27 марта Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля празднует 90-летие
26-03-2010, 10:59
27 марта этого года всемирно известный, один из крупнейших и авторитетнейших учебных заведений Украины - Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля - переступает свой 90-летний год. Сегодня в 14:30 актовом зале университета пройдет открытое торжественное заседание Ученого совета.
Вуз является крупнейшим предприятием на Луганщине, самым мощным университетом по качественному составу преподавателей, и крупнейшим среди учебных заведений по контингенту студентов, получающих высшее образование. Постановлением Кабинета Министров Украины №227 от 24 марта 2010 года Восточноукраинскому национальному университету имени Владимира Даля присвоено статус самоуправляющегося (автономного) исследовательского национального университета. Тем самым, ВНУ им. В.Даля удостоен этого самого высокого статуса для университетов третьим в Левобережной Украине и четырнадцатым в Украине.
При создании в 1920 году вуз получил название «Луганский вечерний рабочий техникум». В то время это было первое высшее учебное заведение в Луганске по подготовке кадров для машиностроительных предприятий, имевшее только механический и электротехнический факультеты и насчитывавшее 132 студента (в основном это были рабочие паровозостроительного и патронного заводов). Первый выпуск специалистов-инженеров был осуществлен в 1927 году. Уже в 30-е годы учреждение получило статус Вечернего машиностроительного института, производственной базой которого стал паровозостроительный завод.
В годы второй мировой войны Луганский машиностроительный институт был эвакуирован из Луганска в город Омск (Россия). Там он пустил такие крепкие корни, что вскоре был создан Омский государственный технический университет, который сегодня, кстати, является крупнейшим учебным заведением в Сибири. В послевоенные годы в Луганске вуз восстанавливается практически с нуля, потому что вся материально-техническая база и большинство преподавателей остались в Омске.
В конце 80-х годов в институте уже работало 570 преподавателей, из них 12 докторов наук, профессоров, 310 кандидатов, доцентов. Совершенствование преподавательского коллектива продолжалась и в нелегкие времена перестройки государства в 90-х годах. В 1993 году накануне аттестации и аккредитации вуз имел уже 37 профессоров докторов наук и 335 доцентов, кандидатов наук. Это составило 61% процент от общего числа преподавателей. Институт имел 11 факультетов, 40 кафедр, из них 20 - выпускающих.
8 мая 1993 Кабинет Министров Украины принял решение № 339 «О создании Восточноукраинского государственного университета». Таким образом, 1993 год стал еще одним весомым историческим этапом в истории высшего образования Луганской области. В 1996 году вуз был аккредитован по IV (высшему) уровню аккредитации.
В 1997 году руководство учебным заведением принял нынешний ректор - профессор, доктор технических наук Александр Голубенко, и сразу сформулировал основное направление развития на предстоящие пять лет - создание «скелета» университета через поэтапный план действий развития учебного заведения. Эффективность воплощенной программы подтвердилась наглядными результатами: присвоением в 2000 году университету статуса национального, а в 2001 - имени Владимира Даля. Присвоение имени нашего знаменитого земляка дало толчок для научного исследования личности Казака Луганского.
Значимым этапом в реализации цели создания мощного университета стала активная интеграция высшего образования в мировое, в частности, в европейское образовательное пространство с повышением активности университетов на международной арене. В 2004 году Далевский университет одним из первых в Украине в городе Болонья (Италия) присоединился к Великой хартии университетов. Таким образом, уже шесть лет университет приближает стандарты обучения к Европейскому образовательному пространству, действует на основе усиления роли самостоятельной работы студентов, способствует их мобильности.
«Сейчас можно констатировать, что показатели развития университета с момента изменения статуса машиностроительного института в классический университет, а особенно за последние годы, стабильно с высоким уровнем динамичности улучшаются и полностью соответствуют намеченным стратегическим задачам, - рассказал ректор университета, профессор доктор технических наук Александр Голубенко. - Большинство показателей за короткий срок увеличилось в 2-3 раза ».
Как пример, среди показателей развития можно назвать расширение материальной базы университета до 56 корпусов, оснащение учебного процесса 3 тысячами компьютеров, рост количества студентов. Сегодня Далевский университет олицетворяет один из крупнейших и мощных университетов страны, в котором сегодня на 26 факультетах получают высшее образование около 33 тысяч студентов.
Качество подготовки выпускников соответствует уровню самых высоких отечественных и международных стандартов. Вуз реализует комплексную подготовку высококвалифицированных специалистов по 54 направлениям. Учебный процесс обеспечивают 170 докторов наук, профессоров, более 700 кандидатов наук, доцентов, около 30 из них присвоены звания заслуженных деятелей образования, науки, техники, спорта, а 85 - «Отличник образования Украины».
Поэтапные преобразования, происходящие в университете, направлены, согласно общепринятым европейским стандартам высшего образования, на повышение мотивации студента к обучению. Для этого проходит интенсивное внедрение в учебный процесс новейших информационных технологий: применение компьютерной техники, локальных информационных сетей и корпоративной учебной сети университета, Intеrnеt, аудиовизуальных средств преподавания и т.д.
Совершенствованию воспитательной работы способствуют действующие коллективы художественной самодеятельности, шесть из которых имеют высокое звание «народный». Свое влияние на процесс формирования личности вносят и массовые мероприятия, которые проводятся с привлечением большого количества студентов. Особенно важно, что большинство из них - на лучшую студенческую группу, «Студент года», «Мисс университет», - проводятся ежегодно и уже стали элементом студенческой жизни, и главное - культуры. Участие в этих конкурсах в студенческой среде очень высоко оценивается, а именно такой результат свидетельствует о прогрессивности подобной методики воспитания личности в высшей школе.
В здоровом теле - здоровый дух, - поэтому на фоне культурно-эстетической работы с молодежью уделяется большое внимание и физическому воспитанию. В студенческом спортивном клубе культивируется восемь видов спорта, на высоком профессиональном уровне ведутся тренировки команд по фанк-аэробике и софтболу. Параллельно летом ежегодно создается более 17 молодежных трудовых отрядов, которые работают как на территории университета так за его пределами.
«В целом анализ развития деятельности вуза за все время существования свидетельствует о высокой жизнеспособности и продуктивности учебного заведения, - рассказал ректор Александр Голубенко. - Действительно, университет трижды в своем развитии переходил в новое качество. Впервые - когда стал крупнейшим в СССР машиностроительным институтом; второй раз - когда в тяжелое время войны был эвакуирован в Омск и, возродившись из пепла, стал основой для одного из крупнейших ныне вузов России – Омского технического университета; третий раз - когда логика развития трансформировала его в классический, и далее - в национальный университет».
Студенты и выпускники, знания и успехи которых являются наилучшим показателем высокого уровня университета, каждый раз не словом, а делами доказывают, что Далевский университет - классическое высшее учебное заведение с мощной, прежде всего, научной базой. За последний год студенты университета получили более 100 дипломов, грамот, сертификатов в международных и всеукраинских олимпиадах, студенческих научных конференциях и конкурсах; около 50% из них – заняли призовые места.
Переход к европейской системе обучения, воспитание у студентов чувства причастности к европейскому образовательному пространству повышают интерес к специальностям, которые они осваивают, дают уверенность в перспективах карьеры. Благодаря успешной реализации этой задачи в университете достигнуто около 100% обеспеченности гарантированного направления на работу выпускников. Качественный показатель успеваемости выпускников университета подтвержден независимым рейтингом Луганских вузов компании «Навигатор», который определил степень востребованности выпускников тех или иных вузов в сфере управления. По данным этого рейтинга 61,66% руководителей и топ-менеджеров предприятий Луганска получили первое высшее образование во ВНУ им. В. Даля, а процент второго высшего также наивысший по Луганску и составляет 49,4%. Нынешний выпускник Далевского университета способен работать в условиях рыночной экономики любой страны как высококвалифицированный специалист, личность, гражданин, поскольку он получает высококачественное международное образование. Именно успехи выпускников - это вдохновение на лучшие и более высокие результаты. Успешные выпускники - это оценка труда преподавателей и научных сотрудников университета.
К своему 90-летию университет вышел на новый уровень подготовки научно-педагогических кадров и для себя, и для других коллективов. Наряду с несколькими специализированными учеными советами по защите диссертационных работ по техническим направлениям, созданы новые, среди которых по философии (немного университетов в Украине, в которых есть докторский совет по философии), истории, психологии, права, педагогики.
Сегодня университет полностью обеспечивает свои потребности в квалифицированных преподавателях. Это подтверждается наличием около 30 признанных мировых научных школ, в которых работают почти 900 научных деятелей с учеными степенями и званиями. Кадровое обеспечение образовательной деятельности вуза реализуется через докторантуру и аспирантуру по 18 и 49 научным специальностям соответственно. Ведется активная научно-исследовательская работа. Например, лаборатория ВНУ им. В. Даля «Химекс» является одним из признанных мировых лидеров в отрасли каскадного регио- и стереоселективного синтеза новых, частично гидрированных, серно- и селеносодержащих пиридинов и их конденсируемых аналогов – перспективных синтонов для получения труднодоступных и неизвестных ранее функционально замещенных гетероциклов. Полученные вещества выступают препаратами для лечения глаукомы и диабета. Ученые одной из старейшей кафедр университета - кафедры физики участвовали в масштабных международных проектах по сооружению нейтринного телескопа в глубинах Мирового океана (проект ДЮМАНД - Deep Underwater Muon and Neutrino Detector). Далевские физики вместе со всем миром обосновывали возможности создания низкофонового подземного детектора типа «Коллапс» Института Ядерных исследований РАН в соляной шахте под Артемовском для регистрации нейтринных потоков от гигантских звездных катастроф. В целом работа кафедр университета и научно-исследовательских лабораторий направлена на оптимизацию работы таких сфер, как микроэлектроника, станкостроение, авиационное приборостроение, машиностроение, транспортное машиностроение, металлургическая промышленность, электроника, ремонтные предприятия и многое другое. Список можно продолжить до бесконечности. Активная научная деятельность подтверждена статистическими данными Министерства образования и науки Украины, по которым Далевский университет среди классических университетов Украины за последние годы занимает первые места по таким позициям, как научная работа и полученные патенты, исследования в области техники и высоких технологий.
Качество образования и научная деятельность также подтверждены дипломами и грамотами на многочисленных выставках и конкурсах. За период в течение 2004 - 2010 годов на международных выставках «Современное образование в Украине» университет награжден пятью золотыми и двумя серебряными медалями. Кроме того, на этих выставках университету последние четыре года присуждается почетное звание «Лидер современного образования». На II - IV (2006 - 2008 гг.) Международных салонах изобретений и новых технологий «Новое время» получено три золотые медали за научную и инновационную деятельность.
«Казак Луганский» говорил, что «жизнь прожить, не поле перейти». Поэтому, мы не останавливаемся на достигнутом, - говорит ректор университета. - Вскоре исполняется 100 лет со дня создания университета, произойдет это в 2020 году. Кто-то из далевцев станет на 10 лет старше, кто-то мудрее, кто-то – поседеет. Владимир Даль тоже был седым, мудрым и гордым. Гордые и мы, что работаем в университете, который носит его имя. Гордые, что имеем ум, интеллект, талант и желание работать во имя грядущих поколений. Пусть будет счастливым будущее нашего университета! Мы этого хотим и мы в это верим».
В плане стратегического развития вуза, очерченного к 100-летию университета, значатся три главных этапа развития Далевского университета. Интеграция в европейское образовательное пространство на сегодняшнем этапе развития вуза включает такие направления работы, как проведение второй стадии внедрения кредитно-модульной организации учебного процесса, прохождение европейской аккредитации, получение реальной автономии, подготовка новой генерации студентов, научных и педагогических кадров, инновационное развитие образовательной и научной деятельности университета. Достижения автономии университета является весомым показателем строительства гражданского общества в стране, поскольку именно университеты выбраны как фундаментальная база для построения европейского гражданского сообщества. Именно университеты как отдельный социальный институт формируют человеческие и моральные ресурсы будущего поколения.
Вуз является крупнейшим предприятием на Луганщине, самым мощным университетом по качественному составу преподавателей, и крупнейшим среди учебных заведений по контингенту студентов, получающих высшее образование. Постановлением Кабинета Министров Украины №227 от 24 марта 2010 года Восточноукраинскому национальному университету имени Владимира Даля присвоено статус самоуправляющегося (автономного) исследовательского национального университета. Тем самым, ВНУ им. В.Даля удостоен этого самого высокого статуса для университетов третьим в Левобережной Украине и четырнадцатым в Украине.
При создании в 1920 году вуз получил название «Луганский вечерний рабочий техникум». В то время это было первое высшее учебное заведение в Луганске по подготовке кадров для машиностроительных предприятий, имевшее только механический и электротехнический факультеты и насчитывавшее 132 студента (в основном это были рабочие паровозостроительного и патронного заводов). Первый выпуск специалистов-инженеров был осуществлен в 1927 году. Уже в 30-е годы учреждение получило статус Вечернего машиностроительного института, производственной базой которого стал паровозостроительный завод.
В годы второй мировой войны Луганский машиностроительный институт был эвакуирован из Луганска в город Омск (Россия). Там он пустил такие крепкие корни, что вскоре был создан Омский государственный технический университет, который сегодня, кстати, является крупнейшим учебным заведением в Сибири. В послевоенные годы в Луганске вуз восстанавливается практически с нуля, потому что вся материально-техническая база и большинство преподавателей остались в Омске.
В конце 80-х годов в институте уже работало 570 преподавателей, из них 12 докторов наук, профессоров, 310 кандидатов, доцентов. Совершенствование преподавательского коллектива продолжалась и в нелегкие времена перестройки государства в 90-х годах. В 1993 году накануне аттестации и аккредитации вуз имел уже 37 профессоров докторов наук и 335 доцентов, кандидатов наук. Это составило 61% процент от общего числа преподавателей. Институт имел 11 факультетов, 40 кафедр, из них 20 - выпускающих.
8 мая 1993 Кабинет Министров Украины принял решение № 339 «О создании Восточноукраинского государственного университета». Таким образом, 1993 год стал еще одним весомым историческим этапом в истории высшего образования Луганской области. В 1996 году вуз был аккредитован по IV (высшему) уровню аккредитации.
В 1997 году руководство учебным заведением принял нынешний ректор - профессор, доктор технических наук Александр Голубенко, и сразу сформулировал основное направление развития на предстоящие пять лет - создание «скелета» университета через поэтапный план действий развития учебного заведения. Эффективность воплощенной программы подтвердилась наглядными результатами: присвоением в 2000 году университету статуса национального, а в 2001 - имени Владимира Даля. Присвоение имени нашего знаменитого земляка дало толчок для научного исследования личности Казака Луганского.
Значимым этапом в реализации цели создания мощного университета стала активная интеграция высшего образования в мировое, в частности, в европейское образовательное пространство с повышением активности университетов на международной арене. В 2004 году Далевский университет одним из первых в Украине в городе Болонья (Италия) присоединился к Великой хартии университетов. Таким образом, уже шесть лет университет приближает стандарты обучения к Европейскому образовательному пространству, действует на основе усиления роли самостоятельной работы студентов, способствует их мобильности.
«Сейчас можно констатировать, что показатели развития университета с момента изменения статуса машиностроительного института в классический университет, а особенно за последние годы, стабильно с высоким уровнем динамичности улучшаются и полностью соответствуют намеченным стратегическим задачам, - рассказал ректор университета, профессор доктор технических наук Александр Голубенко. - Большинство показателей за короткий срок увеличилось в 2-3 раза ».
Как пример, среди показателей развития можно назвать расширение материальной базы университета до 56 корпусов, оснащение учебного процесса 3 тысячами компьютеров, рост количества студентов. Сегодня Далевский университет олицетворяет один из крупнейших и мощных университетов страны, в котором сегодня на 26 факультетах получают высшее образование около 33 тысяч студентов.
Качество подготовки выпускников соответствует уровню самых высоких отечественных и международных стандартов. Вуз реализует комплексную подготовку высококвалифицированных специалистов по 54 направлениям. Учебный процесс обеспечивают 170 докторов наук, профессоров, более 700 кандидатов наук, доцентов, около 30 из них присвоены звания заслуженных деятелей образования, науки, техники, спорта, а 85 - «Отличник образования Украины».
Поэтапные преобразования, происходящие в университете, направлены, согласно общепринятым европейским стандартам высшего образования, на повышение мотивации студента к обучению. Для этого проходит интенсивное внедрение в учебный процесс новейших информационных технологий: применение компьютерной техники, локальных информационных сетей и корпоративной учебной сети университета, Intеrnеt, аудиовизуальных средств преподавания и т.д.
Совершенствованию воспитательной работы способствуют действующие коллективы художественной самодеятельности, шесть из которых имеют высокое звание «народный». Свое влияние на процесс формирования личности вносят и массовые мероприятия, которые проводятся с привлечением большого количества студентов. Особенно важно, что большинство из них - на лучшую студенческую группу, «Студент года», «Мисс университет», - проводятся ежегодно и уже стали элементом студенческой жизни, и главное - культуры. Участие в этих конкурсах в студенческой среде очень высоко оценивается, а именно такой результат свидетельствует о прогрессивности подобной методики воспитания личности в высшей школе.
В здоровом теле - здоровый дух, - поэтому на фоне культурно-эстетической работы с молодежью уделяется большое внимание и физическому воспитанию. В студенческом спортивном клубе культивируется восемь видов спорта, на высоком профессиональном уровне ведутся тренировки команд по фанк-аэробике и софтболу. Параллельно летом ежегодно создается более 17 молодежных трудовых отрядов, которые работают как на территории университета так за его пределами.
«В целом анализ развития деятельности вуза за все время существования свидетельствует о высокой жизнеспособности и продуктивности учебного заведения, - рассказал ректор Александр Голубенко. - Действительно, университет трижды в своем развитии переходил в новое качество. Впервые - когда стал крупнейшим в СССР машиностроительным институтом; второй раз - когда в тяжелое время войны был эвакуирован в Омск и, возродившись из пепла, стал основой для одного из крупнейших ныне вузов России – Омского технического университета; третий раз - когда логика развития трансформировала его в классический, и далее - в национальный университет».
Студенты и выпускники, знания и успехи которых являются наилучшим показателем высокого уровня университета, каждый раз не словом, а делами доказывают, что Далевский университет - классическое высшее учебное заведение с мощной, прежде всего, научной базой. За последний год студенты университета получили более 100 дипломов, грамот, сертификатов в международных и всеукраинских олимпиадах, студенческих научных конференциях и конкурсах; около 50% из них – заняли призовые места.
Переход к европейской системе обучения, воспитание у студентов чувства причастности к европейскому образовательному пространству повышают интерес к специальностям, которые они осваивают, дают уверенность в перспективах карьеры. Благодаря успешной реализации этой задачи в университете достигнуто около 100% обеспеченности гарантированного направления на работу выпускников. Качественный показатель успеваемости выпускников университета подтвержден независимым рейтингом Луганских вузов компании «Навигатор», который определил степень востребованности выпускников тех или иных вузов в сфере управления. По данным этого рейтинга 61,66% руководителей и топ-менеджеров предприятий Луганска получили первое высшее образование во ВНУ им. В. Даля, а процент второго высшего также наивысший по Луганску и составляет 49,4%. Нынешний выпускник Далевского университета способен работать в условиях рыночной экономики любой страны как высококвалифицированный специалист, личность, гражданин, поскольку он получает высококачественное международное образование. Именно успехи выпускников - это вдохновение на лучшие и более высокие результаты. Успешные выпускники - это оценка труда преподавателей и научных сотрудников университета.
К своему 90-летию университет вышел на новый уровень подготовки научно-педагогических кадров и для себя, и для других коллективов. Наряду с несколькими специализированными учеными советами по защите диссертационных работ по техническим направлениям, созданы новые, среди которых по философии (немного университетов в Украине, в которых есть докторский совет по философии), истории, психологии, права, педагогики.
Сегодня университет полностью обеспечивает свои потребности в квалифицированных преподавателях. Это подтверждается наличием около 30 признанных мировых научных школ, в которых работают почти 900 научных деятелей с учеными степенями и званиями. Кадровое обеспечение образовательной деятельности вуза реализуется через докторантуру и аспирантуру по 18 и 49 научным специальностям соответственно. Ведется активная научно-исследовательская работа. Например, лаборатория ВНУ им. В. Даля «Химекс» является одним из признанных мировых лидеров в отрасли каскадного регио- и стереоселективного синтеза новых, частично гидрированных, серно- и селеносодержащих пиридинов и их конденсируемых аналогов – перспективных синтонов для получения труднодоступных и неизвестных ранее функционально замещенных гетероциклов. Полученные вещества выступают препаратами для лечения глаукомы и диабета. Ученые одной из старейшей кафедр университета - кафедры физики участвовали в масштабных международных проектах по сооружению нейтринного телескопа в глубинах Мирового океана (проект ДЮМАНД - Deep Underwater Muon and Neutrino Detector). Далевские физики вместе со всем миром обосновывали возможности создания низкофонового подземного детектора типа «Коллапс» Института Ядерных исследований РАН в соляной шахте под Артемовском для регистрации нейтринных потоков от гигантских звездных катастроф. В целом работа кафедр университета и научно-исследовательских лабораторий направлена на оптимизацию работы таких сфер, как микроэлектроника, станкостроение, авиационное приборостроение, машиностроение, транспортное машиностроение, металлургическая промышленность, электроника, ремонтные предприятия и многое другое. Список можно продолжить до бесконечности. Активная научная деятельность подтверждена статистическими данными Министерства образования и науки Украины, по которым Далевский университет среди классических университетов Украины за последние годы занимает первые места по таким позициям, как научная работа и полученные патенты, исследования в области техники и высоких технологий.
Качество образования и научная деятельность также подтверждены дипломами и грамотами на многочисленных выставках и конкурсах. За период в течение 2004 - 2010 годов на международных выставках «Современное образование в Украине» университет награжден пятью золотыми и двумя серебряными медалями. Кроме того, на этих выставках университету последние четыре года присуждается почетное звание «Лидер современного образования». На II - IV (2006 - 2008 гг.) Международных салонах изобретений и новых технологий «Новое время» получено три золотые медали за научную и инновационную деятельность.
«Казак Луганский» говорил, что «жизнь прожить, не поле перейти». Поэтому, мы не останавливаемся на достигнутом, - говорит ректор университета. - Вскоре исполняется 100 лет со дня создания университета, произойдет это в 2020 году. Кто-то из далевцев станет на 10 лет старше, кто-то мудрее, кто-то – поседеет. Владимир Даль тоже был седым, мудрым и гордым. Гордые и мы, что работаем в университете, который носит его имя. Гордые, что имеем ум, интеллект, талант и желание работать во имя грядущих поколений. Пусть будет счастливым будущее нашего университета! Мы этого хотим и мы в это верим».
В плане стратегического развития вуза, очерченного к 100-летию университета, значатся три главных этапа развития Далевского университета. Интеграция в европейское образовательное пространство на сегодняшнем этапе развития вуза включает такие направления работы, как проведение второй стадии внедрения кредитно-модульной организации учебного процесса, прохождение европейской аккредитации, получение реальной автономии, подготовка новой генерации студентов, научных и педагогических кадров, инновационное развитие образовательной и научной деятельности университета. Достижения автономии университета является весомым показателем строительства гражданского общества в стране, поскольку именно университеты выбраны как фундаментальная база для построения европейского гражданского сообщества. Именно университеты как отдельный социальный институт формируют человеческие и моральные ресурсы будущего поколения.
Галина Щербак