Кто и зачем стережет ключи от экологической информации в Луганской области?
19-04-2007, 04:53
В 1946 году Генеральная Ассамблея ООН приняла одну из своих первейших резолюций. В ней утверждалось: "Свобода информации является фундаментальным правом человека и ...критерием для всех свобод, которым посвящена Организация Объединенных Наций". Ныне действующий докладчик ООН относительно свободы мысли и высказываний Абид Гусейн считает: "Свобода будет лишена всей своей эффективности, если люди не имеют доступа к информации, которая служит основой демократического образа жизни. Тенденция скрывать информацию от людей без надлежащей цели должна быть жестко остановлена".
Но для украинского общества, которое вырастает из "сталинской шинели", все еще непоколебимой остается советская привычка засекречивать от общественности все и вся, в том числе информацию о состоянии окружающей среды и ее влияния на наше с вами здоровье. Такая информация непосредственно касается каждого человека, независимо от гражданской активности и политической позиции. Каждый из нас имеет конституционные права и средства их обеспечения. Если же граждане и общественные организации не имеют адекватной информации о действиях власти в этой сфере, они лишаются возможности в полной мере пользоваться своими правами.
Из всех международных правовых документов, на которых стоит подпись высших должностных лиц Украины, наибольшее значение для общественных экологических организаций имеет Оргусская Конвенция - "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, которые касаются окружающей среды". Украина одной из первых в Европе - еще в 1999 году - ратифицировала эту Конвенцию. Впрочем, до сих пор нельзя считать, что органы власти в нашей стране готовы придерживаться ее норм. Если государственные мужи в законодательной, исполнительной и судебной власти Украины и слышали что-то о них, то их отношение к Оргусской конвенции приблизительно такое же ответственное, как у персонажей незабвенных Ильфа и Петрова - к одиозной "сухарьовськой конвенции". Итак, никто в верхах до сих пор не имел и не имеет намерений реально воплощать в своей практике огрусский дух и букву. Мы свидетели того, как разными ведомствами создаются акты с противозаконными грифами "не для печати", насколько непрозрачно используются бюджеты, сколько проблем существует в плане сбора и доступа к информации о реальном состоянии общественного здоровья и его связи с некачественными продуктами потребления, загрязненной водой, воздухом, с реальными следствиями Чернобыльской катастрофы...
В то же время одной из первейших обязанностей чиновников в странах с демократическим традициями есть подготовка и распространение информации для граждан. Их дело - подготовить такую информацию по всем вопросам государственного управления (в частности и состояния окружающая среда, и экологической политики) и распространить всеми возможными способами - предоставить по информационным запросам, сделать достоянием гласности через библиотеки, официальные сайты, телевидение и радио, газеты, открытки, буклеты и стенды... Такая практика является нормой не только Оргусской Конвенции, но и всей системы государственного управления в Европейском Союзе. Материальным следствием такой политики есть существенно другая структура бюджетов - в них большая часть идет на деятельность со сбора, обработки и распространение информации. Не нужно просить разрешения чиновника для доступа к информации. Фундаментальный принцип ЕС состоит в том, что информация является общественным достоянием, то есть должна нприадлежать людям. Свободное ее распространение является одним из инструментов демократического управления в европейских странах, к кругу которых Украина будто стремится присоединиться.
Конечно, для полноценного воплощения требований Оргусской конвенции в Украине надо внести изменения в десятки законов, в сотни подзаконных актов, в тысячи должностных инструкций, изменить практику правоприменения. Лишь тогда заработает механизм экологической демократии. И пока что не заметно в Украине такой большой работы и неизвестно, когда она начнется. Неизвестно даже, задумывался ли кто-то при ратификации этой Конвенции в Верховной Раде и Правительстве Украины о том, что международные обязательства придется выполнять. Но если практика небрежного мониторинга, безответственной обработки информации, дозированного и выборочного оповещения отвечает интересам определенных чиновников, то она определенно противоречит нашим интересам. Большинство людей стремится быть компетентными в принятии решений, знать о реальном экологическом риске, угрожающем нашему здоровью и здоровью наших детей.
Очередной попыткой покачнуть печальноизвестную практику засекречивания и небрежного оповещения информации о состоянии окружающей среды и ее взаимосвязи с состоянием нашего с вами здоровья стала недавно начатая деятельность рабочей группы украинских природоохранных и правозащитных организаций в проекте "Реализация права на доступ к экологической информации". Проект поддержан Международным Фондом "Возрождение". Представителем упомянутой рабочей группы в Луганской области выступает Северодонецкая городская экологическая ассоциация "Зеленый свит".
В рамках проекта планируется исследовать возможности доступа к экологической информации на центральном и на региональном уровнях. Такое исследование будет объединено с активными действиями, направленными на прекращение незаконной практики ограничения доступа к экологической информации, с представлением предложений для отладки механизмов такого доступа, а также - с информационно-просветительскими мерами для общественности.
Деятельность, направленную на выполнение положений Оргусской конвенции, в частности, относительно доступа к информации, мы рассматриваем, как важную составную прозрачности власти и улучшение качества принятых ею решений. Она также должна стать фактором общей демократизации общества и защиты нашего конституционного права на доступ к информации о состоянии окружающей среды.
Мы убеждены - чиновники, которые ревностно хранят служебные тайны, заботятся о "защите информации" от некомпетентных критиков, якобы проникаясь нашим с вами покоем, довольно часто создают среду для коррупции и безответственности, и в итоге действуют не в интересах граждан. А ключи доступа к информации одновременно есть ключами к эффективной демократии.
Но для украинского общества, которое вырастает из "сталинской шинели", все еще непоколебимой остается советская привычка засекречивать от общественности все и вся, в том числе информацию о состоянии окружающей среды и ее влияния на наше с вами здоровье. Такая информация непосредственно касается каждого человека, независимо от гражданской активности и политической позиции. Каждый из нас имеет конституционные права и средства их обеспечения. Если же граждане и общественные организации не имеют адекватной информации о действиях власти в этой сфере, они лишаются возможности в полной мере пользоваться своими правами.
Из всех международных правовых документов, на которых стоит подпись высших должностных лиц Украины, наибольшее значение для общественных экологических организаций имеет Оргусская Конвенция - "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, которые касаются окружающей среды". Украина одной из первых в Европе - еще в 1999 году - ратифицировала эту Конвенцию. Впрочем, до сих пор нельзя считать, что органы власти в нашей стране готовы придерживаться ее норм. Если государственные мужи в законодательной, исполнительной и судебной власти Украины и слышали что-то о них, то их отношение к Оргусской конвенции приблизительно такое же ответственное, как у персонажей незабвенных Ильфа и Петрова - к одиозной "сухарьовськой конвенции". Итак, никто в верхах до сих пор не имел и не имеет намерений реально воплощать в своей практике огрусский дух и букву. Мы свидетели того, как разными ведомствами создаются акты с противозаконными грифами "не для печати", насколько непрозрачно используются бюджеты, сколько проблем существует в плане сбора и доступа к информации о реальном состоянии общественного здоровья и его связи с некачественными продуктами потребления, загрязненной водой, воздухом, с реальными следствиями Чернобыльской катастрофы...
В то же время одной из первейших обязанностей чиновников в странах с демократическим традициями есть подготовка и распространение информации для граждан. Их дело - подготовить такую информацию по всем вопросам государственного управления (в частности и состояния окружающая среда, и экологической политики) и распространить всеми возможными способами - предоставить по информационным запросам, сделать достоянием гласности через библиотеки, официальные сайты, телевидение и радио, газеты, открытки, буклеты и стенды... Такая практика является нормой не только Оргусской Конвенции, но и всей системы государственного управления в Европейском Союзе. Материальным следствием такой политики есть существенно другая структура бюджетов - в них большая часть идет на деятельность со сбора, обработки и распространение информации. Не нужно просить разрешения чиновника для доступа к информации. Фундаментальный принцип ЕС состоит в том, что информация является общественным достоянием, то есть должна нприадлежать людям. Свободное ее распространение является одним из инструментов демократического управления в европейских странах, к кругу которых Украина будто стремится присоединиться.
Конечно, для полноценного воплощения требований Оргусской конвенции в Украине надо внести изменения в десятки законов, в сотни подзаконных актов, в тысячи должностных инструкций, изменить практику правоприменения. Лишь тогда заработает механизм экологической демократии. И пока что не заметно в Украине такой большой работы и неизвестно, когда она начнется. Неизвестно даже, задумывался ли кто-то при ратификации этой Конвенции в Верховной Раде и Правительстве Украины о том, что международные обязательства придется выполнять. Но если практика небрежного мониторинга, безответственной обработки информации, дозированного и выборочного оповещения отвечает интересам определенных чиновников, то она определенно противоречит нашим интересам. Большинство людей стремится быть компетентными в принятии решений, знать о реальном экологическом риске, угрожающем нашему здоровью и здоровью наших детей.
Очередной попыткой покачнуть печальноизвестную практику засекречивания и небрежного оповещения информации о состоянии окружающей среды и ее взаимосвязи с состоянием нашего с вами здоровья стала недавно начатая деятельность рабочей группы украинских природоохранных и правозащитных организаций в проекте "Реализация права на доступ к экологической информации". Проект поддержан Международным Фондом "Возрождение". Представителем упомянутой рабочей группы в Луганской области выступает Северодонецкая городская экологическая ассоциация "Зеленый свит".
В рамках проекта планируется исследовать возможности доступа к экологической информации на центральном и на региональном уровнях. Такое исследование будет объединено с активными действиями, направленными на прекращение незаконной практики ограничения доступа к экологической информации, с представлением предложений для отладки механизмов такого доступа, а также - с информационно-просветительскими мерами для общественности.
Деятельность, направленную на выполнение положений Оргусской конвенции, в частности, относительно доступа к информации, мы рассматриваем, как важную составную прозрачности власти и улучшение качества принятых ею решений. Она также должна стать фактором общей демократизации общества и защиты нашего конституционного права на доступ к информации о состоянии окружающей среды.
Мы убеждены - чиновники, которые ревностно хранят служебные тайны, заботятся о "защите информации" от некомпетентных критиков, якобы проникаясь нашим с вами покоем, довольно часто создают среду для коррупции и безответственности, и в итоге действуют не в интересах граждан. А ключи доступа к информации одновременно есть ключами к эффективной демократии.
Представитель проекта "Реализация права на доступ к экологической информации" в Луганской области -- Северодонецкая городская экологическая ассоциация "Зеленый свит",
Сергей Камышан
Сергей Камышан