
Чем занимается возглавляемый Вами отдел в Луганской области, как в целом сработал отдел в прошлом году?
На Региональный отдел, состав которого вместе с руководителем насчитывает 7 работников, возложено немало заданий. Но основными направлениями деятельности отдела является: сопровождение направленных в правоохранительные органы региона обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов с признаками подозрения в отмывании средств; налаживание на региональном уровне взаимодействия с подразделениями органов власти в сфере противодействия отмыванию средств и финансирования терроризма (заключено 17 соглашений о сотрудничестве); формирование регионального реестра субъектов первичного финансового мониторинга (свыше 500 участников реестра - финансовых и не финансовых учреждений региона); координация и методическое обеспечение деятельности субъектов первичного финансового мониторинга. По выводам экспертов и руководства Госфинмониторинга, наилучшими показателями работы системы и подразделения финансовой разведки является не количество переданных в правоохранительные органы материалов, а количество возбужденных уголовных дел и судебных приговоров, по ним. Прошлогодний результат был позитивным (если, здесь можно употребить это слово). В 2008 году Региональным отделом осуществлено сопровождение материалов, направленных Госфинмониторингом Украины в правоохранительные органы Луганщины, общим количеством - 273, с суммой подозрительных операций - 17825,75 млн. грн. В частности, за прошлый год по результатам проверки 115 обобщенных материалов Госфинмониторинга, с учетом прошлых лет, правоохранительными органами региона возбуждено 52 уголовных дела и 51 материал присоединен к уголовным делам. Закончено производство и направлено в органы судопроизводства 37 уголовных дел. Судами рассмотрены и вынесены обвинительные приговоры или принято решение по нереабилитирующим обстоятельствам по 26 уголовным делам, привлечено к ответственности 35 лиц.
Что усложняет работу финансовой разведки? Как ее усовершенствовать?
По мнению экспертов Госфинмониторинга его структурные подразделения работали бы значительно эффективнее, если бы не были ограничены узкими и специфическими полномочиями. Отечественная финансовая разведка, в отличие от некоторых зарубежных структур по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, лишена следственных и контролирующих функций, не имеет права осуществлять оперативно - розыскную деятельность. Поэтому в настоящее время ведется деятельность над усовершенствованием нормативной базы и приведением ее к международным и европейским стандартам. В частности, идет речь о 40+9 специальных рекомендациях FATF, Конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма, Директивы Европарламента и Совета Ес2005/60/ес, от 26 октября 2005 года "О предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания доходов и финансирования терроризма". В прошлом году парламент Украины принял в первом чтении изменения к действующему закону, действие которых должно оградить финансовую систему Украины от проникновения "грязных" средств и возможных случаев использования ее в финансировании терроризма. В настоящее время законопроект проработан и передан в Верховную Раду на второе чтение.
С какими международными структурами сотрудничает Госфинмониторинг и как оценивают они работу отечественной финансовой разведки?
В целом Госфинмониторинг Украины сотрудничает с сотней подразделений финансовых разведок мира. Относительно оценок работы отечественной финансовой разведки международными структурами, то они позитивны. Об этом свидетельствует исключение Украины из "Черного списка" FATF и предоставление ей статуса полноправного члена Егмонтской группы. Кроме того, в 2008 году Специальным комитетом Совета Европы по взаимной оценке мероприятий противодействия отмыванию средств (MONEYVAL) был проведен третий раунд оценки действий Украины по противодействи легализации средств и финансированию терроризма. Во время этого мероприятия были подтверждены существенные достижения Украины по противодействию отмыванию "грязных" средств, и определены задания по развитию системы на будущее.