Луганские чиновники вымогают у предприятий деньги и технику для выполнения своей работы
26-04-2007, 05:27
На прошлой неделе в Луганске состоялось на первый взгляд ничем неприметное мероприятие, которое не значилось ни в одном анонсе для СМИ. Местная власть в лице и.о. начальника Госуправления экологии и природных ресурсов в Луганской области Александра Ененко, стажера территориальной Государственной экологической инспекции Анатолия Гацко и еще парочки чиновников из горсовета в срочном порядке собрала представителей предприятий Артемовского района. Цель вроде бы тоже безобидная – привлечь их к уборке намозолившей глаза стихийной свалки в районе Хладокомбината.
Но, как говорится, все не так просто, как в песне пелось. На самом деле очередное совещание в очередной раз продемонстрировало прямое вмешательство чиновников в хозяйственную деятельность предприятий и непрекращающееся давление власти на предпринимательство и бизнес.
То, что происходило на этом полуподпольном мероприятии, было явно не для журналистских ушей, а предпринимательские уши слегка подвяли, услышав занимательные и порой бестолковые чиновничьи распоряжения. Сам Ененко пред очами луганского бизнеса почему-то не явился, и за главного был новоявленный эколог Анатолий Гацко.
Напрочь забыв, что в городе есть коммунальные службы, в обязанность которых входит уборка свалок и мусора, директорам и представителям предприятий, присутствовавшим на совещании, было предложено оказать добровольно-принудительную посильную помощь в ликвидации городской стихийной свалки по улице Крымской.
Кому-то поручили подогнать технику: бульдозеры, самосвалы или грузовые машины, а у кого таковых нет, предоставить денежную сумму – якобы материальную помощь. Кое-кто из представителей безропотно согласился помочь, благо какая-никакая техника есть, кроме того, они прекрасно понимают, что будет в случает отказа от сотрудничества.
Стажер экологической инспекции пан Гацко, который почему-то представился начальником («МГ» стало известно, что приказа о его назначении еще нет – Авт.), прозрачно намекнул, что не миновать отказникам грозных проверок его ведомства. Особенно это касалось тех предприятий, которые проигнорировали данное мероприятие.
«Ну с «Вторметом» надо что-то делать. Проверить их по всем параметрам, это же непорядок. Да и «Хладокомбината», «Энергозавода» то же самое касается», – негодовал стажер.
Такая позиция не могла не повлиять на обескураженных предпринимателей, поскольку каждый из них знает, во что им обойдутся всевозможные проверки.
Тем представителям заводов и комбинатов, которые техникой не обладают, пришлось хуже. От них чиновники потребовали перечислить на некий счет некую сумму, причем для всех разную. К примеру, от одного завода – три тысячи гривен, а от кондитерской фабрики – пять тысяч. После такого заявления возмущению не было предела – предприниматели в курсе, куда осядут эти тысячи, да и этими суммами дело вряд ли обойдется.
Давайте рассудим логически: некие чиновники телефонограммой вызывают директоров предприятий на совещание и делают сомнительные предложения с намеками, похожими на крылатую фразу из фильма: «А если не будут брать, отключим газ». Безусловно, подобная ситуация есть не что иное, как откровенное вмешательство власти в хозяйственную деятельность предприятий, что, между прочим, запрещено действующим законодательством. Именно так рассудили многие представители луганского бизнеса и прекрасно поняли, что такими методами их пытаются загнать в угол, запугивая всевозможными проверками и санкциями.
Интересен и еще один момент: фигура депутата горсовета Анатолия Гацко на должности стажера территориальной Государственной экологической инспекции. Многие луганчане наверняка помнят этого персонажа, по крайней мере по двум получившим резонанс событиям. В 2001 году сей деятель принял активное участие в путче против мэра Анатолия Ягоферова, устроенном в Луганском горсовете небезызвестным борцом за демократию и лучшим другом местного самоуправления Виктором Тихоновым.
Вспоминая те ночные бдения в горисполкоме под усиленной охраной боевиков из частной охранной структуры, сами путчисты рассказывают об анекдотическом случае, когда в пылу хмельного угара Гацко отважился, извините за физиологические подробности, помочиться в приемной городского головы и потом долго гордился своим подвигом.
Врут, наверное…
Но после тех событий Анатолий Гацко срочно покинул ментовскую службу и по протекции того же Тихонова возглавил управление торговли облгосадминистрации. И правильно сделал: курировать рынки – это ж куда благородней и статусней, чем банально «крышевать» бандюков.
А еще в 2005 году будущий стажер, будучи депутатом горсовета, устроил голодовку в помещении школы города Александровска, но то – отдельная песня.
Но вернемся в день сегодняшний. Тот факт, что Гацко уже представляется начальником инспекции, имеет под собой весомые основания. В кулуарах «дома с шарами» поговаривают, что не кто иной, как сам господин Голенко проталкивает его в это кресло. Это более чем странно… Во-первых, зная биографию пана Гацко, стоит только удивляться, каким образом бывший мент внезапно заинтересовался проблемами экологии, выполнением Киотского протокола или Охрусской конвенции (а знаком ли с ними Гацко? – Авт.) и защитой окружающей среды. Экология – дело серьезное, требующее специальных знаний и подготовки, искреннего чувства сопереживания за здоровье других людей и самой природы. Да и в конце концов охранять природу – это ж не рынки шерстить.
Странно как-то все у этих власть и бабло предержащих: вот своих детей лечить они бы доверили бывшему менту? Если – да, так пусть бы и назначили Гацко главврачом детской больницы! Но не назначают, что – детей жалко? А экологию?
Во-вторых, непонятно, за какие заслуги человека, предавшего идеи Партии регионов еще в конце 2006 года и ставшего перебежчиком в витренковские ряды, протежируют на столь лакомую должность?
Тем не менее должность действительно лакомая, хлебная. Для тех, кто не знает, поясню. Если мне не изменяет память, Государственная экологическая инспекция действует на основании Положения о Государственной экологической инспекции, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины. Согласно Положению инспекция имеет широкие полномочия и права, в том числе на обследование учреждений независимо от форм собственности, предъявление исков и претензий о возмещении убытков из-за нарушения экологического законодательства, ограничение и приостановление деятельности предприятий, опломбирование помещений, проверку документов на право использования природных ресурсов, остановку и осмотр транспортных средств.
Однако Положение, утвержденное постановлением КМУ, это далеко не закон. Документ, регулирующий правоотношения в сфере экологической безопасности и контроля, – это Закон об охране окружающей среды. А вот он не предоставляет ни Государственной экологической инспекции, ни иному государственному органу права являться на предприятия с какими-либо проверками.
Действительно, в пункте «б» ст.20 Закона об охране окружающей среды говорится о праве специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и т.д., а также за соблюдением норм экологической безопасности. Но сей закон никак не отвечает на вопросы, в каком порядке должна проводиться проверка, и какие права при проведении проверки имеют проверяющие.
Тем не менее, несмотря на противоречия в законодательстве, проверки проводятся. И каждый предприниматель, изрядно повозившийся с получением всевозможных лицензий и переживший десант проверок, прекрасно знает, сколько денег оседает в карманах всевозможных инспекторов за скорость и отсутствие волокиты.
Привлечение бизнеса к свалкам коснулось не только предприятий Артемовского района. Пресс-служба горсовета уже поспешила сообщить, что силами исполнительного комитета и привлеченных предприятий, организаций всех форм собственности в Жовтневом районе привлечено техники: 33 ед. автомашин, 6 тракторов, 4 экскаватора, 4 погрузчика, 1 бульдозер, 1 лафет; ликвидировано свалок мусора – 12 шт.; вывезен мусор – 482 м3. При этом количество привлеченных предприятий составило «скромную» цифру 139. Значит таки давление на бизнес есть? А пожаловаться на беспредел некому.
Правовая защита предпринимателей от вмешательства власти в хозяйственную деятельность если и существует, то в законсервированном состоянии. Помнится было такое себе Луганское региональное отделение Союза предпринимателей во главе с батькой Александром Ефремовым. Сейчас о Союзе мало что слышно, батьке-нардепу не до этого. Работа каких-либо правозащитных организаций в сфере бизнеса тоже незаметна.
Создается некая тенденция – государственные органы постоянно стремятся «выбить» для себя новые права при осуществлении контроля над бизнесом, а среди подконтрольных лиц нет четкой инициативы по ограничению первых.
Предпринимательство как Восток – штука тонкая, требующая максимальной концентрации умственных и физических сил. Не даром во всех цивилизованных и развитых странах мира давно поняли, что именно на среднем бизнесе держится государство. Там и налоги божеские, и условия для развития есть
все. В Украине, и нашем регионе в частности, совковому периоду нет конца и края. Отсюда и результат – зарплата в конвертах, черная бухгалтерия… Пока чиновники наконец не прекратят кормиться от бизнеса и не отпустят его из своих цепких объятий, страна так и будет плыть с курсом на «авось».
Но, как говорится, все не так просто, как в песне пелось. На самом деле очередное совещание в очередной раз продемонстрировало прямое вмешательство чиновников в хозяйственную деятельность предприятий и непрекращающееся давление власти на предпринимательство и бизнес.
То, что происходило на этом полуподпольном мероприятии, было явно не для журналистских ушей, а предпринимательские уши слегка подвяли, услышав занимательные и порой бестолковые чиновничьи распоряжения. Сам Ененко пред очами луганского бизнеса почему-то не явился, и за главного был новоявленный эколог Анатолий Гацко.
Напрочь забыв, что в городе есть коммунальные службы, в обязанность которых входит уборка свалок и мусора, директорам и представителям предприятий, присутствовавшим на совещании, было предложено оказать добровольно-принудительную посильную помощь в ликвидации городской стихийной свалки по улице Крымской.
Кому-то поручили подогнать технику: бульдозеры, самосвалы или грузовые машины, а у кого таковых нет, предоставить денежную сумму – якобы материальную помощь. Кое-кто из представителей безропотно согласился помочь, благо какая-никакая техника есть, кроме того, они прекрасно понимают, что будет в случает отказа от сотрудничества.
Стажер экологической инспекции пан Гацко, который почему-то представился начальником («МГ» стало известно, что приказа о его назначении еще нет – Авт.), прозрачно намекнул, что не миновать отказникам грозных проверок его ведомства. Особенно это касалось тех предприятий, которые проигнорировали данное мероприятие.
«Ну с «Вторметом» надо что-то делать. Проверить их по всем параметрам, это же непорядок. Да и «Хладокомбината», «Энергозавода» то же самое касается», – негодовал стажер.
Такая позиция не могла не повлиять на обескураженных предпринимателей, поскольку каждый из них знает, во что им обойдутся всевозможные проверки.
Тем представителям заводов и комбинатов, которые техникой не обладают, пришлось хуже. От них чиновники потребовали перечислить на некий счет некую сумму, причем для всех разную. К примеру, от одного завода – три тысячи гривен, а от кондитерской фабрики – пять тысяч. После такого заявления возмущению не было предела – предприниматели в курсе, куда осядут эти тысячи, да и этими суммами дело вряд ли обойдется.
Давайте рассудим логически: некие чиновники телефонограммой вызывают директоров предприятий на совещание и делают сомнительные предложения с намеками, похожими на крылатую фразу из фильма: «А если не будут брать, отключим газ». Безусловно, подобная ситуация есть не что иное, как откровенное вмешательство власти в хозяйственную деятельность предприятий, что, между прочим, запрещено действующим законодательством. Именно так рассудили многие представители луганского бизнеса и прекрасно поняли, что такими методами их пытаются загнать в угол, запугивая всевозможными проверками и санкциями.
Интересен и еще один момент: фигура депутата горсовета Анатолия Гацко на должности стажера территориальной Государственной экологической инспекции. Многие луганчане наверняка помнят этого персонажа, по крайней мере по двум получившим резонанс событиям. В 2001 году сей деятель принял активное участие в путче против мэра Анатолия Ягоферова, устроенном в Луганском горсовете небезызвестным борцом за демократию и лучшим другом местного самоуправления Виктором Тихоновым.
Вспоминая те ночные бдения в горисполкоме под усиленной охраной боевиков из частной охранной структуры, сами путчисты рассказывают об анекдотическом случае, когда в пылу хмельного угара Гацко отважился, извините за физиологические подробности, помочиться в приемной городского головы и потом долго гордился своим подвигом.
Врут, наверное…
Но после тех событий Анатолий Гацко срочно покинул ментовскую службу и по протекции того же Тихонова возглавил управление торговли облгосадминистрации. И правильно сделал: курировать рынки – это ж куда благородней и статусней, чем банально «крышевать» бандюков.
А еще в 2005 году будущий стажер, будучи депутатом горсовета, устроил голодовку в помещении школы города Александровска, но то – отдельная песня.
Но вернемся в день сегодняшний. Тот факт, что Гацко уже представляется начальником инспекции, имеет под собой весомые основания. В кулуарах «дома с шарами» поговаривают, что не кто иной, как сам господин Голенко проталкивает его в это кресло. Это более чем странно… Во-первых, зная биографию пана Гацко, стоит только удивляться, каким образом бывший мент внезапно заинтересовался проблемами экологии, выполнением Киотского протокола или Охрусской конвенции (а знаком ли с ними Гацко? – Авт.) и защитой окружающей среды. Экология – дело серьезное, требующее специальных знаний и подготовки, искреннего чувства сопереживания за здоровье других людей и самой природы. Да и в конце концов охранять природу – это ж не рынки шерстить.
Странно как-то все у этих власть и бабло предержащих: вот своих детей лечить они бы доверили бывшему менту? Если – да, так пусть бы и назначили Гацко главврачом детской больницы! Но не назначают, что – детей жалко? А экологию?
Во-вторых, непонятно, за какие заслуги человека, предавшего идеи Партии регионов еще в конце 2006 года и ставшего перебежчиком в витренковские ряды, протежируют на столь лакомую должность?
Тем не менее должность действительно лакомая, хлебная. Для тех, кто не знает, поясню. Если мне не изменяет память, Государственная экологическая инспекция действует на основании Положения о Государственной экологической инспекции, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины. Согласно Положению инспекция имеет широкие полномочия и права, в том числе на обследование учреждений независимо от форм собственности, предъявление исков и претензий о возмещении убытков из-за нарушения экологического законодательства, ограничение и приостановление деятельности предприятий, опломбирование помещений, проверку документов на право использования природных ресурсов, остановку и осмотр транспортных средств.
Однако Положение, утвержденное постановлением КМУ, это далеко не закон. Документ, регулирующий правоотношения в сфере экологической безопасности и контроля, – это Закон об охране окружающей среды. А вот он не предоставляет ни Государственной экологической инспекции, ни иному государственному органу права являться на предприятия с какими-либо проверками.
Действительно, в пункте «б» ст.20 Закона об охране окружающей среды говорится о праве специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и т.д., а также за соблюдением норм экологической безопасности. Но сей закон никак не отвечает на вопросы, в каком порядке должна проводиться проверка, и какие права при проведении проверки имеют проверяющие.
Тем не менее, несмотря на противоречия в законодательстве, проверки проводятся. И каждый предприниматель, изрядно повозившийся с получением всевозможных лицензий и переживший десант проверок, прекрасно знает, сколько денег оседает в карманах всевозможных инспекторов за скорость и отсутствие волокиты.
Привлечение бизнеса к свалкам коснулось не только предприятий Артемовского района. Пресс-служба горсовета уже поспешила сообщить, что силами исполнительного комитета и привлеченных предприятий, организаций всех форм собственности в Жовтневом районе привлечено техники: 33 ед. автомашин, 6 тракторов, 4 экскаватора, 4 погрузчика, 1 бульдозер, 1 лафет; ликвидировано свалок мусора – 12 шт.; вывезен мусор – 482 м3. При этом количество привлеченных предприятий составило «скромную» цифру 139. Значит таки давление на бизнес есть? А пожаловаться на беспредел некому.
Правовая защита предпринимателей от вмешательства власти в хозяйственную деятельность если и существует, то в законсервированном состоянии. Помнится было такое себе Луганское региональное отделение Союза предпринимателей во главе с батькой Александром Ефремовым. Сейчас о Союзе мало что слышно, батьке-нардепу не до этого. Работа каких-либо правозащитных организаций в сфере бизнеса тоже незаметна.
Создается некая тенденция – государственные органы постоянно стремятся «выбить» для себя новые права при осуществлении контроля над бизнесом, а среди подконтрольных лиц нет четкой инициативы по ограничению первых.
Предпринимательство как Восток – штука тонкая, требующая максимальной концентрации умственных и физических сил. Не даром во всех цивилизованных и развитых странах мира давно поняли, что именно на среднем бизнесе держится государство. Там и налоги божеские, и условия для развития есть
все. В Украине, и нашем регионе в частности, совковому периоду нет конца и края. Отсюда и результат – зарплата в конвертах, черная бухгалтерия… Пока чиновники наконец не прекратят кормиться от бизнеса и не отпустят его из своих цепких объятий, страна так и будет плыть с курсом на «авось».
Виктория СИМБИРСКАЯ