15 февраля у православных христиан и греко-католиков начался великий Пост
15-02-2010, 09:40Великий пост начинается в понедельник, 15 февраля, у православных верующих и греко-католиков: он продлится семь недель и завершится перед Пасхой, которая в этом году приходится на 4 апреля. Традиция Великого поста возникла еще в период раннего христианства. В первые два и в последний день поста Православная церковь рекомендует вообще не есть, а в остальное время соблюдать умеренность в еде, обходясь без мяса, яиц и молочных продуктов.
Великий пост начинается в понедельник у православных верующих и греко-католиков: он продлится семь недель и завершится перед Пасхой, которая в этом году приходится на 4 апреля.
Что можно есть в Великий пост?
Традиция Великого поста возникла еще в период раннего христианства. В первые два и в последний день поста Православная церковь рекомендует вообще не есть, а в остальное время соблюдать умеренность в еде, обходясь без мяса, яиц и молочных продуктов.
Для людей пожилого возраста, больных, маленьких детей, беременных и кормящих женщин, путешествующих, служащих в армии и находящихся в заключении пост может быть не столь строгим. Так, детям обычно рекомендуется воздерживаться в это время от большого количества сладостей.
В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила:
- в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;
- полностью запрещаются «скоромные» продукты;
- есть можно один раз в день, вечером; но по субботам и воскресеньям — два раза, в обед и вечером;
- в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;
- во вторники и четверги — горячая пища без масла;
- по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы);
- в Великую пятницу ничего есть не положено;
- в Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи;
- рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал с Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.
Вообще же благочестивая традиция диктует православным ограничивать себя во время поста в том, что доставляет особое удовольствие, то есть у каждого человека ограничения могут быть свои. При этом важно помнить, что ограничение в пище - не единственное, которое накладывает на человека Великий пост. Как писал Иоанн Златоуст, "пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела".
Не случайно Церковь предостерегает от восприятия поста как оздоровительной диеты и напоминает, что пост без молитвы и посещения храма является бессмысленным в духовном смысле.
Подготовка к Великому посту
Подготовка к Великому посту начинается за три седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту Недель (воскресений) и седмиц имеет своё название.
За три седмицы до Великого Поста Церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14) — Неделя о Мытаре и Фарисее. С сего дня начинается пение Постной Триоди. На утрени, по 50-м псалме, положены особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до конца Св. Четыредесятницы.
Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) — осуждён.
Следующая седмица называется «сплошной» или «всеядной», так как во все её дни, в том числе в среду и пятницу, Устав позволяет любую пищу, включая скоромную[9]. Типикон (Гл. 49) так говорит о разрешении поста в данный период: «Подобает ведати, яко в сей седмице постятся треклятии армяне, мерзский их пост».
Неделя о блудном сыне (Лк.15:11-32); за нею следует седмица мясопустная. На утрени к обычным полиелейным псалмам добавляется ещё псалом 136-й «На реках вавилонских…» с «аллилуиею красною».
В течение следующей за нею Мясопустной седмицы ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы, откуда происходит её другое именование «пёстрой».
Суббота — вселенская (Мясопустная) родительская суббота.
Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту, посвящено грядущему Страшному суду Божиему, грехопадению и изгнанию Адама и Евы (Мф.25:31-46) — Неделя о Страшном Суде (Мясопустная), последний день, когда разрешено вкушения мяса (заговение на мясо).
Следующая за ней седмица именуется сырной, более широко известна как Масленица: всю седмицу, включая среду и пяток разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако, в среду и пяток, согласно Типикону, положена лишь одна трапеза вечером и богослужение в эти два дня имеют сходство с великопостным: не разрешается совершать Божественную литургию, читается молитва Ефрема Сирина с поклонами и др.
Последнее воскресенье пред Великим постом — Неделя Сырная, более известная как Прощёное воскресенье: после вечерни в сей день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается поприще Святой Четыредесятницы.