Луганский облсовет: Без думы о людях и без царя в голове
12-10-2009, 09:53
Решение Луганского облсовета «07» октября 2009 г. № 31/3 «Территориальные избирательные округа по выборам Президента Украины» в очередной раз разочаровало, депутаты вряд ли думали об интересах примерно 25-30 тыс. сограждан, которые 17 января проведут выборы Президента Украины в составе избирательных комиссий. И вообще, думали ли о чем? Из чего исходили, когда формировали предложения, на основе которых ЦИК создаст в Луганской области 12 избирательных округов? Когда действия власти станут понятными общественности?
Вот некоторые последствия такой «нормотворческой» деятельности: в ночь с 17 на 18 января представители 50 участковых комиссий Славяносербского района и 27 - Новоайдарского района, проедут расстояние от 100 до 130 км каждая, чтобы доставить протоколы в окружные комиссии. Некоторые из них, вероятно, должны будут вернуться назад, чтобы переоформить протоколы подсчета голосов, и вновь приехать в ОВК. Возможно – в гололед.
И это не единственные поездки за время кампании: автомобили УИК из, напр., пос. Фрунзе, приедут в Беловодск за материалами для оснащения участков, за списками избирателей, за бюллетенями, для сдачи матценности. И пр., пр. Увы, понятие о компактности избирательных округов, о необходимости обеспечить которую много лет взывает КИУ, остается для депутатов пустым звуком. И не киевских, а луганских. Может потому, что для их толстых кошельков и комфортабельных автомобилей, 100 – 200 км – не расстояние?
Как и раньше, труднее всего придется людям, работающим в избирательных комиссиях северной части области. Ведь если ТИО-113 (Северодонецк-Рубежное) включает всего 70 избирательных участков (примерно, точное количество станет известным после соответствующих решений ОИК), то в ТИО-114 (Беловодск) их 205. А это значит, что и процедура передачи-приема протоколов в Беловодске будет происходить втрое дольше, чем в Рубежном. И отработавшие день голосования и ночь подсчета голосов люди будут многие часы ожидать своей очереди сдавать протоколы. Кстати, ожидать им придется, скорее всего, на улице, в крещенские морозы: здания, которые занимали окружные комиссии в Сватово и Беловодске на прошлых выборах, вряд ли смогут вместить такое количество людей.
Непростой будет и работа окружных комиссий двух наших мегаокругов, 114 и 115. Огромных по площади, с центрами, находящимися далеко не в центре округов, с непропорционально большим количеством избирательных участков. Их руководителям придется поколесить зимними сельскими дорогами. Или, как альтернатива, уступить значительную часть работы по организации выборов местному админресурсу: райсоветам и райгосадминистрациям.
По нашему мнению, то, что облсовет, по-сути, ничего не менял, и сохранил избирательные округа в границах, какими они были на выборах Президента Украины 2004 года, вряд ли является оправданием плохого решения. К его подготовке следовало бы подходить более ответственно. И не с позиции достижения тех или других преимуществ политических сил, а с точки зрения минимизации проблем и трудностей жителей области, которые будут работать в составе избирательных комиссий. И для начала неплохо было бы определиться, какими критериями определяется оптимальная нарезка округов.
Наша организация уже предлагала критерии, которые мы считаем важными (напр., http://www.top.lg.ua/news/?id=4170). Это:
- компактность округов, которую можно количественно измерять средним расстоянием от избирательного участка к центру округа и максимальной удаленностью участка от центра округа;
- примерно одинаковое количество участков в округах.
И если исходить из этих критериев, то округа в Луганской области следовало бы нарезать следующим образом:
105 - Артемовский р-н, Славяносербский р-н
106 - Жовтневый р-н
107 – Алчевск, Брянска, Кировск
108 – Краснодон, Краснодонский р-н, Ленинский р-н
109 - Красный Луч, Перевальский р-н
110 – Лисичанск, Попаснянский р-н, Кременский р-н
111 – Антрацит, Антрацитовский р-н, Ровеньки
112 – Свердловск, Лутугинский р-н
113 – Северодонецк, Рубежное
114 - Беловодский р-н, Марковский р-н, Меловской р-н, Каменобродский р-н, Новоайдарский р-н, Станично-Луганский р-н
115 - Белокуракинский р-н, Новопсковский р-н, Сватовский р-н, Старобельский р-н, Троицкий р-н
116 – Стаханов, Первомайск
По такому варианту максимальное отклонение количества избирателей в округе от среднего по области будет таким же, как и в варианте, принятом облсоветом (13%). Зато округа будут компактнее: среднее расстояние от избирательного участка до центра округа снизится с 34,5 до 30 км, максимальная удаленность участка от центра округа - со 130 км до 90 км. Более равномерным будет и распределение количества участков по округам, среднее отклонение уменьшится с 28% до 20%. Существенно облегчится работа в избирательных округах, расположенных в северных сельскохозяйственных районах Луганской области.
Возможно, что у других организаций третьего сектора Луганщины имеются и другие предложения, направленные на улучшение избирательного процесса. И облегчения участия в нем людям. Вот только депутаты Луганского облсовета, независимо от их партийности, слушать своих избирателей не хотят и не умеют. А собственный интеллектуальный потенциал явно недостаточен, чтобы принимать адекватные решения.
Вот некоторые последствия такой «нормотворческой» деятельности: в ночь с 17 на 18 января представители 50 участковых комиссий Славяносербского района и 27 - Новоайдарского района, проедут расстояние от 100 до 130 км каждая, чтобы доставить протоколы в окружные комиссии. Некоторые из них, вероятно, должны будут вернуться назад, чтобы переоформить протоколы подсчета голосов, и вновь приехать в ОВК. Возможно – в гололед.
И это не единственные поездки за время кампании: автомобили УИК из, напр., пос. Фрунзе, приедут в Беловодск за материалами для оснащения участков, за списками избирателей, за бюллетенями, для сдачи матценности. И пр., пр. Увы, понятие о компактности избирательных округов, о необходимости обеспечить которую много лет взывает КИУ, остается для депутатов пустым звуком. И не киевских, а луганских. Может потому, что для их толстых кошельков и комфортабельных автомобилей, 100 – 200 км – не расстояние?
Как и раньше, труднее всего придется людям, работающим в избирательных комиссиях северной части области. Ведь если ТИО-113 (Северодонецк-Рубежное) включает всего 70 избирательных участков (примерно, точное количество станет известным после соответствующих решений ОИК), то в ТИО-114 (Беловодск) их 205. А это значит, что и процедура передачи-приема протоколов в Беловодске будет происходить втрое дольше, чем в Рубежном. И отработавшие день голосования и ночь подсчета голосов люди будут многие часы ожидать своей очереди сдавать протоколы. Кстати, ожидать им придется, скорее всего, на улице, в крещенские морозы: здания, которые занимали окружные комиссии в Сватово и Беловодске на прошлых выборах, вряд ли смогут вместить такое количество людей.
Непростой будет и работа окружных комиссий двух наших мегаокругов, 114 и 115. Огромных по площади, с центрами, находящимися далеко не в центре округов, с непропорционально большим количеством избирательных участков. Их руководителям придется поколесить зимними сельскими дорогами. Или, как альтернатива, уступить значительную часть работы по организации выборов местному админресурсу: райсоветам и райгосадминистрациям.
По нашему мнению, то, что облсовет, по-сути, ничего не менял, и сохранил избирательные округа в границах, какими они были на выборах Президента Украины 2004 года, вряд ли является оправданием плохого решения. К его подготовке следовало бы подходить более ответственно. И не с позиции достижения тех или других преимуществ политических сил, а с точки зрения минимизации проблем и трудностей жителей области, которые будут работать в составе избирательных комиссий. И для начала неплохо было бы определиться, какими критериями определяется оптимальная нарезка округов.
Наша организация уже предлагала критерии, которые мы считаем важными (напр., http://www.top.lg.ua/news/?id=4170). Это:
- компактность округов, которую можно количественно измерять средним расстоянием от избирательного участка к центру округа и максимальной удаленностью участка от центра округа;
- примерно одинаковое количество участков в округах.
И если исходить из этих критериев, то округа в Луганской области следовало бы нарезать следующим образом:
105 - Артемовский р-н, Славяносербский р-н
106 - Жовтневый р-н
107 – Алчевск, Брянска, Кировск
108 – Краснодон, Краснодонский р-н, Ленинский р-н
109 - Красный Луч, Перевальский р-н
110 – Лисичанск, Попаснянский р-н, Кременский р-н
111 – Антрацит, Антрацитовский р-н, Ровеньки
112 – Свердловск, Лутугинский р-н
113 – Северодонецк, Рубежное
114 - Беловодский р-н, Марковский р-н, Меловской р-н, Каменобродский р-н, Новоайдарский р-н, Станично-Луганский р-н
115 - Белокуракинский р-н, Новопсковский р-н, Сватовский р-н, Старобельский р-н, Троицкий р-н
116 – Стаханов, Первомайск
По такому варианту максимальное отклонение количества избирателей в округе от среднего по области будет таким же, как и в варианте, принятом облсоветом (13%). Зато округа будут компактнее: среднее расстояние от избирательного участка до центра округа снизится с 34,5 до 30 км, максимальная удаленность участка от центра округа - со 130 км до 90 км. Более равномерным будет и распределение количества участков по округам, среднее отклонение уменьшится с 28% до 20%. Существенно облегчится работа в избирательных округах, расположенных в северных сельскохозяйственных районах Луганской области.
Возможно, что у других организаций третьего сектора Луганщины имеются и другие предложения, направленные на улучшение избирательного процесса. И облегчения участия в нем людям. Вот только депутаты Луганского облсовета, независимо от их партийности, слушать своих избирателей не хотят и не умеют. А собственный интеллектуальный потенциал явно недостаточен, чтобы принимать адекватные решения.
Алексей Светиков
Луганское отделение КИУ
Луганское отделение КИУ