Блокада ОРДЛО: реакция на бездействие власти или проплаченный «митинг»?
2-03-2017, 22:36Более месяца в Луганской и Донецкой областях продолжается блокада торговли с оккупированными Россией территориями. 25 января 2017 года активисты задержали грузовой поезд, который направлялся в регион с неподконтрольных районов Луганской области. Поезд стал первой «добычей» блокадщиков, и «стеной» для торговых отношений между Украиной и подконтрольными России боевиками.
Заблокировав железную дорогу возле г. Горское Луганской области (участок железной дороги Луганск-Лисичанск-Попасная) активисты создали блокпост, чтобы и охотники за металлом не наведывались, и желающих пропустить поезд не появилось. За время акции, рассказывают блокадники, им удалось пресечь проезд несколько десятков тысяч вагонов, курсирующих между ОРДЛО и Донбассом.
Семен Семенченко, народный депутат, один из инициаторов блокады
«Говорят, что бюджет теперь недополучает налоги от предприятий, которые были перерегистрированы, но остались там. Это неправда. Во –первых, они все должники перед бюджетом, во-вторых, то, что они платят, они получают через возврат НДС. Это старая воровская схема.
Власть за три года не сделала ничего, чтобы не взаимодействовать с Россией. Это преступное бездействие. Это наплевательство на национальную безопасность и нашу энергонезависимость. Вот Луганская ТЭС работает в режиме энерго-острова, не подсоединена к единой энергосистеме Украины. Железная дорога, которая идет из Луганска, через оккупированные территории, а также Счастье, Старобельск и на Валуйки не подсоединена к железнодорожным системам Украины. В любой момент люди Луганской области могут стать заложниками, и боевики отключат эту ТЭС. Кроме того, больше года, люди оплачивают по повышенным тарифам электроэнергию, в которые входит сжигание угля, закупленного в Роттердаме и завезенное сюда по 1730 гривен. На самом деле, его покупают на подконтрольной террористам территории и дают сверхприбыль Ахметову, его партнерам в правительстве и доходы российским оккупантам».
Мнения разделились
Мнение о блокаде в обществе разделились практически поровну. Некоторые, даже спустя много лет дружбы, умудрились поссориться на этой почве. Одни говорят, что на оккупированной территории такие же украинцы, которых в какой момент государство просто бросило на произвол судьбы, не оставив возможности для борьбы с оккупацией. И прекращение торговли – значительно снизит их шансы на выживание. Другие же напротив, приводят сухие цифры, какие суммы денег теряет Украина из-за торговой блокады с ОРДЛО, и говорят о проблемах с электроэнергией как минимум в 7 городах подконтрольных Украине, не говоря уже об остановке предприятий, оставшихся в оккупации.
Алексей Мочанов, волонтер
«Жора Тука - мой Друг, с которым мы прошли много разных событий, ситуаций и дорог. Я всегда как мог - поддерживал своих Друзей и старался подставить плечо, протянуть руку. Если нужно. Даже если мне это было очень невыгодно, накладно и во вред репутации. Как с Рахманом. Ни*пёт. Потому что Друзья познаются - в беде. В невзгодах. В пихварезах. Мы прошли эти мясорубки и остались честны друг перед другом. Не все. К сожалению - не все. Но то, что предлагает мой Друг сейчас - на голову не налазит. Можно как угодно относиться к Парасюку, Семенченко, Садовому, Соболеву, к блокаде и тому, что там происходит. Но, используя титушек, сми, ЛОМов (лидеров общественного мнения) и чиновников "из народа" власть след в след идёт по стопам януковоща и его кодлы. След в след. Нога в ногу…»
Юрий Бутусов, волонтер, журналист
«Я не рассматриваю блокаду как единственный способ решения комплексной проблемы. Считаю неправильным, что блокада превратилась в метод контроля товарооборота в Украине. Это все должны делать власть и закон.
Но я считаю, что блокада, это единственный способ поставить власти вопрос, на который должен быть дан ответ.
И даже если поменять власть на другую, вопросы придется формулировать точно такие. Команда "стой, раз, два", все равно не сработает. Нужны стратегические решения.
Если не начнет реализовываться стратегия полной независимости от РФ, если президент и премьер-министр не примут меры по обеспечению самостоятельности стратегических отраслей от российского давления, мы не сможем победить в войне. Наша победа - это наша независимость. Если мы хотим вернуть себе Донбасс, мы должны не укреплять и не признавать контакты с оккупантами - мы должны научиться жить без них. Со временем».
Николай Цукур, экс-и.о.командира роты "Торнадо"
Давид Скварелидзе, заместитель генерального прокурора Украины — прокурор Одесской области (с 14 сентября 2015 года по 29 марта 2016 года)
Несмотря на полное непринятие блокады правительством, 1 марта на заседании Кабинет министров Украины все-таки утвердил порядок перемещения товаров в район или из района проведения антитеррористической операции. Однако опубликовать его пока так и не решился, чем вновь вызвал недовольство активистов.
Семен Семенченко, народный депутат, один из инициаторов блокады
«Через три года войны, Кабмин таки выполнил свою работу и фактически признал, что все выданные разрешения на торговлю, являлись незаконными. Это алчность. Более того, никому неизвестен список предприятий, которые входят в Минские соглашения. То есть, есть предприятия, которые разрешили разобрать не металлолом в период оккупации, а есть предприятия, которые работают и определенный круг лиц получает с них доходы»
Смогли договориться о торговле, могут договориться и об освобождении пленных
Штаб блокады переходит ко второму этапу - перекрытию автодорог. Об этом заявил начальник штаба экономической блокады Сергей Акимович. «После того, как мы заблокировали практически весь железнодорожный трафик, мы переходим ко второму этапу — начинаем блокировать автомобильные дороги, которыми так же провозится контрабанда», - сообщил активист.
В прочем в реальности, блокадники продолжают ждать реакции от власти и, кроме того, настаивают на том, чтобы был принят закон об оккупированных территориях, который позволит беженцам получить защищенный государством статус и возможность подавать иски к РФ.
Не выполнение требований, рассказывают блокадники, неминуемо приведет к расширению блокады, включая перекрытия сообщения с Россией.
Блокада за деньги?
Инициатива по блокированию торговли с ОРДЛО – является делом добровольным, а значит – бесплатным. Так говорят сами активисты. Говорят существуют за деньги и продукты от волонтеров. Однако в последнее время в сети стала появляться информация о том, что финансовая выгода все же есть. К примеру, указывалось, что блокадники получают 600 гривен в сутки. Однако эта версия выглядит маловероятной. Поскольку за такие деньги на месте блокады собрались бы все жители Золотого, Горского, а то и других городов. Причем не только из Луганской области. Ведь быть платным активистом куда интересней. Другие источники называют сумму в 6 тысяч гривен в месяц. Однако и здесь не сходится, ведь активисты часто меняются, и получать оплату за месяц не могут. В прочем, вопрос о том, что активисты блокады все же получают деньги за пребывание на посту, продолжает оставаться открытым. Ведь бесплатно сидеть вблизи боевых действий в полевых условиях, с угрозой возможного физического воздействия со стороны силовиков или титушек, никто особо не захочет. Тем более, что за блокирование ж/д путей по украинскому законодательству предусмотрен вполне реальный тюремный срок (Статья 276 УК - нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта). А вот выгода для инициаторов, чья политическая, а в отдельных случаях и военная, карьера переживает не лучшие времена – очевидна. Как минимум – поднять свой рейтинг, как максимум –«отбелиться» в глазах народа.
Сама инициатива блокады вскрыла ряд острых проблем в экономике, законодательстве и безопасности страны для украинского общества, которые умышленно не демонстрировало государство. А вот чем закончится эта история – очередным Майданом, кровавой бойней в зоне конфликта, мирным договором, раскрытием неизвестного для простых смертных сценария проплаченной от и до акции или брутальными реформами от правительства – покажет время.