В Луганске строят очередной развлекательный центр "на костях"
21-05-2007, 08:24
Весь мир с напряжением следит за развитием росcийско-эстонского конфликта. И пока камеры всех репортеров направлены в сторону бронзового солдата, Луганский городской совет без лишнего шума принимает решение о строительстве культурно-развлекательного центра на месте бывшего Гусиновского кладбища.
Тем, кто плохо знаком с историей и географией нашего города, напомним, что территорией этого кладбища является всем известный парк в центре нашего областного центра, расположенный в районе Областной библиотеки имени М.Горького. Гусиновкой в конце 19 – начале 20 столетия именовали прилегающий жилой район, границы которого, по сведениям историков, обозначаются современными Сквером борцам октябрьской революции с одной стороны и Заводом ОР, Вергункой с другой. Все, что заполнено сегодня зданиями и постройками разных лет от центра и до самой Острой Могилы в те далекие годы было степью, и именно в этой степи, на окраине города хоронили горожан. Существуют предположения, что кладбище начало функционировать еще в позапрошлом столетии, но достоверное летоисчесление захоронений идет с 1910 года, т.е. еще до начала советской эпохи.
В 20-х годах прошлого века в Луганске были возведены медицинский комплекс, который сейчас нам известен как Областная детская больница, и педагогический институт (нынешний Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко). Постепенно город стал расти в этом направлении, в результате чего Гусиновское кладбище оказалось в центре Луганска.
В тридцатых над быстрым ростом контингента постояльцев этого погоста усердно работали карательные службы и органы. НКВД расстреливало и хоронило здесь тех, кого принято было именовать «криминальными преступниками», потому что в то время понятия «политическое преступление» не существовало. По разным данным, начиная в советское время на этом кладбище были расстреляны и преданы земле от трех до пяти тысяч политических заключенных, диссидентов, репрессированных по различным причинам: кто за приверженность к церковным конфессиям, кто за свободомыслие… Попадали под дуло короткоствольного пистолета работников НКВД и настоящие преступники. Именно благодаря этому факту со временем кладбище приобретет славу места погребения исключительно представителей криминалитета и предателей.
На самом деле факты говорят о том, что Гусиновское кладбище стало последним приютом на земле для многих выдающихся людей Луганщины. В центре современного города покоятся останки его первого головы Николая Холодинина и его семьи, ректора педагогического вуза Иоанна Редникина, начальника городской милиции Александра Петченко, прокурора области Александра Сухина, директора конфетной фабрики Антона Горошенко. В этом месте покоятся герои Великой отечественной войны, участники боевых действий первой и второй мировой, авиаконструкторы, профессора, мастера Луганских заводов, архитекторы и учителя школ, священнослужители разных санов.
Когда в 70-х годах ХХ столетия было решено уничтожить часовню, расположенную в центре города, вместе с ней «под снос» попало и кладбище. Его сравняли с землей, официально объявив о проведении перезахоронения.
Свидетели и очевидцы рассказывают, как это было: «Полупьяные работники окружили кладбище, запретили проход по территории, разрыли могилы, вывезли останки. Дети еще долго потом в футбол играли черепами, некоторые из которых имели пулевые отверстия».
Подтверждения варварского отношения к кладбищу нашли строители церкви, которые, возводя в 90-х годах в парке храм, наткнулись на множество человеческих костей, расположенных в земле абсолютно хаотично. По сути, это свидетельство того, что во время возведения парка Дружбы народов останки, находящиеся в земле, перемешали ковшами тракторов… То, что открылось при строительстве храма, было извлечено из земли и захоронено согласно христианским обычаям на территории церкви.
В других местах под ковром зелени так и лежат вперемешку кости усопших.
Факты, которые открываются при неглубоком погружении в прошлое, довольно красноречивы. На месте общественного туалета, которым оснастили парк, располагаются могилы священников высоких санов. А там, где в прошлом году аналогичную конструкцию расположили хозяева летней площадки, покоится некто иной, как первый мер города Луганска. Как говорится, от благодарных потомков…
«Некрополь – это город мертвых, - объясняет историк, руководитель Луганской областной организации «Просвита» Владимир Семистяга. – Фактически, это святое место. Со времен древнегреческой цивилизации идет традиция соблюдать на кладбище покой и тишину. Люди вели здесь свой внутренний духовный диалог, думали, вспоминали близких, отдыхали в тени деревьев. Во времена советской власти кладбища начали разрушать. Причина этого вандализма в стремлении стереть с лица земли места захоронения «буржуев» и «служителей культа», чтобы стереть и память, и уважение к этим людям, которые хранил народ. На погостах возводились комплексы отдыха трудящихся: делали парки, скверы, танцевальные площади, фонтаны. Особенно это характерно для Луганска. Первое кладбище, которое постигла такая участь в нашем городе, располагалось на территории всем известного нынешнего сквера 30-летия ВЛКСМ. Там был похоронен весь Луганский бомонд. Это и поставило его под прицел большевистсков. Сегодня там кафе, танцевальная площадка, фонтан, телевизионная вышка… А теперь в Луганске собираются еще один развлекательный комплекс возвести на костях. Это противоречит всем правилам морали и культуры».
Не надо забывать, что в этом же парке стоит шесть памятных знаков: братская могила, в которой покоится прах 554 советских воинов, умерших от ран и болезней в госпитале за период с 1941 по 1945, памятник воинам-афганцам, у которого всегда лежат живые цветы, куда приходят матери погибших сыновей, памятник жертвам сталинских репрессий и два памятных знака, вопиющих о страшном преступлении, совершенном против украинского народа – о геноциде 1930-х годов.
Странная у нас позиция власти, которая вопреки указу Президента о создании мемориальных комплексов и памятников, посвященных трагедии голодомора, собирается возводить на их месте культурно-развлекательный центр. В культурности которого, к стати, позвольте усомниться…
К слову сказать, не беспокоит перспектива реализации подобного увеселительно-кладбищенского проекта и г-д Антипова, Гапочку, Тихонова, Ефремова и еще нескольких других далеко не последних людей в нашем городе, имена которых увековечены на памятнике афганским солдатам. Это из серии вопросов что победит, любовь к народу или к наживе?
Протоерей Павел Ботарчуков, настоятель храма Святых мучеников Гурия, Самона и Авива, который располагается в парке, рассказал, что это уже не первая попытка захватить лакомый кусок в центре города для выкачки денег. «Хождения голодных волков вокруг да около этой земли начались еще при Ягоферове, - говорит святой отец. – И это уже не первое подобное решение исполкома на моей памяти. Со мной пытались торговаться, поставили своего рода ультиматум: на нашу церковь навесили земельный налог. Это нонсенс. Ни один храм в городе, в стране, в мире не платит налог за пользование землей. А у нас долг вырастили уже до 46 тысяч гривен. Предлагали в открытую: долг простим, если откажешься от 60 соток земли, которая числится за храмом. Но это же не мой личный огород! Это церковная земля. И я категорически против того, чтобы на месте кладбища возводили увеселительные заведения».
Позиция церкви в этом отношении однозначна: строительство любого рода развлекательных комплексов на территории парка – смертный грех. По всем православным канонам на погостах ничего, кроме храмов возводить нельзя. Идею депутатов горсовета отец Павел назвал святотатством и кощунством.
«Тщетен человеческий запас слов, чтобы выразить непонимание и неприятие того, как можно построить на кладбище развлекательный центр, - говорит Павел Ботарчуков. – Я против и как гражданин, и как священник. Если здесь будет проводиться пикетирование граждан, возмущенных идеей городского совета, я готов выйти и поддержать людей».
А выйти, по-видимому, найдется кому. В рукописной «Книге памяти», созданной по инициативе настоятеля Храма Святых мучеников Гурия, Самона и Авива, собрано около 300 записей о тех, кто похоронен на Гусиновском кладбище. Записи оставляли прихожане храма, родственники и близкие умерших, историки. Список продолжает расти. Писали, чтоб в храме молились за души тех, над прахом которых сегодня шумят деревья, и пьяные голоса посетителей летних площадок, а завтра могут зашуметь экскаваторы и «дикие танцы»…
Тем, кто плохо знаком с историей и географией нашего города, напомним, что территорией этого кладбища является всем известный парк в центре нашего областного центра, расположенный в районе Областной библиотеки имени М.Горького. Гусиновкой в конце 19 – начале 20 столетия именовали прилегающий жилой район, границы которого, по сведениям историков, обозначаются современными Сквером борцам октябрьской революции с одной стороны и Заводом ОР, Вергункой с другой. Все, что заполнено сегодня зданиями и постройками разных лет от центра и до самой Острой Могилы в те далекие годы было степью, и именно в этой степи, на окраине города хоронили горожан. Существуют предположения, что кладбище начало функционировать еще в позапрошлом столетии, но достоверное летоисчесление захоронений идет с 1910 года, т.е. еще до начала советской эпохи.
В 20-х годах прошлого века в Луганске были возведены медицинский комплекс, который сейчас нам известен как Областная детская больница, и педагогический институт (нынешний Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко). Постепенно город стал расти в этом направлении, в результате чего Гусиновское кладбище оказалось в центре Луганска.
В тридцатых над быстрым ростом контингента постояльцев этого погоста усердно работали карательные службы и органы. НКВД расстреливало и хоронило здесь тех, кого принято было именовать «криминальными преступниками», потому что в то время понятия «политическое преступление» не существовало. По разным данным, начиная в советское время на этом кладбище были расстреляны и преданы земле от трех до пяти тысяч политических заключенных, диссидентов, репрессированных по различным причинам: кто за приверженность к церковным конфессиям, кто за свободомыслие… Попадали под дуло короткоствольного пистолета работников НКВД и настоящие преступники. Именно благодаря этому факту со временем кладбище приобретет славу места погребения исключительно представителей криминалитета и предателей.
На самом деле факты говорят о том, что Гусиновское кладбище стало последним приютом на земле для многих выдающихся людей Луганщины. В центре современного города покоятся останки его первого головы Николая Холодинина и его семьи, ректора педагогического вуза Иоанна Редникина, начальника городской милиции Александра Петченко, прокурора области Александра Сухина, директора конфетной фабрики Антона Горошенко. В этом месте покоятся герои Великой отечественной войны, участники боевых действий первой и второй мировой, авиаконструкторы, профессора, мастера Луганских заводов, архитекторы и учителя школ, священнослужители разных санов.
Когда в 70-х годах ХХ столетия было решено уничтожить часовню, расположенную в центре города, вместе с ней «под снос» попало и кладбище. Его сравняли с землей, официально объявив о проведении перезахоронения.
Свидетели и очевидцы рассказывают, как это было: «Полупьяные работники окружили кладбище, запретили проход по территории, разрыли могилы, вывезли останки. Дети еще долго потом в футбол играли черепами, некоторые из которых имели пулевые отверстия».
Подтверждения варварского отношения к кладбищу нашли строители церкви, которые, возводя в 90-х годах в парке храм, наткнулись на множество человеческих костей, расположенных в земле абсолютно хаотично. По сути, это свидетельство того, что во время возведения парка Дружбы народов останки, находящиеся в земле, перемешали ковшами тракторов… То, что открылось при строительстве храма, было извлечено из земли и захоронено согласно христианским обычаям на территории церкви.
В других местах под ковром зелени так и лежат вперемешку кости усопших.
Факты, которые открываются при неглубоком погружении в прошлое, довольно красноречивы. На месте общественного туалета, которым оснастили парк, располагаются могилы священников высоких санов. А там, где в прошлом году аналогичную конструкцию расположили хозяева летней площадки, покоится некто иной, как первый мер города Луганска. Как говорится, от благодарных потомков…
«Некрополь – это город мертвых, - объясняет историк, руководитель Луганской областной организации «Просвита» Владимир Семистяга. – Фактически, это святое место. Со времен древнегреческой цивилизации идет традиция соблюдать на кладбище покой и тишину. Люди вели здесь свой внутренний духовный диалог, думали, вспоминали близких, отдыхали в тени деревьев. Во времена советской власти кладбища начали разрушать. Причина этого вандализма в стремлении стереть с лица земли места захоронения «буржуев» и «служителей культа», чтобы стереть и память, и уважение к этим людям, которые хранил народ. На погостах возводились комплексы отдыха трудящихся: делали парки, скверы, танцевальные площади, фонтаны. Особенно это характерно для Луганска. Первое кладбище, которое постигла такая участь в нашем городе, располагалось на территории всем известного нынешнего сквера 30-летия ВЛКСМ. Там был похоронен весь Луганский бомонд. Это и поставило его под прицел большевистсков. Сегодня там кафе, танцевальная площадка, фонтан, телевизионная вышка… А теперь в Луганске собираются еще один развлекательный комплекс возвести на костях. Это противоречит всем правилам морали и культуры».
Не надо забывать, что в этом же парке стоит шесть памятных знаков: братская могила, в которой покоится прах 554 советских воинов, умерших от ран и болезней в госпитале за период с 1941 по 1945, памятник воинам-афганцам, у которого всегда лежат живые цветы, куда приходят матери погибших сыновей, памятник жертвам сталинских репрессий и два памятных знака, вопиющих о страшном преступлении, совершенном против украинского народа – о геноциде 1930-х годов.
Странная у нас позиция власти, которая вопреки указу Президента о создании мемориальных комплексов и памятников, посвященных трагедии голодомора, собирается возводить на их месте культурно-развлекательный центр. В культурности которого, к стати, позвольте усомниться…
К слову сказать, не беспокоит перспектива реализации подобного увеселительно-кладбищенского проекта и г-д Антипова, Гапочку, Тихонова, Ефремова и еще нескольких других далеко не последних людей в нашем городе, имена которых увековечены на памятнике афганским солдатам. Это из серии вопросов что победит, любовь к народу или к наживе?
Протоерей Павел Ботарчуков, настоятель храма Святых мучеников Гурия, Самона и Авива, который располагается в парке, рассказал, что это уже не первая попытка захватить лакомый кусок в центре города для выкачки денег. «Хождения голодных волков вокруг да около этой земли начались еще при Ягоферове, - говорит святой отец. – И это уже не первое подобное решение исполкома на моей памяти. Со мной пытались торговаться, поставили своего рода ультиматум: на нашу церковь навесили земельный налог. Это нонсенс. Ни один храм в городе, в стране, в мире не платит налог за пользование землей. А у нас долг вырастили уже до 46 тысяч гривен. Предлагали в открытую: долг простим, если откажешься от 60 соток земли, которая числится за храмом. Но это же не мой личный огород! Это церковная земля. И я категорически против того, чтобы на месте кладбища возводили увеселительные заведения».
Позиция церкви в этом отношении однозначна: строительство любого рода развлекательных комплексов на территории парка – смертный грех. По всем православным канонам на погостах ничего, кроме храмов возводить нельзя. Идею депутатов горсовета отец Павел назвал святотатством и кощунством.
«Тщетен человеческий запас слов, чтобы выразить непонимание и неприятие того, как можно построить на кладбище развлекательный центр, - говорит Павел Ботарчуков. – Я против и как гражданин, и как священник. Если здесь будет проводиться пикетирование граждан, возмущенных идеей городского совета, я готов выйти и поддержать людей».
А выйти, по-видимому, найдется кому. В рукописной «Книге памяти», созданной по инициативе настоятеля Храма Святых мучеников Гурия, Самона и Авива, собрано около 300 записей о тех, кто похоронен на Гусиновском кладбище. Записи оставляли прихожане храма, родственники и близкие умерших, историки. Список продолжает расти. Писали, чтоб в храме молились за души тех, над прахом которых сегодня шумят деревья, и пьяные голоса посетителей летних площадок, а завтра могут зашуметь экскаваторы и «дикие танцы»…
Алина Толстоватенко, председатель координационного совета
гражданского движения «Народная самооборона»
гражданского движения «Народная самооборона»