В Украине запускается единая система для неотложек
17-09-2018, 09:54В стране продолжается реформа экстренной медпомощи – Минздрав готовится к запуску электронной системы для неотложек «Централь 103». В перспективе она объединит все украинские оперативно-диспетчерские службы в единый ресурс, что позволит быстро обмениваться данными о принятых вызовах. Какие еще преимущества даст новая система, сообщает издание «Сегодня».
В ближайшее время к «Централь 103» подключат восемь областей (Винницкую, Донецкую, Запорожскую, Одесскую, Полтавскую, Тернопольскую, Харьковскую, Херсонскую) и Киев. Пока в тестовом режиме. На обкатку системы чиновники выделяют год. После этого, если результаты будут положительными, «Централь» внедрят в остальных регионах. В будущем «Централь 103» будет взаимодействовать с системой E-Health. Это поможет создать полноценную электронную медкарту пациента, а также позволит системам обмениваться данными – медики на вызове смогут онлайн получить доступ к истории болезни пациента. Пока же система тестируется, в Минздраве собираются разработать единые требования к оперативно-диспетчерским службам.
В первую очередь обмен данными поможет наладить контакт между службами.
«Отсутствие взаимодействия приводит к абсурдным ситуациям. Например, при ДТП на границе двух областей выезжает бригада скорой, которая находится дальше от места происшествия, но формально именно она должна принять вызов», – рассказывают в Минздраве.
Система же призвана оптимизировать работу ОДС и повысить их эффективность. Если сегодня среднее время обработки вызова составляет 3-5 минут, то «Централь 103» должна сократить его до одной минуты. Это станет возможным благодаря автоматическому подбору доступных ближайших бригад – сегодня диспетчеры обзванивают экипажи самостоятельно. А чтобы система «видела» местоположение каждой команды и ее статус, на всех машинах экстренной помощи установят GPS. Это поможет скорым быстрее добираться до пациентов – вместо сегодняшних 16-20 минут за 9-12 минут.
Вызов скорой помощи станет также доступным для людей с нарушениями слуха и речи – таких, по данным Минздрава, в Украине около одного миллиона. «Централь 103» предусматривает неголосовой вызов – можно будет просто послать сообщение диспетчеру.
Также при необходимости система поможет диспетчерам быстро привлечь к оказанию экстренной помощи работников других экстренных служб – полиции и спасателей.
«В рамках проекта мы впервые в режиме реального времени увидим, на каких этапах возникают проблемы. На основе этих данных Агентство экстренной медицины сможет давать рекомендации по повышению качества оказания помощи. Например, это могут быть советы по необходимому количеству бригад в определенном регионе и мест их размещения», – поясняет глава проекта по оптимизации работы ОДС экстренной медпомощи Роман Ланский.
Фельдшер Виталий Роик с Николаевщины говорит, что у них в области подобная система уже действует: «Скорость приезда бригад теперь на высоте. Но минус ресурса в том, что он до сих пор не разделяет вызовы на профильные и непрофильные. Часто приходится выезжать к тем, кому срочная помощь не нужна».
Врач Людмила Цыганкова сомневается, что «Централь» сможет без помощи диспетчеров корректно распределять вызовы: «Только диспетчер знает, какое оборудование в какой машине и где квалификация экипажа больше подходит под вызов».