Экономика «ЛНР»: Украинские пенсии, шахты Ахметова и металлолом
31-08-2015, 14:18Так называемые республики, объявившие о своем отделении от Украины, обещали своим сторонникам если и не рай на российские деньги, то уж точно всеобщее богатство и сытость когда перестанут «кормить Украину».
Спустя полтора года можно с уверенностью считать, что затея провалилась.
Нет, отдельные личности обогатились так, как и мечтать не могли, будучи мелкими чиновниками или просто субъектами криминальной хроники. Но вот основная масса населения выживает только благодаря украинским деньгам.
Украинские пенсии
Высшим благом в ЛНР считается переоформить себе украинскую пенсию за пределами ЛНР и получать деньги еще и от властей республики. Тем более, что пенсии в Луганской области всегда были неплохие - шахтеры, чиновники, металлурги получали отнюдь не минимальную тысячу.
Так, число пенсионеров, получающих пенсию на территориях, контролируемых правительством Украины, увеличилось на 68% – с 211 906 до 355 623 человек. А сумма выплат - в 2,36 раза, или на 429 млн.грн. И 35% этого роста дали два района – Марковский и Беловодский, где суммарно выплаты пенсий возросли с 16 млн. в мае 2014 до 166 млн.грн в июне 2015 года.
При этом только совершенно наивные люди могут верить чиновникам, утверждающим, что на контролируемую Украиной территорию с ЛНР якобы переехали 144 тыс. пенсионеров.
Как считают в ЛОО КИУ, общая сумма, на которую Украина профинансировала ЛНР, составляет не менее 500 миллионов гривень в месяц.
Пенсионеры в Стаханове получают по две пенсии, пробираются в Северодонецк и Лисичанск… «Живут как-то, я даже не знаю как, но в принципе живут. Пенсионеры почти все по две пенсии получают, молодые – кто в обслуге, кто воюет, кто на заработках в России» - считают жители ЛНР.
Омрачает перспективы «богатой жизни без Украины» лишь периодически появляющаяся информация о том, что пенсионные фонды так называемой «ЛНР» и Украины обмениваются данными и тогда пенсию в «ЛНР» не платят. Но официально никто это не подтверждает.
Жизнь «граждан ЛНР», не достигнувших пенсионного возраста, к сожалению, не столь радужна и перспективна. Во-первых официальная «мультивалютная система» в ЛНРии отличается грабительским курсом. И хотя официально задекларированы 4 валюты, в основном используются всего 2 - российский рубль и украинская гривня. При этом курс остановлен фиксированный - за 1 гривню дают 2 рубля, что абсолютно не соответствует реальной стоимости ни в России, ни в Украине.
Да и заработать хоть что-то проблематично. Многие жители, отказавшиеся выезжать вынуждены распродавать все свое имущество. За исключением, разве что, квартир и домов, цены на которые в среднем составляют от 5 до 15 тысяч долларов.
Намного проще выжить тем, кто устроен на немногочисленных работающих предприятиях.
«Экспорт» угля
В Луганской области на неподконтрольной Украине территории остались крупнейшие угольные предприятия региона. Нехватка угля именно с этих шахт и является причиной перманентного энергетического кризиса - вся добыча необходимого электростанциям и котельным «черного золота» сосредоточена именно в этом регионе.
Объем добычи угля в самопровозглашенной Луганской народной республике с начала 2015 года составил более 20 млн тонн, 1,8 млн тонн из них ушло на экспорт. 18 млн. тонн – это энергетические угли, 2 млн – коксующиеся.
Но, несмотря на ежедневную фиксацию наблюдателями ОБСЕ грузовиков с углем на российско-украинской границе, продавать весь добытый уголь просто некому.
Не совсем понятна и позиция Украины - то мы торгуем с ЛНР, то вводим полный запрет. Тем не менее, по мнению министра энергетики Украины Владимира Демчишина есть три маршрута вывоза угля протяженностью от 10 до 300 км. Самый короткий - это на электростанцию в Счастье. Все остальные маршруты - через территорию России.
Сейчас Украина покупает на оккупированных территориях только дефицитный антрацитовый уголь, что составляет примерно 15-20% от объемов добычи в Луганской области. Остальной уголь или складируется на шахтах, или вывозится в Россию через неконтролируемые украинской властью пункты пропуска и продается фирмам еще одной непризнанной страны - Абхазии.
И приносит доход эта торговля не только непризнанной республике. Так, буквально на днях появилось очень интересное постановление Приморского районного суда Одессы от 12 августа.
Служба безопасности Украины в Одесской области расследует схему реализации за границу угля, добытого на временно неконтролируемых территориях Донецкой и Луганской областей и вывезенного в Ростовскую область через госпредприятие "Измаильский морской торговый порт".
"Фактически уголь перемещается железнодорожным транспортом со складов в Ростовской области (Российская Федерация), на склады ГП "Измаильский морской торговый порт "в таможенном режиме" транзит", после чего вывозится морским (речным) транспортом фактическим получателям в странах Евросоюза", - говорится в документе.
Согласно материалам дела, в рамках досудебного расследования в уголовном производстве, открытом 2 июля 2015, следственным отделом управления СБУ в Одесской области установлено, что уголь вывозится из неконтролируемых территорий Донбасса в Россию через неподконтрольные пункты пропуска на границе Украины с Россией, и в дальнейшем поставляется от предприятий, зарегистрированных в России, в адрес оффшорных компаний.
В частности, речь идет о российских компаниях "Альфа-Партнер", "Шахтоуправление "Обуховское","Транс Терминал", "Бином Д", "Ростовский порт", "Южтранс".
"Полученные доходы неустановленные лица направляют на финансирование террористических организаций ДНР и ЛНР", - говорится в постановлении суда.
Перепадает немного денег и рабочим на шахтах. Во всяком случае большинство из них не жалуются.
Но не всем угольным предприятиям так повезло, как работающим на Метинвесте Ахметова. Многие государственные шахты затоплены из-за отсутствия электроэнергии или разграблены любителями "металла".
Люди гибнут за металл
Каждый месяц правоохранители останавливают вагоны и грузовики угля и черного металлолома с поддельными документами, следующие из ДНР и ЛНР.
Только за один месяц через железнодорожную станцию «Ясиноватая» в Украину прошло 78 тыс. тонн металла, а в ДНР ушло 120 тыс. тонн руды.
Хуже всего в районах, где так называемая власть ЛНР И ДНР представлена слабыми подразделениями. Так, в формально входивших в ЛНР, но подконтрольных пришлым российским "казакам" регионах сложилась катастрофическая ситуация с грабежами и убийствами. И именно в этих районах процветает "сбор металлолома". Так порезан на металл завод имени Ленина в Стаханове. Автогенами пилили трансформаторы и оборудование и все дорогие станки ушли по цене лома.
Также в Луганской области бригады "народной милиции" "ЛНР" провели демонтаж металлоконструкций на шахте "Белореченской" Лутугинского района. Такая же ситуация наблюдалась на расположенной около шахты горно-обогатительной фабрике.
Силовики заявили, что действуют по приказу руководства "ЛНР" и срезали все металлоконструкции на предприятии.
В самом Луганске тоже не осталось работающих предприятий - часть вывезена в Россию, а часть стала сырьем для металлургических заводов. Возможно даже украинских.
И это происходит в крупных городах. А небольших депрессивных поселках типа Перевальска, Щетово, Лутугино и многих других на металлолом режут все - трансформаторы, остатки систем орошения, трубопроводы, заборы.
И весь этот "товар" находит покупателей как в России, так и в Украине.
Последний крупный скандал с контрабандой привел к расформированию батальона «Торнадо». Официальным поводом стали обвинения в многочисленных преступлениях. Неофициально и очень похоже на правду - бойцы остановили состав с контрабандой металлолома и угля. Представляете объемы и суммы?
Такая ситуация сложилась в нашей стране из-за отсутствия единой точки зрения на торговлю с оккупированными территориями. В Верховной Раде зарегистрированы два законопроекта по этому поводу: 2004а и 2004а-1. Один из них полностью исключает торговлю с Донбассом, второй разрешает частично.
А пока мне, например, не понятно - ради чего на передовой гибнут солдаты. Если Украина не может обойтись без угля ЛНР-ДНР - тогда чиновники должны озвучить официальную позицию. Если может - начать жесткую борьбу с перемещением грузов и людей в обе стороны.
Иначе, получается, что все мы спонсоры террористов...