Проблемы в региональных медиа: «Джинса» кормит или уничтожает?
6-08-2015, 12:00В украинском Институте демократии им. Пилипа Орлика над мониторингом региональных СМИ работают 25 квалифицированных экспертов - в основном журналисты и преподаватели. И в результате регулярных исследований вырисовывается неутешительная картина - каждый 5 материал в региональных медиа - политическая и коммерческая «заказуха» без маркировки.
В 2014 году признаки «джинсы» имел каждый третий материал в региональных медиа. А перед выборами эта цифра в коммунальных СМИ достигла 60%. О катастрофическом падении профессионального и культурного уровня журналистов в местных изданиях свидетельствует и исчезновение целых жанров журналистики, и низкий уровень публикаций.
По мнению медиа-эксперта Светланы Еременко, также можно отметить чень бедный языковой запас и использование слов иностранного происхождения.
В 2015 году ситуация не улучшилась.
Мониторинг региональных изданий летом 2015 года продемонстрировал медленный рост количества материалов с признаками заказа и неподобающе маркированной рекламы в региональных СМИ. уже в июне контент региональных СМИ показал, что неофициально предвыборная кампания началась и журналисты включились в избирательную гонку вместе с кандидатами.
При этом в региональных СМИ необъявленная война России против Украины, проблемы раненых, семей погибших и переселенцев снова остаются на втором плане. Некоторые печатные и интернет-издания, несмотря на то, что уже более года в стране идет война, до сих пор не изменили редакционной политики по освещению военной тематики. Полосы газет и страницы сайтов переполнены пресс-релизами сомнительного качества и пользы.
На Донбассе и в Крыму годами проводилась антиукраинская политика в СМИ. Причем даже во время Майдана украинские медиа работали на стороне России. Особенно это относится к коммунальным СМИ в Донецке, Луганске, Харькове.
Большинство изданий в этих регионах демонстрировали 100% антиукраинскую риторику. Казалось бы, после Майдана меняется общество, меняется власть и должны меняться журналисты, но мониторинг показывает, что ситуация ухудшилась. Например, в 2014 году в Черновцах газеты размещали перед выборами 90% джинсы. В Львовской и Донецкой областях количество заказных материалов выросло в 3 раза.
Подобная «нечистоплотность» СМИ уже привела к тому, что согласно исследованию Института социологии НАУ, в 2014 году недоверие СМИ превысило доверие - в Украине СМИ доверяют всего 25% и доверяют более 40%. Наибольший уровень недоверия СМИ на Востоке Украины - 68%.
Но это проблема не только востока Украины, где больше всего материалов с признаками заказа разместили сепаратистские «ИА Новороссия» и «Новости Донецкой Республики» - 47,6% и 35,7% соответственно; но и центральных и западных областей, которые также дезинформируют читателей. Например «Рупор Житомира» - 42,9%; черновицкие BukNews и «БукИнфо» - соответственно 42% и 38%; львовский портал «Вслух» - 40,5%; одесские «Трасса Е95» - 38,1%, «Таймер» - 31,8%.
По мнению экспертов СМИ могут и не отказываться от коммерческой или политической рекламы - надо просто ее маркировать соответствующим образом чтобы дать читателю возможность самому определять верить или не верить.
По мнению психолога Олега Покальчука, в первую очередь изменения журналистики связаны с изменением формата медиа. В условиях современной информационной войны важно понимать, как работает противник. Только тогда можно выиграть войну
Со стороны Новороссии есть 28 сайтов, наполненных пропагандой и искаженной информацией. А основная информационная стратегия против Украины на самом деле является частью войны против Европы.
Характер информационного влияния связан с тем, что Россия активно работает в Европе и в Украине в первую очередь с местными медиа и таким образом оказывает сильное влияние на местные европейские громады.
Подобная агрессивная пропаганда помогает России формировать мощное лобби не только в Украине, но и на Западе.
Особенно сильное влияние оказывается в сложных регионах. Информационные вбросы дробятся на несколько, на первый взгляд безобидных информаций, которые со временем формирует нужную точку зрения, усиливаемую выступлениями политиков.
При этом нейтральная позиция также может помогать российским технологам достигать своих целей.
По мнению Олега Покальчука, в условиях войны предложение альтернативной точки зрения патриотичной помогает противнику.
Поэтому никогда не пренебрегайте информацией, которая фигурирует в виде слухов - это тоже важная часть информационной войны. И если отследить всю цепочку «случайного слуха» можно прийти к неутешительным выводам.
Есть ли шанс исправить ситуацию? Наталья Стеблина, координатора одесской экспертной группы Института демократии им. Филиппа Орлика, уверена, что для исправления ситуации в украинских региональных СМИ нужны усилия не только редакторов и журналистов, важны также и действия самого общества. Во времена Майдана мы уже видели успешные примеры работы общественных активистов с прессой. Когда власть не может или не хочет ничего менять, а журналисты ей подыгрывают, надеяться можно только на гражданское общество, и дальше контролировать тех, кто удовлетворять его интересы.