Жизнь беженцев в России: Вместо обещанного «рая» украинцы получают российскую действительность
7-09-2015, 10:08По минимальным оценкам в Украине насчитывается 1,4 миллиона граждан получивших статус «переселенцев» из зоны АТО. Бежавших от российской агрессии переселенцев если и не приняли с распростертыми объятиями, то постарались хоть как-то обеспечить минимальным соцпакетом, жильем и небольшими компенсационными выплатами. Но бежали от войны не только в Украину.
До нападения России на Украину население в Луганской и Донецкой областях проживало около 7 миллионов человек. На территории, захваченной боевиками - примерно 4 миллиона. При этом только в Украину официально выехало полтора миллиона граждан и более 1 миллиона - в Россию. К сожалению данные о количестве украинцев, бежавших в РФ сложно указать однозначно - система подсчета далека от идеальной.
Так, по данным ФМС РФ (Федеральной миграционной службы Российской Федерации) на территории России находятся 2,6 миллиона граждан Украины. Из них 1,1 миллион - жители Луганской и Донецкой областей. За получением статуса беженца, временного убежища и разрешением на временное проживание в миграционную службу обратились более 605 тысяч граждан Украины.
Как и в Украине беженцы сталкиваются с абсолютно разным отношением.
В северных регионах России, испытывающих «кадровый голод», для переселенцев нашлось более 3000 вакансий с жильем, в Татарстане и Республике Коми - могли предоставить только жилье в сельской местности. Стоит отметить, что в основном из Украины приезжали «городские» жители и перспектива существовать за счет «натурального» хозяйства их не устраивала.
Ольга вернулась в таганрогский пункт временного размещения из Орла, где ей предлагали оформить временное убежище.
"Я рада, что мы оттуда приехали. Мы в Орле полгода жили, там ничего нет. Для таких, как мы, работы практически нет. Медсестра, к примеру, получает 6 тысяч рублей (около 2 тыс. грн). Аренда квартиры – 15-20. Как прожить одной с двумя детьми?" – вздыхает она и добавляет: при первой возможности вернется в Шахтерск.
"Приезжали в основном шахтеры, и, естественно, у нас они не могли найти работу, – признает замглавы администрации Озинского района Александр Максаков. – Поэтому у нас две семьи практически сразу уехали в Ростовскую область, где мужчины устроились на шахты. Одна семья направилась на Север, куда-то под Норильск. Еще две семьи в Подмосковье уехали. Те, кто все-таки остался, сейчас работают в строительных организациях. Один у нас фельдшером устроился и один хирургом, он сейчас по программе оформляет документы на гражданство. Несмотря ни на что, люди все-таки пытаются закрепиться здесь. Допустим, одна семья приехала к нам летом, сейчас они самостоятельно снимают квартиру, адаптировались. Но глава семьи не может найти работу по своему направлению. Он инженер-технолог химического производства".
Бесплатное питание в столовой и крыша над головой – это все, что получили здесь беженцы из Донецка, Луганска, Горловки, Дебальцево, Макеевки.
Вместо обещанного «рая» украинцы получают российскую действительность.
«Привезли нас в ФМС, откатали пальцы, сфотографировали», — рассказывает Денис, который бежал в Россию из Мариуполя. Весной он пересек границу и оказался в Ростовской области, а сейчас находится в пункте временного размещения неподалеку от Богородицка в Тульской области, куда его направила ФМС. Денис жалуется на «ужаснейшие условия содержания» — ржавую воду из крана, неразогретые полуфабрикаты на обед, но больше его волнует отсутствие работы. Поданное им ходатайство о временном убежище рассматривают почти два месяца. Легально устроиться на работу Денис не может. Ему удалось подработать на Киреевском заводе сборщиком металлоконструкций, но «кинули с зарплатой» — заплатили вдвое меньше, чем обещали, делится он.
Работу большинство людей найти не могут. Кроме "шабашек" на день-два, заработков люди найти не могут – никто переселенцев серьезно не воспринимает как работников.
Кроме того есть случаи и предвзятого отношения к переселенцам из-за социальных выплат и подъемных. Например пенсионерка из Татарстана сетовала, что из пенсии в 7000 рублей она отдает 5000 за коммунальные услуги и на 2000 живет. А переселенцам платят по 10 тысяч в месяц.
Но есть и положительные примеры:
Дмитрий и Ирина Червонные из Луганской области с двумя детьми сначала жили у родственников, теперь снимают квартиру:
-Муж Дмитрий работает в Набережных Челнах, сама - в магазине. Очень рады, что дети устроены: дочь Аня учится в педагогическом колледже им. Мусы Джалиля, сын – в сельхозтехникуме. Оба успевают на “четыре”. Мы благодарны отделу социальной защиты за оказанную материальную помощь. Рады тому, что над нами мирное небо над головой.
В Саратовской области находится 6024 вынужденных мигранта из Украины – таковы результаты последнего мониторинга регионального министерства занятости, труда и миграции. Из них 61% – граждане трудоспособного возраста.
Федеральные власти серьезно озадачены проблемой, связанной с дальнейшим финансированием пунктов временного размещения. Многие регионы РФ – примерно третья часть от всего количества – так и не сумели предоставить отчет о расходах, понесенных на содержание вынужденных переселенцев.
В настоящее время поток беженцев из Украины в Россию прекратился и наблюдается обратная тенденция. Не выдержав столкновения с российской бюрократией и не имея возможности «решить» вопрос взяткой (как это принято в РФ) многие возвращаются домой. Твердое решение не возвращаться на родину приняли чуть более 200 тысяч украинцев — именно столько из них подали заявление на предоставление статуса беженца, о предоставлении российского гражданства или решили участвовать в программе содействия добровольному переселению соотечественников.