Работы луганского художника Александра Яковлева – в частных собраниях за морями и океанами
23-04-2009, 11:50Что бы ни говорили о Луганске, мол, в городе шахтеров хромает культура и ему далеко до звания центра искусства, очередная встреча убеждает в обратном. «МГ» не раз рассказывал о выдающихся луганчанах, об ученых, умудряющихся разрабатывать нанотехнологии в подвале, мастерах, работы которых почитают за честь заполучить европейские коллекционеры и первые лица государств, о творческой молодежи, нашедшей вдохновение во флористике и вышивании. О том, как они прославляют луганскую землю своими талантами, мало знают в самом Луганске, но это не мешает им быть востребованными за его пределами. Работы художника Александра Яковлева в родном городе покупают редко, большая часть ценителей его картин живет далекоза океанами и морями. Он называет себя патриотом Луганска и не желает переезжать в чужую страну
– Может быть это не модно сейчас, но я слишком большой патриот Луганска и не могу уехать из этого города, – говорит Александр Яковлев. – Даже если лет 10 назад еще хотелось куда-то переехать, сейчас уже не хочется. Возможностей было очень много, не перечесть. Я мог остаться в Киеве, где продавал бы свои работы активнее, чем сейчас. Я мог бы остаться в Германии, где я работал некоторое время. Да и в любой европейской стране, где я только ни был. Сейчас, в эпоху информационных технологий, Интернета, можно жить в любом городе, а покупатели и ценители всегда найдутся. Мои работы находятся в частных коллекциях США, Англии, Голландии, Германии, Польши, Франции, России и даже Южной Кореи. Поэтому, если есть желание, – купить картины можно из любой точки мира.
– Ваше увлечение живописью началось в детстве. Вы уже тогда решили, что оно станет профессией?
– Ребенком я чем только не занимался: и танцами, и авиамоделизмом… В Доме пионеров тогда было много кружков, вот я по ним и ходил, пока не попал в изостудию. И во мне, пятикласснике, замечательный преподаватель Иван Маликов смог пробудить интерес к живописи. Любой художник начинает с самого простого: натюрмортов, пейзажей, с умения построить тематическую композицию.
– Обыватели уверены, мол, для того, чтобы нарисовать «Черный квадрат», много умений не надо…
– Малевичами моментально не становится никто, и до «Черного квадрата» надо еще дорасти. Это не так-то просто. Малевич вообще напугал весь мир своим квадратом, до сих пор строят множество догадок, и есть множество версий, что он этим хотел сказать. Мне понравилась одна версия, которую озвучила его ученица художница Надежда Леже. Она говорила, что сам Малевич объяснил «Черный квадрат» так: на реалистическом искусстве нужно ставить точку, народу оно не нужно, ему нужно декоративно-прикладное искусство, которым можно пользоваться, а реалистическое себя уже отжило.
И с моей точки зрения это правильно. «Черный квадрат» – это точка. В нем нельзя искать какой-то элемент искусства, его там нет. Есть зафиксированная мысль. Кстати, Малевич после «квадрата» все равно писал реалистические работы, но развитие этого художника говорит о том, что на каком-то этапе точку он хотел поставить.
– А вы в своем творчестве ставили подобную точку?
– Мой девиз в искусстве – «Писать любоваться, смотреть наслаждаться». Когда я работаю, стараюсь получить максимум удовольствия от того, что делаю. И если эти чувства передаются тем, кто видит мою работу, я выполнил свою задачу. А этапы, грани искусства, прочие глобальные темы меня не прельщают, поэтому и точки не ставил. Я считаю, во все времена, когда картины отображали идеологию, веру, они всегда несли духовность. Они поднимали человека от реалий жизни и делали его чище. Моя задача делать хорошие работы, а вот как их сделать – над этим я бьюсь.
Иной раз пишешь – кажется, все понятно. Другую работу делаешь по тому же принципу, а она не получается, нужно всегда искать новые решения. Могу по два, по три часа с увеличительным стеклом рассматривать картины других художников, классиков. Мне хочется понять, как удалось достигнуть того или иного эффекта, почему он работает. Например, одни мастера пишут, и у них на картинах получается внешний свет, а другие пишут так, что картина изнутри светится. Вот что интересно – как это получается?
– Как вы выбираете сюжеты для своих картин? Подсказывает вдохновение или жизненные события?
– Есть вечные темы – любовь, жизнь, смерть. Но я не стараюсь сделать конкретную, фактажную композицию. Мне нравится многоассоциативная живопись, когда зритель в силу своей подготовки, своих знаний, может выстроить свою версию. Я даю пищу для ума, воображения, закладываю различные символы – от Древнего Египта до наших дней.
Например, в Ветхом Завете есть сюжет «Сюзанна и старцы», я написал картину по ее мотивам, но назвал ее «Сюзанны и старец». Смысл работы в том, что жизнь проходит, если в молодости этого старца волновала женская красота, то теперь, несмотря на то, что вокруг него собрались прекрасные Сюзанны, он не спешит обращать на них внимание. Над его головой огрызок яблока познания – еще один библейский символ – старец его почти доел, закончил свою жизнь. Тут же можно найти еще очень много ассоциаций, все будет зависеть от подготовленности зрителя, от его образования, культурного развития. Один может посмотреть и сказать – ерунда какая-то, а другой восхититься, и это две абсолютно нормальные реакции.
Есть художники, работающие в жанре портрета, пейзажа, натюрморта, для меня разницы нет, по большому счету. Возникает желание, вдохновение написать портрет, пишу, получилось. Потом посмотрел в окно – замечательный вид, и его хочется запечатлеть – получается пейзаж. Этой зимой я сделал штук 15 картин и назвал их «Серия крыш» – это то, о чем я говорил – вид из окна, но в разном освещении, отображающем время суток. Есть абстракции, графические портреты, натюрморты – все зависит от настроения.
– Как вам удается жить в Луганске и зарабатывать, продавая картины?
– Я продаю свои работы через Интернет, на страничке интернет-магазина выложены картины и написано, сколько каждая стоит. Покупатели в основном зарубежные. Из украинских – например, Министерство культуры купило несколько работ.
– Луганские бизнесмены, политики, чиновники не изъявляли желания?
– Вообще я не знаю местных политиков, чиновников, которые бы массово интересовались живописью, по крайней мере ко мне такие не обращались. Один как-то позвонил мне после выставки, пришел, посмотрел работы, сказал, что подумает… Так до сих пор уже год и думает. Нужно, чтобы у человека прежде всего была в этом потребность. Вероятно, у этой категории луганчан возможности есть, а вот потребностей нет.
– Люди творческие в последнее время все чаще выбирают политическую тематику. У вас есть такие работы?
– Нет, меня эта тема не интересует, под потребности рынка я не пишу. Допустим, нарисую я кого-то из политиков. Сегодня он на высокой должности – а завтра новые выборы, и он оказывается не у дел. Может случиться так, что интерес к его персоне и совсем угаснет. Ну и кто у меня купит эту работу? Всё это делают для того, чтобы продаваться, и я своих коллег-художников не упрекаю. Но мне достаточно того, что я зарабатываю, рисуя то, что приносит мне удовольствие.
– В Луганске много талантливой молодежи, которую уже сейчас пугает то, что заработать на искусстве очень тяжело. С чего им нужно начать, чтобы сделать творчество своей профессией?
– Я считаю, что художник, человек творческий, должен заниматься тем, чем ему нравится, и не подстраиваться под рынок. Ценитель его работ и покупатель найдется, главное – не изменять себе. А когда начинаешь подыгрывать кому-либо – всё, искусства, творчества нет. Возникает тиражирование. В моем представлении уважающий себя художник занимается любимым делом, вне зависимости от того, есть у него покупатели или нет.
Вот сейчас ходовой товар – виды Луганска. Некоторые художники нафотографировали и сидят в мастерских срисовывают, а потом продают. Нашли они нишу, я опять же не осуждаю, зарабатывают деньги. Но у меня к этому пока нет интереса. Быть может, настанут такие времена, что и я буду так работать, ведь зачастую это происходит даже не потому, что художнику нравится, а потому, что жизнь заставляет. На сегодняшний день я не копирую свои работы и не делаю повторов, я считаю, что каждая картина, как и человек, неповторима, тогда она представляет ценность.
Главное – не бояться и знать, что покупатели приезжают из Киева, из других городов Украины, из Европы, США, ходят по луганским мастерским и покупают работы. Кто-то из великих сказал: «Если не можешь писать для тысяч, пиши для десяти человек, если не нравишься и десятерым, пиши двоим. Если и им не нравишься, пиши для себя». В этом весь секрет.