Люди готовы работать, готовы двигаться дальше, главное – поддержать их – волонтеры о ситуации в «серой зоне» Донецкой области
30-09-2016, 09:49Несмотря на постоянные боевые действия, в прифронтовых поселках Мариуполя – Чермалыке, Лебединском и Гранитном – до сих пор остаются почти половина их жителей. Наибольшие вызовы для этих людей – ремонт домов, восстановление нормальной жизни в посёлке и поиск работы. В этом им помогают офицеры СІМІС и общественные организации при поддержке международных организаций. О ситуации на месте, проделанной работе и существующих вызовах рассказали представители Центра социальной адаптации пострадавших во время проведения АТО и полковник Вячеслав Богуш, начальник центра военно-гражданского сотрудничества сектора М во время скайп-включения в Украинском кризисном медиа-центре в рамках проекта «Спикер мирной жизни», который осуществляется при поддержке Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия.
СІМІС помогают ремонтировать инфраструктуру, дома и вывозить уцелевшее имущество
Одно из направлений работы офицеров СІМІС – помогать людям вывезти имущество из их жилья, которое осталось в зоне боевых действий, или отремонтировать жилье. «Главная проблема – что боевые действия идут до сих пор. Интенсивность обстрелов из тяж’лого вооружения снизилась, но часто применяется стрелковое оружие, в нашей зоне очень активно работают снайперы, поэтому доступ к жилищам граждан затруднен», – отметил полковник Богуш. Частично приходится заниматься и психологической подготовкой. «Мы готовим людей к тому, что они придут и увидят свой дом разрушенным – фотографируем эти помещения, показываем фото хозяевам», – пояснил он.
Также СІМІС реализуют ряд проектов по ремонту инфраструктуры – водопроводов, школ и т.д. Самый крупный текущий проект – строительство бомбоубежища для школы в Чермалыке, где обучается около 170 детей. Вячеслав Богуш отметил, что СІМІС тесно сотрудничают со всеми украинскими и международными организациями, которые работают в этой зоне.
47% людей из «серой зоны» потеряли работу, около 30% – хотят основать свой микро-бизнес
«Центр социальной адаптации пострадавших во время проведения АТО» работает с переселенцами и жителями сел, которые находятся на линии разграничения. «К нам люди обращаются прежде всего с правовыми проблемами, а их очень много. Особенно остро стоит ситуация с паями – часто люди из-за этого не могут начать собственный бизнес», – рассказала Марина Пугачёва, представитель Центра.
С трудоустройством в «серой зоне» очень трудно: по словам Марины Пугачевой, 47% людей трудоспособного возраста потеряли работу. Анжела Зинченко, представитель Центра, рассказала, что до войны эти районы были основными производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции в Мариуполь, однако сейчас все остановилось. Многим приходится ездить работать в Мариуполь. Тем, кто-то продолжает фермерскую деятельность, очень непросто сбывать продукцию через зависимость от посредников и разрушенные дороги.
Однако люди пытаются начинать все заново. «Около 30% крестьян готовы основать собственный мини-бизнес, и им надо помочь. Мы проводим тренинги, помогаем написать микрогранты и есть уже люди, которые получили помощь на свой микро-бизнес – в основном переселенцы», – отметила Марина Пугачёва.
При поддержке USAID восстанавливают больницу и школу в Лебединском, школы в Талаковке и Кальчике
Волонтеры Центра также реализовали крупный проект по восстановлению инфраструктуры в прифронтовых поселках. Начали его весной 2016 года после мониторинговой поездки на места. В то время труднее всего было в Лебединском: больница стояла без крыши, но все равно продолжала оказывать услуги. В фасаде школы-детсада не осталось ни одного целого окна ещё с весны 2015 года, когда во двор прилетели две мины 82-мм калибра. «Мы посмотрели на все это и вышли на USAID с просьбой помочь с материалами для ремонта крыши. Проект начали в апреле, они выделили финансирование и мы полностью завезли материалы – 900 м² для кровли и новые окна, – рассказал Валерий Шарамко, представитель Центра. – Окна уже стоят, крышу ещеё ремонтируют. Теперь больница снова будет нормально работать. Это огромный плюс для села, потому что прямого сообщения ни с Мариуполем, ни с Волновахой у них нет». Марина Пугачёва добавила, что в Лебединском постоянно проживают около 900 человек. Отстроили также школу в Талаковке. В Кальчике в школе установили новое оборудование в котельной, на очереди – ремонт крыши. Финансирование ещё ищут. Материалы предоставили международные партнеры, но ремонт везде делают сами общины и это очень сплотило людей. По словам Валерия, совместными усилиями всё рано или поздно приведут в порядок, главное – чтобы не было боевых действий.
Самая большая проблема – нерегулярные поставки хлеба
Самые большие проблемы прифронтовых поселков – это разрушенные дороги и боевые действия. В результате наличие хлеба в посёлках «серой зоны» зависит буквально «от погоды и от настроения поставщика», потому что своих пекарен там нет, пояснила Анжела Зинченко. Марина Пугачёва отметила, что этой проблемой активно заинтересовалась общественность Мариуполя и сейчас общественные организации обращаются с предложением совместно искать решение.
Для решения проблем «серой зоны» необходимы государственные программы
Вторая проблема, по словам волонтёров – нехватка поддержки со стороны горсоветов и обладминистраций. «Мы написали около 200 обращений и запросов, отправили заявки на около 11 проектов. О всех сказали, что они «очень классные, но примем чуть позже». Поэтому мы находим международные организации, которые их поддерживают», – рассказала Марина Пугачёва. В то же время, отметила она, есть тесное сотрудничество с офицерами военно-гражданского сотрудничества. «СІМІС помогают с логистикой, особенно в местах, куда непросто доехать. Они действительно много работают над тем, чтобы у людей снова появилась надежда на лучшее», – отметила она.
Волонтёры отметили, что для восстановления нормальной жизни в прифронтовых районах необходима более активная и системная работа государства. «Люди готовы работать, готовы двигаться дальше, главное – чтобы им помогли, чтобы к ним повернулись лицом, так как часто работы и земли нет. Это должны быть государственные программы, потому что наши ресурсы ограничены», – пояснил Валерий Шарамко.