Проблема в создании ОСМД в Луганской области: «верхи» не могут, а «низы» не хотят
19-06-2010, 16:03Правительство В.Януковича намерено последовательно проводить политику реформ для модернизации Украины. Один из приоритетов – реформа жилищно-коммунального хозяйства. Суть: создание конкретной рыночной среды для обеспечения населения услугами ЖКХ в соответствии с установленными национальными нормативами и стандартами. Ведущий элемент реформы: создание в домах коммунальной собственности объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) – самостоятельных заказчиков жилищно-коммунальных услуг. Необходимая правовая база для ОСМД создана – приняты Законы: «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» (2001г.) и «Об общегосударственной программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (2004г.). Но, реально количественный рост объединений, как в Украине, так и в Луганской области, незначительный. Так, в Украине, ОСМД созданы в 6% всех многоквартирных домов, а в Луганской области ОСМД управляют 10% всей жилой площади. При этом следует отметить, что значительная часть объединений совладельцев многоквартирных домов создана через преобразование жилищно-строительных кооперативов в ОСМД. Так, в Луганске бывшие ЖСК составляют 60% от всех ОСМД города. Таким образом, по своей сути (развитие конкурентной рыночной среды) реформа ЖКХ не продвигается. Проблему развития ОСМД образно можно выразить так: «верхи» не могут, а «низы» не хотят.
Почему «верхи» не могут?
Главное. Чтобы преобразовать дома коммунальной собственности в объединения необходима колоссальная организаторская и идеологическая работа власти с жителями. В том числе возможны непопулярные, принудительные меры, что может обернуться потерей голосов на выборах. Поэтому в организаторской и идеологической работе по созданию объединений центральная и местная власть преимущественно пассивны. Например, в исполкоме городского совета Луганска даже нет специалиста, отвечающего за создание и развитие ОСМД.
Почему «низы» не хотят?
Практика многих ОСМД Луганской области показывает, что самостоятельное управление квартирной платой намного эффективнее, чем обслуживание через печально известные коммунальные ЖЭКи. Так, например, ОСМД «Дружба» г. Краснодон, ул. Красноармейская, д.12-а. В этом доме объединение создано в 2005 году. Причина: разрушение дома при полной бездеятельности ЖЭКа. В течение первых четырех лет существования ОСМД были выполнены следующие виды работ: ремонт в подъездах; ремонт ступеней к подъездам; перил для входа в подъезды; ремонт «козырьков» над входом в подъезды; благоустройство двора, в частности, установка лавочек и создание клумб для цветов; восстановление освещения в подъездах и на придомовой территории; замена общедомовых канализационных труб на пластиковые; замена водопроводной системы на металлопластиковую с утеплением; ремонт труб подачи газа в дом.
Но, все же у большинства владельцев квартир доминирует опасение перед самостоятельным управлением дома. Источник этого чувства – неосведомленность жителей о механизме функционирования ОСМД и беспомощность при преодолении возможных форс-мажорных обстоятельств, которые могут произойти с домом.
Опыт функционирования ОСМД показал, что реально организовывает объединение и в дальнейшем им управляет небольшая группа самых активных жителей. Но управление финансово-хозяйственной деятельностью ОСМД требует специальных знаний. Конечно, председателям и членам правления их не хватает. Например, в г. Петровское 60 домов ОСМД. В них установлены такие тарифы на обслуживание дома и придомовой территории: четырехэтажный дом – 44 копейки за 1 кв.метр жилой площади, двухэтажный дом – 24 копейки. Понятно, что эти тарифы не могут обеспечить содержание дома в исправном эксплуатационном состоянии. Поэтому общественная организация «Луганский областной центр политических и социологических исследований «Политсоциум» реализовала проект: «Общественный центр: обучение актива ОСМД и инициативных групп по созданию ОСМД в Луганской области» при финансовой поддержке Международного фонда «Возрождение».
Проект был реализован в девяти городах: Первомайск, Петровское, Краснодон, Стаханов, Северодонецк, Свердловск, Ровеньки, Кировск, Красный Луч. Обучены активисты более 80% действующих в этих городах ОСМД. На тренингах обсуждались проблемы: формы управления ОСМД: через уставные органы, через ассоциации ОСМД, через управителя; формирование тарифа на содержание дома и придомовой территории; методы работы с владельцами квартир - должниками; правовой аспект взаимоотношений с предприятиями – монополистами, предоставляющими услуги ОСМД (тепло, вода, газ, электроэнергия).
политических и социологических исследований «Политсоциум»
В.Иванов