Борис, ты прав! Или гадание по Конституции России
3-09-2015, 21:23
Войны, геноциды, рабство, неравенство, репрессии и расправы над инакомыслящими – повторяющиеся мотивы в истории цивилизации. На современной карте мира все еще есть насколько стран, где за мысли можно поплатиться жизнью или свободой. Одно из таких государств – Российская Федерация, наш агрессивный северный сосед.
Конституция России гарантирует свободу слова как базовое право человека и гражданина. Гарантирует, но лишь на словах. Впрочем, статья 29 той же Конституции гласит, что в РФ «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду». Этим правовым зазором не преминули воспользоваться путинские «соколы» из карательных органов.
В уголовном кодексе этой страны присутствуют статьи, предусматривающие наказание за выражение своих мыслей, публикацию текстов и их распространение. Наказание вариативно – от штрафа до реального тюремного срока. По статье 228 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») были осуждены как ультраправые радикалы «Тесак» и Юрий Мухин, так и политические оппоненты режиму Путина, к примеру, Владимир Квачков.
Статья 228 стала стартовой для «накрутки» обвинений против гражданских активистов и публицистов. Савва Терентьев из Сыктывкара, известный борьбой с так называемыми «оборотнями в погонах» из МВД РФ привлекался к уголовной ответствнности в том числе за неприязненное высказывание о «ментах».
Более того, из сообщений российских СМИ миру стало известно о привлечении к ответственности… Льва Толстого за якобы содержащиеся в его публицистике экстремистские высказывания. В частности, слова писателя «я убедился, что учение [русской православной] церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения» признаны возбуждающими религиозную вражду и/или ненависть по признакам статьи 282 УК РФ.
Три срока за слова
В компании Льва Толстого оказался издатель газеты «Радикальная политика» журналист Борис Стомахин. Название издания вполне соответствовало его содержанию, равно как и репутации самого автора. Будучи корреспондентом сайта «Кавказ-Центр», основного информационного ресурса независимой Ичкерии, Стомахин, среди прочего, писал: «Убивать, убивать, убивать! Залить кровью всю Россию, не давать ни малейшей пощады никому, постараться непременно устроить хотя бы один ядерный взрыв на территории РФ — вот какова должна быть программа радикального Сопротивления, и русского, и чеченского, и любого! Пусть русские по заслугам пожинают то, что они плодили».
Стомахин высказывался в поддержку чеченских повстанцев, Грузии, Pussy Riot и, естественно, Майдана и Украины. Нас он поддержал уже из тюрьмы, куда в третий раз был помещен на семь лет по решению Московского окружного военного суда. Журналист был осужден в том числе по статье 205 УК РФ – «Публичное оправдание терроризма». Основанием для обвинения послужил текст Бориса «Или пару вокзалов взорвать еще железнодорожных», в котором автор утверждает, что теракты в Волгограде – справедливая расплата за преступления армии и спецслужб России на Кавказе, а пострадавшие от взрыва россияне являются соучастниками Путина. «Именно они голосовали раз за разом за ту преступную власть кремлевских убийц, именно они поддерживали и поддерживают её, не делают ровно ничего, чтобы остановить творимые этой властью от их имени преступления» - написал Стомахин в своем блоге. Примечательно, что этот пост был размещен в Живом Журнале публициста в то время, когда он находился в одном из московских СИЗО под следствием за другое «мыслепреступление».
О жуткий новый мир!
Уже из лагеря Борис Стомахин призывает украинскую армию немедленно взять Луганск и Донецк, несмотря на дипломатическое давление со стороны ЕС, а особый статус, «дарованный (под давлением Москвы) этим двум областям президентом Порошенко, должен быть немедленно и безоговорочно отменен».
Более того, политзаключенный считает, что победа над Россией дело не только украинцев. «Это - дело наше общее. Всех, кто годами, десятилетиями, веками противостоит кровавой Русне — вне ее границ и внутри их, от Черного моря до Белого и от «Лефортова» до Колымы, - это касается всех. Взять Донецк и Луганск — сегодня в ультимативной форме с того света — с небес — требуют от нас Герцен и Огарев, Бандера и Шухевич, Андрей Сахаров и Елена Боннер, Звиад Гамсахурдия и Джохар Дудаев, Шамиль Басаев и Салман Радуев, Сашко Билый и Валерия Новодворская. Наши святые. Наш Пантеон».
Учитывая радикальные взгляды осужденного журналиста и его критическое отношение к российской оппозиции, за Бориса Стомахина вступились лишь немногие представители гражданского общества. Естественным видится и стремление «топовых» российских оппозиционеров отмежеваться от Стомахина, чье место, по их мнению, в маргинесе. Само уголовное дело было возбуждено после заявления Романа Носикова, члена экстремистской партии «Суть времени» и участника «Бригады ФСБ по удушению демократии». Сам лидер «Сути времени» Кургинян со сторонниками поддержали войну РФ с Украиной и неоднократно посещал оккупированный Донбасс.
Российский оппозиционер Павел Шехтман, находящийся в Украине, предлагает «предоставить Стомахина собственной судьбе. В конце концов, это был его выбор». Поддержку политузника Шехтман связывает с репутационными издержками, которые могут понести противники Путина – «есть две вещи, которые абсолютно заказаны для оппозиции, ибо пользы никому не принесут, а вот навредить могут хоть куда: это поддержка ЛГБТ и Стомахина».
В противовес «брезгливым» российским оппозиционерам действуют непубличные противники Кремля. Их борьба ведется преимущественно в интернете. Наиболее популярными ресурсами в поддержку радикального журналиста считаются блог «Спасти Бориса Стомахина» и соответствующий паблик в Facebook. Доступным остается и сайт Бориса на котором размещены в том числе и тексты в поддержку Украины. Сам автор находится в колонии №29 в Перми.
Между нами - пропасть
Украинцы часто сравнивают политический климат в нашей стране с российским. Безусловно, что в Украине за мысли не сажают. Давление, которое испытывает гражданское общество в России, достаточно проиллюстрировано реакцией путинских спецслужб на расследование Львом Шлоссбергом фактов захоронения тел погибших на Донбассе псковских десантников.
В стране действует цензура, а в перечень запрещенных сайтов и материалов входят порою и вовсе безобидные ресурсы и статьи. Стоит ли удивляться масштабам дезинформации и лжи в российских СМИ, если сама страна погрузилась в оруэлловскую антиутопию, где граждане репрессируются просто за мысли? Действительно, Украина - не Россия!
Микита Пидгора для citynews.net.ua