В Далевском университете разработали основы формирования Еврорегиона в Луганской области
1-06-2010, 15:57В Восточноукраинском национальном университете имени Владимира Даля состоялась презентация коллективной монографии «Региональная логистика: методологические основы формирования еврорегиона (на примере Луганской области)». Впервые в книге ученые собрали воедино научно-практические разработки, необходимые для создания транспортно-логистического региона в Донбассе.
Презентация этой монографии была интересна не только преподавателям, аспирантам и студентам, но и руководителям, менеджерам-логистам предприятий, специалистам органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления Луганской и Ростовской областей. «Благодаря этим наработкам есть все предпосылки для создания еврорегиона «Донбасс», которое теперь должно решаться на правительственном уровне, - отметил заместитель начальника управления транспорта и связи ЛОГА Николай Логожан. – В управлении транспортом для разработки таких внедрений нет специалистов, здесь необходима наука и ученые, которые разработали бы концепционную программу. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, чему мы сегодня стали свидетелями».
В монографии рассматриваются проблемы функционирования международных транспортных коридоров, Евразийской транспортно-логистической системы, оптимизации транзитных железнодорожных и автомобильных перевозок за счет создания соответствующей инфраструктуры и еврорегионализации приграничных территорий на примере Луганской области Украины. Также в книге анализируются этапы, виды и особенности создания еврорегиона «Донбасс», его возможных (проектных) структурных подразделений, Восточноукраинского транспортно-логистического центра в Луганске, логопарков «Свердловск», «Изварино», «Меловое».
Кроме теоретических и методологических наработок, в монографии частично реализовано на примере Меловского района создание транспортно-логистического Еврорегиона. Рассматриваемая форма трансграничного сотрудничества – такая, как Еврорегион - является наиболее понятной Европе. Авторами впервые в Украине предлагается формирование еврорегиона районного уровня, а не областного, создаются предпосылки для интермодальных пунктов пропуска. Предлагается создание четырех логопарков, один из которых описан в книге, с логоцентром в Луганске.
Поднимаемые в монографии вопросы актуальны и важны для Луганска, поскольку город является не только одним из наиболее крупных промышленных регионов Украины, но и крупнейшим транспортно-коммуникационным узлом. Луганская область граничит с Ростовской, Воронежской, Белгородской областями Российской Федерации на протяжении 780 километров, имеет 12 международных пограничных пропускных пунктов из 64 в Украине. Луганщина находится на пересечении основных транспортных коридоров с севера на юг и с запада на восток: через регион проходят 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й так называемые «Критские коридоры», которые обеспечивают прохождение транзитных грузов из Северной, Центральной и Южной Европы в страны Азиатского континента и в обратном направлении.
«Возникают вопросы, которые требуют решения, и для их решения необходимы новые кадры, - подчеркнул главный специалист комитета приоритетного развития территорий ЛОГА. – Без этих молодых специалистов, способных выйти на новые подходы и создавать новые идеи, решить возникающие проблемы будет очень сложно. Замечательно, что сегодня речь идет о транспортно-логистическом регионе в учебном заведении, который имеет возможность и потенциал совместить в себе науку и обучение необходимых кадров».
По данным Укравтодора, из-за отсутствия современной дорожно-транспортной инфраструктуры в Луганске и в примыкающих к нему районах, по причине необустроенности международных железнодорожных и автомобильных приграничных пунктов пропуска область ежегодно «недозарабатывает» более 7 млрд. грн (0,8 млрд. долл.), а это составляет 4% ВВП страны. Авторы монографии своими наработками решают серьезную территориальную проблему с помощью создания необходимого транспортного коридора на севере области, попыткой увязать агломерацию дорог с промышленными предприятиями. Развитие приграничных районов будет способствовать формированию их инфраструктуры и увеличит материальные потоки в местный бюджет.
Научный труд написан группой ученых Далевского университета - профессорами Григорием Нечаевым (декан факультета логистики, заведующий кафедрой транспортных технологий, доктор технических наук), Михаилом Смирным (первый проректор), доцентами факультета логистики Юрием Никишкиным, Борисом Гуцало, аспирантом, преподавателем кафедры «Гражданское и трудовое право» Луганского государственного университета им. Э. А.Дидоренко Мариной Савельевой и заместителем генерального директора ЗАО «Меловской завод рафинированных масел «Стрелецкая степь».
На презентации авторы монографии выступили с докладами, в которых рассказали о месте Луганской области в системе евроазийских транспортно-логистических связей, о преимуществах транспортно-логистической инфраструктуры приграничных территорий Луганской области и условия её оптимизации, об Еврорегионе «Донбасс» как действенном организационно-правовом механизме взаимосотрудничества приграничных территорий Луганской (Украина) и Ростовской (Р.Ф.) областей, об особенностях создания и функционирования приграничного транспортно-логистического парка, о законодательной и нормативно-правовой базах развития украинско-российских приграничных связей, трансграничного сотрудничества и проблемах их совершенствования.
Григорий Нечаев и Борис Гуцало представили присутствующим научно-практические разработки по проблемам трансграничного сотрудничества: «Транспортно-логистическая инфраструктура приграничных территорий Луганской области» и «Условия создания и функционирования еврорегиона». Теперь, в связи с налаживанием международных отношений, поток по транспортным коридорам нашей области будет возрастать. Проводимые специалистами расчеты показали, что Украина может получить до 30% прироста ВВП за счет организации нормальной работы этих коридоров.
Для присутствующих студентов факультета логистики были инициированы пилотные проекты: «Меловое», «Луганск – деловой транспортно-логистический центр Украины», «Приграничное сотрудничество», «Создание выставочного комплекса в Луганске» и другие. «Мы поднимаем сложную, многоходовую проблему. Для ее решения необходимы новые кадры. И обучение на нашем факультете направлено на решение этих вопросов, наши выпускники смогут их решать, - сказал декан факультета логистики, заведующий кафедрой транспортных технологий профессор Григорий Нечаев. – Мы заинтересованы в работе по развитию нашего региона, в которой сочетаются профессионализм, научность и правовое поле».
Уже четыре года на факультете логистики ВНУ им. В.Даля работает общественная организация «Луганский институт стратегии безопасности и развития приграничных территорий». Она плодотворно сотрудничает с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Украины и России. Университетские ученые запроектировали создание транспортных коридоров в регионе и выступили с предложением их включить в Генеральный план развития Луганской области наряду с объектами интермодального логистического парка.
Наталья Вергуненко