В ЛОО КИУ опасаются: выборы на многих участках в Луганской области могут быть признаны недействительными
16-01-2010, 11:45ВЛОО КИУ с пониманием относятся к желанию электорального лидера региона обеспечить максимальную явку избирателей. Увы, средства, избранные для этого, могут привести и к обратному результату, и выборы на некоторых избирательных участках могут быть признаны недействительными. В соответствии с пунктом первым части первой статьи 80 Закона «О выборах Президента Украины».
Основанием для таких решений может стать, например, процедура голосования за границами избирательных участков, впервые после 21 ноября 2004 года в «вытяг для голосування поза межами виборчоъ мыльницы» будет включено столь большое число избирателей. Напомнить, что на выборах 1999, 2002, 2006 и 2007 годов количество голосующих на дому избирателей составляло в среднем 1,5-2% в городах области и 2,5-3,5% - в сельской местности. В этом году их количество кое-где превысит 10%.
При строгом соблюдении порядка, предусмотренного разделом 6 Разъяснений, утвержденных Постановлением ЦВК от 12 декабря 2009 года №475, составление столь объемного «вытяга» не является незаконным. Однако при этом у участковых комиссий возникают технические трудности, единственно возможный способ разрешения которых может привести к обжалованиям. Ведь одна группа членов участковой комиссии может объехать всего 30-40 избирателей. С учетом решения МВД прикрепить к ним милиционера для охраны, эту процедуру вряд ли удастся ускорить так, как это удавалось в 2004 году. А потому, чтобы на дому проголосовали 100 избирателей, нужно будет отправить на выездное голосование, по крайней мере, две группы одновременно.
Вряд ли наблюдатели и юристы другой стороны оставят такой факт без внимания. А в соответствии с частью третьей статьи 77 Закона комиссия составляет один «вытяг» из списка, который, в соответствии с частью шестой этой статьи, передается группе, выезжающей для организации выездного голосования. И при разрезании, другом делении «вытяга», копировании его и пр., у оппонентов появляется возможность обращаться в суд с иском о признании такого выездного голосования незаконным. Что, в случае, если «на дому» проголосует больше 10% избирателей, может иметь последствия, предусмотренные пунктом первым части первой статьи 80 Закона.
Кроме того, по данным, имеющимся в ЛОО КИУ, представители одного из кандидатов, имея явное преимущество в составах участковых комиссий Луганской области, поставили перед последними задачу принимать решения о включении избирателей в списки на основании отметки о регистрации в паспорте. В ЛОО КИУ отмечают, что право участковых комиссий принимать решения о включении избирателей в списки предусмотрено пунктом четвертым части второй статьи 35 Закона. В тоже время Постановлением Киевского апелляционного административного суда от 19 декабря 2009 года и Определением Высшего административного суда Украины от 23 декабря 2009, установлено, что участковые комиссии не могут принимать решения о включении избирателей в списки на основании регистрации места жительства, указанной в паспорте. А поскольку другой возможности у участковых комиссий нет, то такие решения могут быть обжалованы и отменены, а голосование этих избирателей признано незаконным.
Заметим, что в случае длительных судебных тяжб по вопросам признания голосований незаконными или о признании выборов на участках недействительными, результаты голосований на этих участках могут быть исключены из общих результатов голосования по избирательному округу в силу нормы части восьмой статьи 83 Закона.