Станица Луганская: в ожидании мира
23-08-2016, 00:14В огородах здесь выращивают кабачки и помидоры, а вырастают … снаряды и пули. Здесь постоянно меняют окна, не от того, что люди богатые, а от того – что стекла постоянно вылетают от взрывов. Здесь каждую ночь спят на полу, не потому, что для здоровья полезно, а для того, чтобы сохранить жизнь свою и детей. Поселок городского типа Станицу Луганскую два года, как освободили от российских оккупантов, однако населенный пункт так и не смог стать мирным.
«метры крови»
18 августа в Станице Луганской отмечали вторую годовщину со дня освобождения поселка от незаконных вооруженных формирований. Правда, для украинских воинов, принимавших участие в боях за населенный пункт – это не праздник, а скорее день скорби. Освобождение поселка военным далось нелегко тогда в 2014-м, и нелегко дается удерживать контроль над ним сейчас. Ведь враг, оккупировавший гору князя Игоря, видит как на ладони и позиции, и дома станичнииков. «Высота – преимущество», - говорят военные. Практически каждый метр земли в поселке, отмечают бойцы, пропитан кровью солдат и мирных жителей. И все ради удовлетворения имперских амбиций невменяемого «соседа».
В населенном пункте повреждено более трех тысяч жилых домов. И еженощные обстрелы, к сожалению, только усугубляют общую картину. Ведь утвержденного решения по бюджетному финансированию или по выплате компенсаций за утраченное жилье до сих пор нет. Надеются жители Станицы только на себя и на помощь международных благотворительных организаций. Последние кстати несколько лет активно помогали с заменой крыш, окон и систем отопления.
Сегодня в Станице работают все школы и больницы. Проблем с отоплением, которые были в 2014-2015, нет. Работают здесь и множество структур, которые занимаются социальной сферой. Управление соцзащиты, казначейство, служба по делам детей, терцентр по обслуживанию пенсионеров, центр занятости - все чиновники трудятся в «приспособленных помещениях». Ведь их старые – повреждены боевыми действиями.
«проведите с нами ночь»
В последнюю неделю больше всего от обстрелов в Станице Луганской пострадали жители улиц Ломоносова, Барабашова, 1я-Линия, Дубравная, 4я-Линия, Лермонтова. Терпеть обстрелы люди устали, но и сделать ничего не могут. «Ночью ж не то что выйти, голову нельзя поднять. Сплю на полу под матрасом, чтобы не посекло. А во дворе фейерверки. Свистит, бьется, летает. От как вы думаете, как оно так жить?, - говорит станишанка Раиса, - Мы тут улицей ловили обсешников, говорим: «Проведите с нами хоть одну ночь. Вот давайте мы вас положим тут у нас на матрасы, вместе с нами поспите. Интересно, как вам сильно понравится?». А они отнекиваются, улыбаются, пожимают плечами и уходят. И все ж нарядные такие. А мы что? Где нам бронированные майки эти брать? И съезжать. Куда съезжать, кто нас ждет? Мы никому не нужны, ни тем, ни этим - тем более! Вы думаете, нам ту хорошо? Мы тут мучаемся! Нас оставили без всего, жилье разбили и возможности зарабатывать лишили. Кому сегодня наши огороды порезанные, побитые нужны? Куда продукты везти? Луганчане идут, ну скупляются, на кравчучки и обратно. Разве это дело?».
«дочь засыпала, в одеяло ее закутывала и сонную в погреб спускала»
Самый «живописный» дом по улице Ломоносова у семьи Татьяны. Женщина живет с двумя дочками, мужем и мамой. Говорит, возле ее ворот даже солдаты фотографируются периодически. Только вот пользы от этого ни ей, ни ее семье никакой.
«Ворота побило еще в 2014м. Сначала выбило три окна после приземления мины. Окон не было. Мы их вставили. Март-апрель 2016го вставили новые, и с 18го на 19е июля 2016 года у меня опять прилетает мина, и все окна побила. А в крышу неделю назад приземлилась граната, - говорит Татьяна. - Дырку закрыли кое-как. А так все, все окна у меня побитые. Вот в гараж тоже мина упала, все побила. Двери в дырочку, мебель в дырочку, потолки в дырочку. И крыша как решето. Пытаемся то снизу то сверху заткнуть, хоть как–то, чтоб дождь на попадал. Но толку мало. В зиму надо все перекрывать. Окна за свой счет вставляли прошлый раз. Спасибо добрым людям, дали стекло, но на их установку пришлось платить со своего кармана. Вот были у нас тройные стекла, осталось по одному. То есть впереди зима и окна стеклить надо и крышу перекрывать. А это все деньги. Мы с таким газом просто не перезимуем».
С улицы Ломоносова оккупантам можно «помахать ручкой». Во время выстрелов, гора князю Игорю освещается и летит сюда или на позиции.
«Подвал у нас есть, но он простреливается. Поэтому мы спим в дальней комнате, правда, на полу. Потому что опасно везде. А на кроватях - тем более. С 2014го года на полу спим всей семьей, вместе с детьми. И когда пули свистят слышно, они по веткам, по металлу – дзинь - дзинь, приземляются. От вчера буквально наклонилась травы цыплятам нарвать, рву траву и собираю пули. Я говорю, у меня, наверное, когда трава пожухнет, буду тут ходить металлолом собирать. У нас тут этого добра хватает. Раньше, знаете, когда «Градами» нас поливали, было страшно. У меня вон в огороде «выросла». Всю территорию спалило вокруг, так и осталась там, закопанная «градина». Тогда в погреб прятались, - рассказывает Татьяна. - А сейчас, знаете, нас, наверное, не совсем нормальными считают, но сейчас в погреб не спускаемся. Ложимся, в калачик свернемся, и… слушаем. Особенно младшая, ей сейчас 3,5 годика. Если она засыпает, я ее уже не потяну в подвал. Война начиналась - ей было 1,5 годика, сейчас уже вроде как большая. Она засыпала, я ее в одеяло закутывала и сонную в подвал спускала. А в 3,5 года мне с ней в погреб не удобно прыгать. Это ж я ее разбужу. А проснется, начнет спрашивать, плакать. Поэтому я ее уже не бужу. Если она уснула, я сижу над ней и все. Так и проводим ночь».
Женщина рассказывает, ее мама в 2015 году на растяжке в конце улицы подорвалась. Получила сквозное ранение в шею. Тогда, 73-летней женщине жизнь спасли военные хирурги. Если бы не они, все могло бы сложиться куда печальнее. Правда, последствия ранения, до сих пор дают о себе знать.
«Люблю цветы, знаете. Цветы развожу. Торговала раньше. Сейчас мало совсем осталось. Яйцами торгуем, цыплят разводим. Так что с нашими подработками я вам скажу сильно ремонтов не понаделаешь. Приходили НРС, предлагали стройматериалы. Только рабочих не дают. А я походила, поспрашивала, крышу перекрыть стоит – 75 гривен лист. Где я возьму такие деньги? Так еще и в сроки установленные надо вложиться. Вот ждем, может кто-то поможет. Я же понимаю, что стрелять скоро не перестанут», - говорит Татьяна.
«в надежде на тишину»
Сейчас Станица Луганская переживает очередное обострение. Каждую ночь российские наемники обстреливают жилые дома, пешеходный пункт пропуска и позиции военных из гранатометов, минометов 82 и 120 мм, и стрелкового оружия. От боевых действий в поселке снова горят дома, снова есть перебои с газоснабжением и электричеством. Как остановить столь активный «режим тишины» станишане не знают, лишь надеются, что представители ОБСЕ сдержат обещание и введут круглосуточные патрули. Возможно, присутствие наблюдателей сдержит агрессию оккупантов.